Паттерн проектирования «Одиночка» в языке программирования Python | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 22.05.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Халевин, Т. А. Паттерн проектирования «Одиночка» в языке программирования Python / Т. А. Халевин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114540/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья рассматривает паттерн проектирования «Одиночка» в Python.

Ключевые слова: Python, паттерн, проектирование, одиночка.

This article looks at the singleton design pattern in Python.

Keywords: Python, pattern, design, singleton.

В программировании шаблоны (или паттерны) проектирования являются обобщёнными решениями для часто встречающихся проблем. Их использование способствует повышению уровня абстракции в проектах и облегчает поддержку и расширение кода [1].

Паттерн проектирования Одиночка (Singleton) играет ключевую роль в разработке программного обеспечения, обеспечивая контролируемый доступ к единственному экземпляру класса. Этот паттерн относится к категории порождающих паттернов проектирования, поскольку его основная задача — контролировать процесс создания объектов. В рамках данной статьи будут рассмотрены основные аспекты паттерна Одиночка, его применение, преимущества и недостатки, а также будет представлен пример реализации на языке программирования Python.

Основной целью паттерна Одиночка является гарантия того, что для класса создается только один экземпляр, и предоставление глобальной точки доступа к этому экземпляру. Паттерн часто используется в ситуациях, когда необходимо обеспечить централизованный доступ к ресурсам или информации, например, при настройке соединения с базой данных, ведении логирования или доступе к конфигурационным файлам в приложении.

Использование Одиночки позволяет избежать проблем, связанных с множественными экземплярами объекта, таких как конфликты при доступе к ресурсам или ненужное увеличение потребления памяти. Однако его применение должно быть оправдано необходимостью наличия единственного экземпляра объекта, так как паттерн может ограничивать гибкость и масштабируемость приложения.

Для реализации паттерна Одиночка в Python можно использовать несколько подходов. Мы рассмотрим один из популярных — использование декоратора класса, который контролирует создание экземпляра класса [2]. Пример на рисунке 1 демонстрирует данный подход.

Пример создания паттерна через декоратор класса

Рис. 1. Пример создания паттерна через декоратор класса

В этом примере singleton является декоратором класса, который оборачивает класс Database и контролирует его инстанцирование. Словарь instances хранит экземпляры классов, которые были созданы. При попытке создания нового экземпляра класса Database декоратор проверяет, существует ли уже экземпляр данного класса. Если экземпляр существует, он возвращается; если нет — создается новый. Это гарантирует, что в приложении будет существовать только один экземпляр класса Database, обеспечивая тем самым централизованный доступ к базе данных.

Рассмотрим еще один пример создания паттерна Одиночка, в данном примере мы будем использовать метакласс. Метаклассы в Python позволяют контролировать создание и поведение классов. Использование метакласса для реализации паттерна «Одиночка» позволяет управлять созданием экземпляров на уровне класса, гарантируя, что будет создан только один экземпляр. Пример создания паттерна таким способом представлен на рисунке 2.

Пример создания паттерна одиночка с помощью метакласса

Рис. 2. Пример создания паттерна одиночка с помощью метакласса

В данном примере метакласс DatabaseMeta переопределяет метод __call__, который управляет созданием экземпляров. Словарь _instances хранит созданные экземпляры. При попытке создания нового экземпляра класса Database, метакласс сначала проверяет, существует ли уже экземпляр этого класса. Если экземпляр существует, он возвращается; в противном случае создается новый экземпляр.

Преимущества:

— Гарантированное создание единственного экземпляра класса. Это особенно важно для управления доступом к ресурсам, таким как соединение с базой данных или система логирования.

— Глобальная точка доступа к экземпляру. Позволяет обеспечить удобный доступ к экземпляру класса из любой точки приложения.

— Отложенная инициализация. Экземпляр класса может быть создан только при необходимости, что снижает изначальные затраты ресурсов при запуске приложения.

Недостатки:

— Нарушение принципа одиночной ответственности (Single Responsibility Principle). Класс, реализующий паттерн «Одиночка», берет на себя дополнительную ответственность за контроль своего собственного создания, что может привести к его перегрузке.

— Проблемы с многопоточностью. В многопоточных приложениях необходимо дополнительно контролировать доступ к экземпляру, чтобы избежать его повторного создания, что увеличивает сложность реализации.

— Трудности при тестировании. Использование глобального состояния может затруднить написание модульных тестов, поскольку тесты могут оказаться взаимозависимыми из-за общего состояния экземпляра.

Паттерн «Одиночка» представляет собой важный инструмент в арсенале разработчика, позволяющий эффективно управлять доступом к уникальным ресурсам приложения. Однако, как и любой инструмент, он должен использоваться с умом и пониманием возможных последствий его применения. Важно тщательно анализировать требования к проекту и принимать взвешенное решение о целесообразности применения данного паттерна, учитывая как его преимущества, так и потенциальные недостатки.

