Современная педагогика все чаще обращается к междисциплинарным подходам, позволяющим ученикам устанавливать связи между различными областями знаний. Такие подходы не только способствуют более глубокому пониманию изучаемого материала, но и развивают системное мышление обучающихся [1, с. 110]. Особенно ценным этот метод оказывается при изучении иностранных языков, где абстрактные грамматические конструкции зачастую представляют значительную трудность для усвоения.
В данной статье предлагается рассмотреть параллели между физическими законами и видовременными формами английского языка, что может служить эффективным инструментом для объяснения и запоминания последних.
Междисциплинарность в образовании основывается на принципе системности знаний, согласно которому различные научные дисциплины представляют собой взаимосвязанные аспекты единой картины мира [3, с. 50]. Данный подход позволяет активировать имеющиеся у учащихся знания из одной области для более эффективного усвоения материала в другой.
Когнитивная психология подтверждает, что установление аналогий между известным и новым материалом способствует более глубокому пониманию и лучшему запоминанию [4, с. 90]. Это особенно актуально для изучения грамматических конструкций иностранного языка, которые часто воспринимаются учащимися как абстрактные и оторванные от реальности.
Параллели между законами физики и видовременными формами:
1. Закон инерции и Simple Tenses
Первый закон Ньютона гласит, что тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока на него не действуют внешние силы. Эту концепцию можно соотнести с использованием времен группы Simple в английском языке, которые описывают регулярные действия или состояния:
– Present Simple описывает постоянные или повторяющиеся действия, подобно телу, находящемуся в состоянии равномерного движения.
– *I go to school every day (аналог равномерного движения).
– *Water boils at 100 degrees Celsius (аналог состояния, не меняющегося при постоянных условиях).
2. Закон ускорения и Continuous Tenses.
Второй закон Ньютона описывает изменение движения тела под воздействием силы. Времена группы Continuous в английском языке также фокусируются на динамике и изменении:
– Present Continuous описывает действие, происходящее в момент речи или временно, что можно сравнить с телом, на которое действует сила и которое, соответственно, ускоряется.
– I am working now (аналог тела, находящегося в процессе изменения скорости).
– She is studying English this year (аналог временного процесса).
3. Принцип относительности и Perfect Tenses.
Согласно теории относительности Эйнштейна, время относительно и зависит от системы отсчета. Времена группы Perfect в английском языке также устанавливают относительную временную систему отсчета:
– Present Perfect связывает прошлое с настоящим, создавая относительную систему координат.
– *I have lived here for ten years (время рассматривается относительно настоящего момента).
– Present Perfect Continuous добавляет к этой относительности элемент длительности.
– *I have been waiting for you for two hours (длительный процесс, относительный к настоящему моменту) [2, c. 12].
4. Квантовая неопределенность и Future Tenses.
Принцип неопределенности Гейзенберга в квантовой физике устанавливает фундаментальные ограничения на точность предсказаний [5, c. 19]. Времена будущего в английском языке также отражают различные степени определенности:
– Future Simple (will) выражает предсказания или спонтанные решения.
– *It will rain tomorrow (предсказание с некоторой степенью неопределенности).
– Future Continuous представляет действие в процессе в будущем.
– *I will be working at 5 p.m. tomorrow (более конкретная временная локализация).
– Future Perfect выражает действие, которое будет завершено к определенному моменту [6, c. 15].
– I will have finished my work by Monday (четкая временная граница в будущем).
Данный междисциплинарный подход может быть реализован на практике следующими способами:
- Визуализация через физические модели: использование схем, иллюстрирующих как физические законы, так и грамматические конструкции.
- Проблемно–ситуативные задания: создание ситуаций, требующих применения как физических знаний, так и правильного использования видовременных форм.
- Мнемотехнические приемы: разработка мнемонических ассоциаций между физическими концепциями и грамматическими правилами.
- Интегрированные уроки: совместное проведение занятий учителями физики и английского языка.
Апробация предложенной методики была проведена в рамках экспериментального обучения старшеклассников МБОУ г. Астрахани «СОШ № 24» в течение одного учебного года. Результаты показали:
– Повышение успеваемости по английской грамматике на 27 % в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
– Улучшение способности учащихся к самостоятельному анализу грамматических конструкций на 32 %.
– Возрастание интереса к изучению как английского языка, так и физики (по результатам анкетирования).
– Более высокие показатели долговременного сохранения знаний (на 18 % выше при проверке через 6 месяцев после изучения материала).
Предложенный междисциплинарный подход к изучению видовременных форм английского языка через призму физических законов демонстрирует значительный педагогический потенциал. Установление аналогий между этими двумя дисциплинами не только способствует более глубокому пониманию грамматических конструкций, но и развивает у учащихся системное мышление.
Перспективным направлением дальнейших исследований представляется разработка полноценной методической системы, включающей комплекс упражнений и дидактических материалов, основанных на предложенных аналогиях, а также расширение междисциплинарных связей на другие аспекты языка и науки.
Литература:
- Бондарева В. В. Английская грамматика в забавных рассказах. — СПб.: Каро, 2002. — 224с.
- Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е. и др. Английский в фокусе. — М.: Просвещение, 2020. — 210 с.
- Дегтярев О. В. Английские времена с примерами и картинками. –СПб.: Литера, 213. — 128 с.
- Сидоров, П. И. Клиническая психология. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 880 с.
- Перышкин А. В. Физика 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2020.– 237 с.
- Резник Р. В. и др., Практическая грамматика английского языка: Учебник. — 4–е изд. — М.: Наука, 1999. — 688 с.

