Паттерн проектирования «прототип» в языке программирования Python | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Халевин, Т. А. Паттерн проектирования «прототип» в языке программирования Python / Т. А. Халевин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/524/115813/ (дата обращения: 19.10.2024).



Данная статья рассматривает паттерн проектирования «прототип» в Python.

Ключевые слова: Python, паттерн, проектирование, прототип.

This article looks at the factory method design pattern in Python.

Keywords: Python, pattern, design, prototype.

В программировании шаблоны (или паттерны) проектирования являются обобщёнными решениями для часто встречающихся проблем. Их использование способствует повышению уровня абстракции в проектах и облегчает поддержку и расширение кода [1].

Паттерн проектирования «прототип» относится к классу порождающих паттернов и представляет собой методологию создания новых объектов путём копирования существующих экземпляров. Этот паттерн особенно полезен в ситуациях, когда создание копии объекта предпочтительнее его инициализации с нуля. Использование «прототипа» может существенно сократить затраты ресурсов и время на создание объектов, особенно если они сложны в настройке или требуют значительных вычислительных ресурсов.

Паттерн «прототип» используется в следующих случаях:

— Когда создание копии объекта менее затратно по ресурсам и времени, чем его новая инициализация.

— Когда система должна быть независима от способа создания, композиции и представления объектов.

— Когда классы, инстанцируемые приложением, определяются во время выполнения, например, динамическая загрузка.

Применение паттерна позволяет избежать прямой зависимости между создателем и продуктами, что увеличивает гибкость и повторное использование кода.

Рассмотрим базовый пример реализации паттерна Прототип, где объект копируется с использованием встроенного в Python метода copy [2]. Пример представлен на рисунке 1.

Пример создания паттерна

Рис. 1. Пример создания паттерна

В этом примере мы определили класс Car, который включает в себя экземпляр другого класса Engine. Это демонстрирует, как можно клонировать объекты, содержащие вложенные объекты. Использование метода copy.deepcopy обеспечивает глубокое копирование объекта Car, включая полное копирование всех его атрибутов и вложенных объектов, таких как Engine. Таким образом, модификации клонированного объекта не влияют на исходный объект, что подчеркивает независимость клонов друг от друга.

Преимущества:

— Высокая эффективность при создании копий сложных объектов. Использование прототипа может существенно уменьшить время и ресурсы, необходимые для создания объектов, особенно если они включают сложные или ресурсоёмкие процессы инициализации.

— Уменьшение прямых зависимостей между классами. Поскольку объекты создаются путём копирования существующих экземпляров, не требуется зависимость от конкретных классов.

— Гибкость в добавлении или изменении атрибутов копируемых объектов. Можно легко модифицировать клонируемый объект, добавляя или изменяя его атрибуты на этапе создания копии.

Недостатки:

— Сложность в реализации при наличии циклических ссылок. Клонирование объектов, содержащих циклические ссылки, может быть непростой задачей, поскольку требует тщательного управления копированием ссылок.

— Необходимость реализации глубокого копирования. Для объектов, содержащих сложные структуры данных (например, списки или словари), необходимо обеспечить глубокое копирование, что может усложнить реализацию.

— Потенциальные проблемы с безопасностью. Создание копий объектов может привести к нежелательному распространению чувствительной информации, если данные объектов содержат конфиденциальную информацию.

Паттерн «прототип» представляет собой мощный инструмент в арсенале разработчика, позволяющий эффективно управлять созданием объектов. Он особенно ценен в ситуациях, когда требуется создание копий сложных объектов с минимальными затратами времени и ресурсов. В то же время, его применение требует внимательного подхода к управлению памятью и обработке ссылок, а также к вопросам безопасности данных.

Приведённые примеры кода на языке Python демонстрируют базовое применение паттерна «прототип» для создания копий объектов с возможностью их последующей модификации. Эти примеры подчёркивают гибкость и мощь данного паттерна, а также открывают простор для его использования в различных областях программирования.

В целом, паттерн «прототип» занимает заслуженное место среди других паттернов проектирования, предлагая уникальные возможности для оптимизации и гибкости в разработке программного обеспечения.

Литература:

1. Бэрри П. Изучаем программирование на Python [Текст] / П. Бэрри. — М.: Вильямс, 2014. — 243 с.