Литература:

1. Бэрри П. Изучаем программирование на Python [Текст] / П. Бэрри. — М.: Вильямс, 2014. — 243 с.

2. Гэддис Т. Начинаем программировать на Python [Текст] / Т. Гэддис. — СПб.: БХВ-Петербург, 2021. — 768 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экземпляр, экземпляр класса, база данных, декоратор класса, единственный экземпляр класса, класс, один, попытка создания нового экземпляра класса, создание экземпляров, централизованный доступ.


Ключевые слова

проектирование, паттерн, python, одиночка

Похожие статьи

Паттерн проектирования «прототип» в языке программирования Python

Данная статья рассматривает паттерн проектирования «прототип» в Python.

Паттерн проектирования «состояние» в языке программирования Python

Данная статья рассматривает паттерн проектирования «состояние» в Python.

Реализация архитектурного шаблона MVC с использованием шаблона проектирования «Наблюдатель» на языке PHP

В статье рассматриваются особенности реализации и пример использования архитектурного шаблона MVC и шаблона «наблюдатель» для разработки веб-приложений на языке PHP.

Обзор пакета для анализа временных рядов forecast на языке программирования R

Данная статья рассматривает основные аспекты пакета «forecast», обращая внимание на его ключевые возможности и применение.

Исследование преобразования формул в MathML

В статье рассматривается язык разметки MathML, а также алгоритмы его преобразования.

Объектно-ориентированное программирование. Общие возможности контейнеров С++

Статья посвящена вопросам программирования. Здесь дано понятие свойств объектно-ориентированного программирования, а также рассмотрены требования к контейнерам стандартной библиотеки шаблонов С++. Приводятся понятия некоторых шаблонов контейнерных кл...

Реализация алгоритма поиска ближайших объектов с помощью K-D tree

В данной статье разработан алгоритм поиска ближайших объектов с помощью вспомогательной структуры, основанной на K-D tree, а также рассматривается приложение на языке Java, реализующее данный алгоритм.

Работа с элементами GUI на примере приложения с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt

В статье подробно разобран код приложения, написанного с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt основанного на языке C++. Приложение Dynamic Layouts является одним из примеров, входящих в пакет Qt Creator. На примере данного приложения расс...

Параллелизм в С++ на примере библиотеки Pthread

В статье авторы рассматривают многопоточное программирование.

Разбор многоступенчатой конвертации на примере форматов sb3 и exe

В данной статье рассматриваются многоступенчатая конвертация, а также «нестандартный» способ конвертации на примере проектов, написанных на языке Scratch, в exe файл.

Похожие статьи

Паттерн проектирования «прототип» в языке программирования Python

Данная статья рассматривает паттерн проектирования «прототип» в Python.

Паттерн проектирования «состояние» в языке программирования Python

Данная статья рассматривает паттерн проектирования «состояние» в Python.

Реализация архитектурного шаблона MVC с использованием шаблона проектирования «Наблюдатель» на языке PHP

В статье рассматриваются особенности реализации и пример использования архитектурного шаблона MVC и шаблона «наблюдатель» для разработки веб-приложений на языке PHP.

Обзор пакета для анализа временных рядов forecast на языке программирования R

Данная статья рассматривает основные аспекты пакета «forecast», обращая внимание на его ключевые возможности и применение.

Исследование преобразования формул в MathML

В статье рассматривается язык разметки MathML, а также алгоритмы его преобразования.

Объектно-ориентированное программирование. Общие возможности контейнеров С++

Статья посвящена вопросам программирования. Здесь дано понятие свойств объектно-ориентированного программирования, а также рассмотрены требования к контейнерам стандартной библиотеки шаблонов С++. Приводятся понятия некоторых шаблонов контейнерных кл...

Реализация алгоритма поиска ближайших объектов с помощью K-D tree

В данной статье разработан алгоритм поиска ближайших объектов с помощью вспомогательной структуры, основанной на K-D tree, а также рассматривается приложение на языке Java, реализующее данный алгоритм.

Работа с элементами GUI на примере приложения с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt

В статье подробно разобран код приложения, написанного с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt основанного на языке C++. Приложение Dynamic Layouts является одним из примеров, входящих в пакет Qt Creator. На примере данного приложения расс...

Параллелизм в С++ на примере библиотеки Pthread

В статье авторы рассматривают многопоточное программирование.

Разбор многоступенчатой конвертации на примере форматов sb3 и exe

В данной статье рассматриваются многоступенчатая конвертация, а также «нестандартный» способ конвертации на примере проектов, написанных на языке Scratch, в exe файл.

Задать вопрос