В программировании шаблоны (или паттерны) проектирования являются обобщёнными решениями для часто встречающихся проблем. Их использование способствует повышению уровня абстракции в проектах и облегчает поддержку и расширение кода [1].
В мире программирования постоянно возникают задачи, связанные с необходимостью интеграции компонентов системы, разработанных с использованием различных интерфейсов [2]. Для решения таких задач и существует паттерн проектирования «адаптер». Этот шаблон позволяет объектам с несовместимыми интерфейсами работать вместе. Паттерн «адаптер» применяется для обеспечения совместной работы структур, которые не могут быть изменены, или когда требуется предоставить единый интерфейс к разнородным типам.
Паттерн «адаптер» используется в тех случаях, когда есть необходимость интегрировать в систему типы с несовместимыми интерфейсами, либо когда нужно обеспечить работу нового кода с уже существующими типами без изменения исходного кода этих типов. «адаптер» позволяет объектам успешно взаимодействовать, преобразуя интерфейс одного типа в интерфейс, ожидаемый другим типом.
Допустим, у нас есть система, которая использует интерфейс Target, ожидающий данные в определённом формате. Но данные приходят из внешнего источника в виде, который не совместим с ожидаемым интерфейсом Target. В этом случае мы можем создать адаптер, который преобразует данные из несовместимого формата в формат, требуемый интерфейсом Target. Пример представлен на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Пример создания паттерна
Рис. 2. Продолжение примера создания паттерна
В этом примере структура Adapter включает структуру Adaptee в качестве компонента. Это дает возможность адаптировать поведение Adaptee к интерфейсу Target, используя композицию. Адаптер получает данные от Adaptee в формате строки и преобразует их в срез строк, который ожидает интерфейс Target.
Особенности реализации в Go
В Go паттерн «адаптер» реализуется естественным образом благодаря следующим особенностям языка:
- Неявная реализация интерфейсов — любой тип, реализующий все методы интерфейса, автоматически удовлетворяет этому интерфейсу. Это делает создание адаптеров более гибким.
- Композиция вместо наследования — Go использует композицию через встраивание структур, что идеально подходит для реализации паттерна «адаптер».
- Явные преобразования — Go требует явных преобразований типов, что делает адаптацию данных более прозрачной и понятной.
Паттерн проектирования «адаптер» является мощным инструментом для обеспечения совместимости между различными частями программного обеспечения. Он позволяет объектам с несовместимыми интерфейсами успешно взаимодействовать, расширяя возможности по интеграции и повторному использованию существующих типов. В Go этот паттерн реализуется естественным образом благодаря композиции и неявной реализации интерфейсов.
Применение «адаптера» требует тщательного планирования и понимания целей интеграции, чтобы максимально использовать его преимущества, минимизируя негативное воздействие на структуру и производительность программы. В итоге, успешное применение этого паттерна позволяет создавать более гибкие, масштабируемые и модульные системы, способствуя более эффективной разработке программного обеспечения.
Литература:
- Донован А., Kernighan B. Язык программирования Go [Текст] / А. Донован, Б. Керниган. — М.: Вильямс, 2016. — 480 с.
- Цукалос М. Go: идиомы и паттерны проектирования [Текст] / М. Цукалос. — СПб.: Питер, 2020. — 544 с.

