В статье на примере Самарской области представлены примеры взаимодействия муниципальных и региональных органов управления.
Ключевые слова: взаимодействие, муниципальные органы управления, регион, региональные органы управления, экономическое развитие.
Российская Федерация в качестве системы включает такие элементы, как субъекты Российской Федерации, вместе с тем они выступают тоже как система и включают элементы — муниципальные образования, где между ними происходят разного рода связи.
Под региональным управлением подразумевается не только воздействие управляющего характера, но при этом и сотрудничество организационного характера государства и его субъектов с органами местного самоуправления, которое обеспечивает функционирование муниципальных образований целенаправленного и эффективного характера. В прямых связях в качестве основных выступают воздействия управляющего характера. В обратных связях на первом месте стоят моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы, производимые снизу, разного рода восприятия и результативности тех связей, которые являются прямыми. [4] В системе регионального управления особо важное значение — у оптимального сочетания прямых и обратных связей.
Взаимодействие представляет собой форму отношений двух и более общностей, где систематическим обществом осуществляют их воздействие друг на друга, происходит реализация социальных действий каждого отдельно взятого из партнеров, достижение приспособления действий одного к действиям иного, общность понимания сложившейся ситуации, смысла проводимых действий и некоторая степень солидарности либо согласия между ними.
Осуществляемое взаимодействие региональных органов управления и муниципальных органов управления подразумевает под собой, что они в качестве партнеров, по крайней мере, являются равными в отношении основного объекта управления, и его производят из-за достижения одной общей цели — роста уровня и качества жизни населения каждого отдельно взятого муниципального образования и всего региона.
Конституцией Российской Федерации закреплена организационная обособленность муниципальных органов управления от органов власти государства, [1] но в практической действительности управление во всех сферах жизни общества, которое выстраивается на эффективной основе, не представляется возможным без четко отлаженного механизма по их взаимодействию. Очевидным является такой факт, что все вопросы местного значения не могут быть отделимы от интереса государства, не остаются и не могут остаться без его воздействия.
В эффективном становлении и развитии муниципалитетов большую роль играют органы государственной власти субъектов РФ. Взаимодействие последних с муниципальными органами управления и его должностными лицами в особо важной степени определяет уровень эффективности проводимой региональной политики — в решении проблем экономического, политического и социального характера в развитии муниципального образования и субъекта РФ. Также можно отметить, что такого рода взаимодействием обеспечивается определенная результативность муниципальной политики, при этом способствуя посредством решения вопросов, имеющих местное значении, в реализации задач государства, направленных на: укрепление базиса народовластия, создание условий для обеспечения интересов жизнедеятельности населения, проведение мероприятий, направленных на социальную защиту населения, стабилизация всей политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов управления.
В условиях современного развития экономики эффективное взаимодействие региональных органов управления и муниципальных органов управления осуществляется в рамках реализации национальных проектов России. В качестве одного из факторов успешности реализации национальных проектов РФ выступает осуществление их адаптации для муниципалитетов, которая осуществляется и в Самарской области. Действенной стратегией для решения задач эффективной реализации нацпроектов выступает координация деятельности региональных министерств с усилиями, которые предпринимаются муниципальной властью.
В большом количестве случаев данная стратегия реализуется посредством проведения выездных заседаний регионального правительства. Приведем пример г. Новокуйбышевска. Совместно с обсуждением социально-экономического развития города называли важнейшие проблемы в ходе таких заседаний. Это предоставило возможность обозначения приоритетных для данной территории проектов. Сегодня особого рода значимость для г. Новокуйбышевска — в реализации программ по экологии в рамках одноименного национального проекта. [2] Участие в такого рода проектах, как: «Чистая вода», «Оздоровление Волги», предоставило возможность данному индустриальному городу Самарской области решить проблемы долгосрочного характера, из которых: уменьшение отрицательного воздействия организаций на экологию, модернизация очистных сооружений, а вместе с тем переход на осуществление раздельного сбора мусора.
Новокуйбышевск традиционным образом входит в лидеры из муниципалитетов Самарской области, он также является примером для иных городов региона по применению так называемых «умных технологий». В качестве результата реализации национального проекта «Умный город» в г. Новокуйбышевске стало появление в 25 домах автоматического климатического регулирования, установление комплексов видеофиксации и на полноценной основе функционирование системы оповещения о ЧС.
Процедуры уточнения и корректировки паспортов региональных составляющих российских национальных проектов в контексте муниципалитетов выступает в качестве значимого аспекта их успешной реализации. Нацпроект, в котором органам местного самоуправления отведена ведущая роль, — «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Его основным показателем является повышение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, в т. ч. за счет вывода из тени тех предпринимателей, которые трудятся вне правового поля.
Координацию взаимодействия муниципальных органов управления и региональных органов управления идет и в иного рода форматах. К примеру, в режиме видеоконференции проводят совещание с главами городских округов и муниципальных районов Самарской области по вопросам подготовки ее территорий к паводку весной. Обеспечение безаварийного пропуска паводковых вод является вопросом менее масштабным, но при этом решение данной проблемы выступает в качестве критерия положительной оценки жителями эффективности взаимодействия муниципальных органов управления и региональных органов управления.
Таким образом, эффективное и своевременное взаимодействие муниципальных органов управления и региональных органов управления позволяет достичь улучшения уровня и качества жизни населения в муниципалитетах региона, что было представлена на примере Самарской области.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
- Официальный сайт Администрации городского округа Новокуйбышевск [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://city-hall.nvkb.ru.
- Официальный сайт Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.samregion.ru.
- Сидоров М. А. Регионально-муниципальное взаимодействие в сфере использования цифровых инструментов публичного управления // Benificium. — 2023. — № 2. — С.62–68.