2. Гэддис Т. Начинаем программировать на Python [Текст] / Т. Гэддис. — СПб.: БХВ-Петербург, 2021. — 768 с.

Основные термины (генерируются автоматически): создание копий, глубокое копирование, класс, проектирование, создание копии.


Похожие статьи

Паттерн проектирования «состояние» в языке программирования Python

Данная статья рассматривает паттерн проектирования «состояние» в Python.

Паттерн проектирования «Одиночка» в языке программирования Python

Данная статья рассматривает паттерн проектирования «Одиночка» в Python.

Реализация архитектурного шаблона MVC с использованием шаблона проектирования «Наблюдатель» на языке PHP

В статье рассматриваются особенности реализации и пример использования архитектурного шаблона MVC и шаблона «наблюдатель» для разработки веб-приложений на языке PHP.

Параллелизм в С++ на примере библиотеки Pthread

В статье авторы рассматривают многопоточное программирование.

Исследование преобразования формул в MathML

В статье рассматривается язык разметки MathML, а также алгоритмы его преобразования.

Объектно-ориентированное программирование. Общие возможности контейнеров С++

Статья посвящена вопросам программирования. Здесь дано понятие свойств объектно-ориентированного программирования, а также рассмотрены требования к контейнерам стандартной библиотеки шаблонов С++. Приводятся понятия некоторых шаблонов контейнерных кл...

Обзор пакета для анализа временных рядов forecast на языке программирования R

Данная статья рассматривает основные аспекты пакета «forecast», обращая внимание на его ключевые возможности и применение.

Работа с элементами GUI на примере приложения с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt

В статье подробно разобран код приложения, написанного с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt основанного на языке C++. Приложение Dynamic Layouts является одним из примеров, входящих в пакет Qt Creator. На примере данного приложения расс...

Технология ASP.NET MVC

В статье рассматривается проектирование архитектуры приложений ASP.NET MVC. Авторы описывают теоретические основы ASP.NET MVC, которые необходимы для разработки web-приложений платформы.NET Framework.

Абстрактные и динамически сгенерированные контроллеры в ASP.NET

В данной статье будет рассмотрен подход автоматически сгенерированных контроллеров в одной из самых популярных технологий для написания веб-сайтов — ASP.NET Core MVC.

Похожие статьи

Паттерн проектирования «состояние» в языке программирования Python

Данная статья рассматривает паттерн проектирования «состояние» в Python.

Паттерн проектирования «Одиночка» в языке программирования Python

Данная статья рассматривает паттерн проектирования «Одиночка» в Python.

Реализация архитектурного шаблона MVC с использованием шаблона проектирования «Наблюдатель» на языке PHP

В статье рассматриваются особенности реализации и пример использования архитектурного шаблона MVC и шаблона «наблюдатель» для разработки веб-приложений на языке PHP.

Параллелизм в С++ на примере библиотеки Pthread

В статье авторы рассматривают многопоточное программирование.

Исследование преобразования формул в MathML

В статье рассматривается язык разметки MathML, а также алгоритмы его преобразования.

Объектно-ориентированное программирование. Общие возможности контейнеров С++

Статья посвящена вопросам программирования. Здесь дано понятие свойств объектно-ориентированного программирования, а также рассмотрены требования к контейнерам стандартной библиотеки шаблонов С++. Приводятся понятия некоторых шаблонов контейнерных кл...

Обзор пакета для анализа временных рядов forecast на языке программирования R

Данная статья рассматривает основные аспекты пакета «forecast», обращая внимание на его ключевые возможности и применение.

Работа с элементами GUI на примере приложения с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt

В статье подробно разобран код приложения, написанного с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt основанного на языке C++. Приложение Dynamic Layouts является одним из примеров, входящих в пакет Qt Creator. На примере данного приложения расс...

Технология ASP.NET MVC

В статье рассматривается проектирование архитектуры приложений ASP.NET MVC. Авторы описывают теоретические основы ASP.NET MVC, которые необходимы для разработки web-приложений платформы.NET Framework.

Абстрактные и динамически сгенерированные контроллеры в ASP.NET

В данной статье будет рассмотрен подход автоматически сгенерированных контроллеров в одной из самых популярных технологий для написания веб-сайтов — ASP.NET Core MVC.

Задать вопрос