Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Паттерн проектирования «наблюдатель» в языке программирования Go

Научный руководитель
Информационные технологии
09.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
Данная статья рассматривает паттерн проектирования наблюдатель в Go.
Библиографическое описание
Дрянкова, Д. А. Паттерн проектирования «наблюдатель» в языке программирования Go / Д. А. Дрянкова, Т. А. Халевин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/archive/600/131104.


В программировании шаблоны (или паттерны) проектирования являются обобщёнными решениями для часто встречающихся проблем. Их использование способствует повышению уровня абстракции в проектах и облегчает поддержку и расширение кода [1].

Паттерн проектирования «наблюдатель» является ключевым элементом для реализации распределенных, межмодульных взаимодействий в программных системах. Основной целью его применения является создание механизма подписки, позволяющего объектам получать уведомления об изменениях состояния других объектов. Этот паттерн широко используется в различных областях разработки программного обеспечения, начиная от графических пользовательских интерфейсов и заканчивая системами реального времени [2].

Паттерн «наблюдатель» предполагает наличие двух типов объектов: «субъектов», состояние которых наблюдается, и «наблюдателей», которые подписываются на уведомления о изменениях состояния субъектов. Ключевым преимуществом паттерна является возможность динамического добавления и удаления наблюдателей, что обеспечивает высокую гибкость и масштабируемость системы.

Рассмотрим базовую реализацию паттерна «наблюдатель» на языке Go. Пример представлен на рисунках 1, 2 и 3.

Пример создания паттерна “Наблюдатель”, создание интерфейсов

Рис. 1. Пример создания паттерна “Наблюдатель”, создание интерфейсов

Продолжение примера создания паттерна “Наблюдатель”, создание интерфейсов

Рис. 2. Продолжение примера создания паттерна “Наблюдатель”, создание интерфейсов

Продолжение примера создания паттерна “Наблюдатель”, создание субъекта и наблюдателей

Рис. 3. Продолжение примера создания паттерна “Наблюдатель”, создание субъекта и наблюдателей

В данном примере Subject является интерфейсом для субъектов, определяющим методы подписки (Attach), отписки (Detach) и уведомления наблюдателей (Notify). ConcreteSubject — конкретная реализация субъекта с состоянием state, изменение которого приводит к уведомлению наблюдателей. Observer определяет интерфейс для наблюдателей, а ConcreteObserver — его конкретная реализация, в которой определен метод Update, вызываемый при изменении состояния субъекта.

В Go паттерн «наблюдатель» имеет несколько важных особенностей:

  1. Потокобезопасность — в примере используется sync.RWMutex для обеспечения безопасной работы с наблюдателями в многопоточной среде. Это особенно важно для Go, где горутины активно используются.
  2. Интерфейсы — Go использует интерфейсы для определения контрактов между субъектами и наблюдателями, что обеспечивает гибкость и слабую связанность.
  3. Срезы для хранения наблюдателей — в отличие от списков в других языках, в Go используются срезы (slices) для хранения коллекции наблюдателей.
  4. Каналы как альтернатива — в Go также можно реализовать паттерн «наблюдатель» с использованием каналов (channels), что является более идиоматичным подходом для конкурентных приложений.

Паттерн «наблюдатель» представляет собой мощный инструмент в арсенале разработчика программного обеспечения, позволяющий эффективно управлять взаимодействиями между объектами в системе. Пример кода на языке Go демонстрирует базовую реализацию паттерна с учетом особенностей языка, включая потокобезопасность.

Однако, как и любой другой инструмент, паттерн «наблюдатель» имеет свои ограничения и подводные камни. Важно тщательно анализировать задачу и контекст её использования, чтобы избежать излишней сложности и неэффективности в работе системы. В Go особое внимание следует уделять потокобезопасности и рассмотреть возможность использования каналов для более идиоматичной реализации.

Литература:

  1. Донован А., Kernighan B. Язык программирования Go [Текст] / А. Донован, Б. Керниган. — М.: Вильямс, 2016. — 480 с.
  2. Цукалос М. Go: идиомы и паттерны проектирования [Текст] / М. Цукалос. — СПб.: Питер, 2020. — 544 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 8-11):
Часть 1 (стр. 1-75)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 8-11стр. 75

Молодой учёный