Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Взаимосвязь физических законов и видовременных форм английского языка: междисциплинарный подход к обучению

Педагогика
Препринт статьи
04.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается концепция использования аналогий между физическими законами и грамматическими конструкциями английского языка, в частности, его видовременными формами. Предлагается инновационный методический подход, позволяющий учащимся более глубоко усвоить сложные грамматические концепции через понимание их структурного сходства с физическими явлениями. Данный междисциплинарный метод способствует развитию системного мышления обучающихся и повышает эффективность образовательного процесса.
Библиографическое описание
Баулина, Т. Д. Взаимосвязь физических законов и видовременных форм английского языка: междисциплинарный подход к обучению / Т. Д. Баулина, С. Ю. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130884.


Современная педагогика все чаще обращается к междисциплинарным подходам, позволяющим ученикам устанавливать связи между различными областями знаний. Такие подходы не только способствуют более глубокому пониманию изучаемого материала, но и развивают системное мышление обучающихся [1, с. 110]. Особенно ценным этот метод оказывается при изучении иностранных языков, где абстрактные грамматические конструкции зачастую представляют значительную трудность для усвоения.

В данной статье предлагается рассмотреть параллели между физическими законами и видовременными формами английского языка, что может служить эффективным инструментом для объяснения и запоминания последних.

Междисциплинарность в образовании основывается на принципе системности знаний, согласно которому различные научные дисциплины представляют собой взаимосвязанные аспекты единой картины мира [3, с. 50]. Данный подход позволяет активировать имеющиеся у учащихся знания из одной области для более эффективного усвоения материала в другой.

Когнитивная психология подтверждает, что установление аналогий между известным и новым материалом способствует более глубокому пониманию и лучшему запоминанию [4, с. 90]. Это особенно актуально для изучения грамматических конструкций иностранного языка, которые часто воспринимаются учащимися как абстрактные и оторванные от реальности.

Параллели между законами физики и видовременными формами:

1. Закон инерции и Simple Tenses

Первый закон Ньютона гласит, что тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока на него не действуют внешние силы. Эту концепцию можно соотнести с использованием времен группы Simple в английском языке, которые описывают регулярные действия или состояния:

– Present Simple описывает постоянные или повторяющиеся действия, подобно телу, находящемуся в состоянии равномерного движения.

– *I go to school every day (аналог равномерного движения).

– *Water boils at 100 degrees Celsius (аналог состояния, не меняющегося при постоянных условиях).

2. Закон ускорения и Continuous Tenses.

Второй закон Ньютона описывает изменение движения тела под воздействием силы. Времена группы Continuous в английском языке также фокусируются на динамике и изменении:

– Present Continuous описывает действие, происходящее в момент речи или временно, что можно сравнить с телом, на которое действует сила и которое, соответственно, ускоряется.

– I am working now (аналог тела, находящегося в процессе изменения скорости).

– She is studying English this year (аналог временного процесса).

3. Принцип относительности и Perfect Tenses.

Согласно теории относительности Эйнштейна, время относительно и зависит от системы отсчета. Времена группы Perfect в английском языке также устанавливают относительную временную систему отсчета:

– Present Perfect связывает прошлое с настоящим, создавая относительную систему координат.

– *I have lived here for ten years (время рассматривается относительно настоящего момента).

– Present Perfect Continuous добавляет к этой относительности элемент длительности.

– *I have been waiting for you for two hours (длительный процесс, относительный к настоящему моменту) [2, c. 12].

4. Квантовая неопределенность и Future Tenses.

Принцип неопределенности Гейзенберга в квантовой физике устанавливает фундаментальные ограничения на точность предсказаний [5, c. 19]. Времена будущего в английском языке также отражают различные степени определенности:

– Future Simple (will) выражает предсказания или спонтанные решения.

– *It will rain tomorrow (предсказание с некоторой степенью неопределенности).

– Future Continuous представляет действие в процессе в будущем.

– *I will be working at 5 p.m. tomorrow (более конкретная временная локализация).

– Future Perfect выражает действие, которое будет завершено к определенному моменту [6, c. 15].

– I will have finished my work by Monday (четкая временная граница в будущем).

Данный междисциплинарный подход может быть реализован на практике следующими способами:

  1. Визуализация через физические модели: использование схем, иллюстрирующих как физические законы, так и грамматические конструкции.
  2. Проблемно–ситуативные задания: создание ситуаций, требующих применения как физических знаний, так и правильного использования видовременных форм.
  3. Мнемотехнические приемы: разработка мнемонических ассоциаций между физическими концепциями и грамматическими правилами.
  4. Интегрированные уроки: совместное проведение занятий учителями физики и английского языка.

Апробация предложенной методики была проведена в рамках экспериментального обучения старшеклассников МБОУ г. Астрахани «СОШ № 24» в течение одного учебного года. Результаты показали:

– Повышение успеваемости по английской грамматике на 27 % в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

– Улучшение способности учащихся к самостоятельному анализу грамматических конструкций на 32 %.

– Возрастание интереса к изучению как английского языка, так и физики (по результатам анкетирования).

– Более высокие показатели долговременного сохранения знаний (на 18 % выше при проверке через 6 месяцев после изучения материала).

Предложенный междисциплинарный подход к изучению видовременных форм английского языка через призму физических законов демонстрирует значительный педагогический потенциал. Установление аналогий между этими двумя дисциплинами не только способствует более глубокому пониманию грамматических конструкций, но и развивает у учащихся системное мышление.

Перспективным направлением дальнейших исследований представляется разработка полноценной методической системы, включающей комплекс упражнений и дидактических материалов, основанных на предложенных аналогиях, а также расширение междисциплинарных связей на другие аспекты языка и науки.

Литература:

  1. Бондарева В. В. Английская грамматика в забавных рассказах. — СПб.: Каро, 2002. — 224с.
  2. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е. и др. Английский в фокусе. — М.: Просвещение, 2020. — 210 с.
  3. Дегтярев О. В. Английские времена с примерами и картинками. –СПб.: Литера, 213. — 128 с.
  4. Сидоров, П. И. Клиническая психология. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 880 с.
  5. Перышкин А. В. Физика 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2020.– 237 с.
  6. Резник Р. В. и др., Практическая грамматика английского языка: Учебник. — 4–е изд. — М.: Наука, 1999. — 688 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный