Миграционная политика Российской Федерации в последние годы претерпевает существенные изменения, обусловленные как внутренними социально-экономическими процессами, так и внешнеполитическими факторами. Миграционные потоки оказывают прямое влияние на демографическое развитие страны, состояние рынка труда, безопасность государства и межэтнические отношения. В условиях усложняющейся международной ситуации, усиления миграционных рисков и цифровой трансформации публичного управления возрастает необходимость совершенствования правовых механизмов регулирования миграции, а также укрепления институтов контроля и надзора.
Прокуратура Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении законности в миграционной сфере, реализуя надзорные полномочия в отношении деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов внутренних дел, должностных лиц, а также иных субъектов, вовлеченных в миграционные процессы. Одновременно прокуратура участвует в формировании правоприменительной практики, выявляет системные нарушения законодательства, вносит представления, возбуждает дела об административных правонарушениях и принимает меры прокурорского реагирования в целях защиты прав и законных интересов граждан и общества [5].
Одним из ключевых факторов, определяющих миграционную политику РФ, остается демографическая ситуация, характеризующаяся сокращением трудоспособного населения и естественным убылью. В этих условиях трудовая миграция является значимым ресурсом для поддержания экономического роста, особенно в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг.
Однако рост числа иностранных работников требует совершенствования механизмов регулирования занятости мигрантов, контроля соблюдения требований трудового законодательства и обеспечения социальной адаптации приезжающих.
Влияние оказывают и геополитические процессы, включая напряженность на международной арене, изменение миграционных потоков из стран ближнего зарубежья, а также возможные риски, связанные с транзитной миграцией. Повышается вероятность использования миграционных каналов для перемещения радикально настроенных лиц, незаконной деятельности транснациональных преступных группировок, торговли людьми.
Современная миграционная политика РФ характеризуется активным внедрением цифровых технологий: автоматизацией процедур регистрации, оформлением патентов и разрешений на работу, использованием межведомственных информационных систем [4].
С одной стороны, это повышает прозрачность процессов, снижает коррупционные риски и ускоряет принятие решений. С другой стороны, цифровизация требует новых форм контроля, защиты персональных данных мигрантов, а также совершенствования электронного документооборота.
Рост миграционных потоков требует комплексных мер по обеспечению адаптации иностранных граждан: изучение русского языка, профилактика межэтнических конфликтов, обеспечение доступа к медицинской помощи и образованию. Отсутствие надлежащей интеграции может приводить к росту социального напряжения и правонарушений, что делает необходимым постоянный мониторинг ситуации со стороны органов власти и прокурорского надзора.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов всеми органами, наделенными полномочиями в области миграции: МВД России и его территориальными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов РФ, учреждениями социальной сферы, работодателями и др.
Ключевые направления надзора включают: контроль соблюдения правил миграционного учета; проверку законности оформления разрешительных документов; выявление нарушений в деятельности работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу; предупреждение коррупционных проявлений; обеспечение прав мигрантов при их взаимодействии с органами власти.
Прокурорские проверки нередко выявляют факты фиктивной постановки на учет, необоснованного отказа в предоставлении разрешений, незаконного взимания платежей, нарушения сроков рассмотрения заявлений.
Нарушения нередко возникают в случаях: задержки или невыплаты заработной платы; эксплуатации труда мигрантов; нарушения санитарных норм проживания; незаконных проверок и действий сотрудников правоохранительных органов; ограничений доступа к медицинской помощи. Прокурорские меры позволяют восстанавливать нарушенные права как индивидуально, так и в рамках защиты неопределенного круга лиц [6].
Незаконная миграция остается одной из наиболее сложных проблем, которая включает фиктивную регистрацию; фиктивные браки; нелегальное привлечение работников; подделку документов; пребывание на территории РФ по истечении установленных сроков.
Прокуратура тесно взаимодействует с МВД, ФСБ, ГУВМ, следственными органами, выявляя схемы незаконного пребывания и привлечение к административной или уголовной ответственности виновных лиц. Особое значение имеют координационные совещания по борьбе с преступностью, на которых вырабатываются меры по пресечению миграционных правонарушений [2].
Центры временного содержания иностранных граждан являются объектами повышенной социальной значимости. Нарушения в их работе связаны с условиями содержания, соблюдением медицинских норм, сроками рассмотрения дел об административном выдворении. Прокурорский надзор позволяет обеспечить законность при помещении иностранцев в такие центры, защиту их прав и предотвращение чрезмерного ограничения личной свободы.
Несмотря на сформированную систему правового регулирования, можно выделить ряд проблем прокурорского надзора: недостаточная координация между ведомствами; недостаток должной интеграции информационных систем; сложности в контроле за соблюдением трудовых прав мигрантов; сохраняющиеся коррупционные риски; дефицит механизмов социальной адаптации и языковой подготовки иностранных граждан.
В данных условиях прокурорский надзор требует дальнейшего совершенствования. Перспективные направления включают:
– расширение цифровых инструментов надзора — обмен данными с ведомственными информационными системами, анализ больших массивов данных для выявления рисков;
– укрепление межведомственного взаимодействия — создание единых платформ для обмена сведениями между МВД, Минтрудом, Минздравом и прокуратурой;
– повышение квалификации сотрудников прокуратуры в части миграционного законодательства, международных стандартов защиты прав человека и правоприменительной практики;
– аналитическая деятельность — подготовка обзоров нарушений, внесение предложений по изменению законодательства, участие в совершенствовании нормативной базы.
– профилактическая работа — взаимодействие с общественными организациями, национальными диаспорами, работодателями, информационная работа с мигрантами [3].
Таким образом, современные вызовы миграционной политики Российской Федерации требуют комплексного, системного и научно обоснованного подхода к регулированию миграционных процессов. Усложнение международной ситуации, цифровизация экономики, демографические тенденции и необходимость защиты прав мигрантов создают новые задачи для государственных органов. Прокуратура РФ занимает ключевое место в обеспечении законности в миграционной сфере, выступая гарантом соблюдения законодательства как со стороны государства, так и со стороны работодателей и самих мигрантов. Эффективный прокурорский надзор позволяет выявлять и пресекать нарушения, обеспечивать баланс между интересами национальной безопасности и защитой прав человека, а также способствует формированию устойчивой и гуманной миграционной политики.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 01.07.2020) // СЗ РФ. — 2014. -№ 31. -Ст. 4398
2. Приказ Генпрокуратуры России от 12.04.2024 № 273 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере миграции» (ред. от 03.06.2025) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Богданов, А. В. Противодействие незаконной миграции правоохранительными органами / А. В. Богданов // Вопросы миграционной безопасности и правоприменения. — 2021. — № 4. — С. 143–148.
4. Воробьева, О. Д. Миграционная политика России: учебник для вузов / О. Д. Воробьева, Л. Л. Рыбаковский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2025. — 182 с.
5. Попова, С. М. Трансформация миграционной политики России: этапы, особенности, проблемы (1989–2023) / С. М. Попова, А. А. Яник, С. Ф. Карпова // Административное и муниципальное право. — 2023. — № 4. — С. 24–44.
6. Трофина, И. А. Противодействие незаконной миграции средствами прокурорского надзора / И. А. Трофина // Законность. — 2022. — № 2. — С. 25–26.

