Ключевые слова: прокурор, миграция, профилактика правонарушений.
Экономическое развитии любого современного государства во многом предопределяется развитием миграционных процессов. Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для её дальнейшего поступательного развития [1].
По данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2017 год иностранные граждане и лица без гражданства совершили более 30,5 тыс. преступлений на территории РФ. По результатам правоприменительной практики подразделений по вопросам миграции МВД России за 11 месяцев 2018 года при установлении фактов фиктивной регистрации иностранных граждан зарегистрировано 6 тыс. преступлений [2].
С учётом изложенного прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства приобрёл особую актуальность, в том числе как средство профилактики правонарушений и преступлений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», профилактикой правонарушений является комплекс правовых, организационных и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений. Поскольку для прокурора предупредительно-профилактическая работа, является одним из основных видов деятельности, частью 3 статьи 6 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ ему предоставлена возможность применения и специальных мер профилактики.
Своевременно выявляя нарушения законов, устанавливая и устраняя обстоятельства, способствующие их нарушению, принимая исчерпывающие меры по привлечению к ответственности виновных лиц, прокурор тем самым способствуют предупреждению правонарушений. И чем активнее и компетентнее осуществляется прокурорский надзор, в частности за исполнением миграционного законодательства, чем выше его эффективность, тем выше и результат в плане предупреждения правонарушений [3].
Более того, осуществляя надзор за исполнением законов в сфере миграции прокурор, используя полномочия по применению правовых средств прокурорского реагирования, способствует совершенствованию деятельности правоохранительных и иных органов, в том числе и их деятельности по предупреждению правонарушений.
В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1«О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона [4]. Предостережение в отличии от других актов прокурорского реагирования имеет особую цель — не допустить нарушения закона. Оно применяется в том случае, когда закон еще не нарушен, но прокурору по результатам проведенной проверки стало известно, что конкретное лицо намерено в будущем нарушить закон. Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены.
Предупредительно-профилактическая деятельность прокурора предполагает знание причин и условий нарушений законов, в нашем случае миграционного законодательства. Наиболее полному установлению обстоятельств, способствующих совершению нарушений миграционного законодательства, способствует, проведение совместных проверок исполнения законов с управлением по вопросам миграции МВД России, государственной инспекцией труда. Выявляя нарушения закона, по результатам таких проверок, прокурор вносит представление об устранении выявленных нарушений закона [5].
Представление прокурораоб устранении нарушений закона, в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ», вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые обязаны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Осуществляя надзор за исполнением миграционного законодательства прокурору необходимо усилить контроль за соблюдением требований, содержащихся в актах реагирования [6].
Дело в том, что нередко должностные лица, не принимая действенных мер к устранению выявленных прокурором правонарушений и способствующих им обстоятельств, отделываются отписками, дезинформируя тем самым прокурора. В связи с этим при последующих посещениях соответствующих органов (хозяйствующих субъектов, органов контроля и других) прокурорам необходимо на местах выяснять, какие принимались меры в связи с внесенным актом реагирования. В случаях игнорирования требований прокурора, необходимо принимать исчерпывающие меры, ставя вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.
Неотъемлемой частью профилактики нарушений закона является работа прокурора по организации правового просвещения и правовому информированию граждан. В Приказе от 02.08.2017 года № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию граждан» Генеральный прокурор отмечает, что деятельность ведомства в данном направлении должна быть направлена на повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, оказания воспитательного воздействия в целях недопущения совершения правонарушений [7].
По-настоящему эффективные результаты по предупреждению правонарушений достигаются тогда, когда надзорные меры дополняются профилактическими. В связи с этим при непосредственных контактах прокурора с населением (проведении индивидуальных и групповых бесед, консультировании, чтении лекций), а также при использовании средств массовой информации основной упор рекомендуется делать на разъяснении гражданам требований, в частности, миграционного законодательства и ответственности в случае его нарушения.
Литература:
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. утв. Президентом РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.kremlin.ru, свободны. — Загл. с экрана.
2. «Доклад по результатам правоприменительной практики, статистике типовых и массовых нарушений, а также руководства по соблюдению обязательных требований в сфере миграции» (утв. МВД России 21.12.2018) // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315497 (дата обращения: 26.01.2019)
3. Прокурорский надзор / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2010. 396 с.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019). СЗ РФ. 1995. N 47. ст. 4472.
5. Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. 220 с.
6. Винокуров К. Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции: Дис.канд. юрид. наук. М., 2004. 176 с.
7. Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 N 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию». Законность. N 9. 2018.