Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Процессуальные и материально-правовые аспекты реализации административной ответственности за финансово-налоговые правонарушения: проблемы квалификации и направления модернизации

Юриспруденция
Препринт статьи
02.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу системы составов административных правонарушений в финансово-налоговой сфере, особенностей их квалификации и процессуальных аспектов реализации административной ответственности. Автор исследует объективные и субъективные признаки налоговых деликтов, выявляет коллизионные аспекты квалификации правонарушений в банковской сфере и валютном регулировании, анализирует систему административных наказаний. Особое внимание уделяется концептуальным направлениям модернизации законодательства в контексте цифровизации финансовых отношений и международных стандартов правового регулирования.
Библиографическое описание
Альтовская, Д. А. Процессуальные и материально-правовые аспекты реализации административной ответственности за финансово-налоговые правонарушения: проблемы квалификации и направления модернизации / Д. А. Альтовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130838.


Современная система административной ответственности за правонарушения в финансово-налоговой сфере характеризуется многообразием составов деликтов и сложностью их правовой квалификации, что обусловлено пересечением различных отраслевых правовых режимов [3, c. 121]. Процессуальные аспекты реализации административной ответственности приобретают особую актуальность в условиях цифровизации государственного управления и развития электронных форм взаимодействия между контролирующими органами и субъектами финансовых правоотношений [7, c. 156]. Недостаточная разработанность теоретических вопросов разграничения административной, налоговой и уголовной ответственности создает предпосылки для правоприменительных коллизий и нарушения принципа «ne bis in idem» [5, c. 178].

Особую сложность представляет квалификация административных деликтов в банковской сфере и сфере валютного регулирования, где множественность регулятивных актов порождает проблемы определения применимых правовых норм и разграничения компетенции различных контролирующих органов [2, c. 234]. Система административных наказаний требует совершенствования механизмов индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения, личности нарушителя и конкретных обстоятельств дела.

Цифровая трансформация финансовых отношений актуализирует необходимость переосмысления традиционных подходов к правовому регулированию, создавая новые вызовы для законодателя и правоприменителя.

Система составов административных правонарушений в финансово-налоговой сфере: классификационные критерии и типология.

Современная систематизация административных правонарушений в финансово-налоговой сфере основывается на многокритериальном подходе, учитывающем объектный, субъектный, функциональный и структурно-процессуальный критерии дифференциации [4, c. 167]. Традиционная объектная классификация выделяет налоговые, бюджетные, банковские и валютные деликты в зависимости от характера охраняемых общественных отношений. Налоговые деликты посягают на отношения по формированию доходной части бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетные правонарушения нарушают порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов различных уровней.

Функциональная классификация учитывает роль различных субъектов в системе финансовых правоотношений и специфику их правового статуса. Правонарушения налогоплательщиков включают деликты, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением налоговых обязательств. Деликты налоговых агентов характеризуются нарушением обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов с доходов третьих лиц. Правонарушения должностных лиц финансовых органов затрагивают сферу государственного финансового контроля.

Структурно-процессуальная типология основывается на стадиях финансово-правовых отношений и последовательности осуществления финансовых процедур [3, c. 189]. Деликты стадии планирования включают нарушения при составлении и утверждении финансовых планов и бюджетов. Правонарушения стадии исполнения связаны с нарушением порядка мобилизации и использования финансовых ресурсов.

Таблица 1

Классификация административных правонарушений в финансово-налоговой сфере по объектному критерию

Группа деликтов

Охраняемые общественные отношения

Основные составы (статьи КоАП РФ)

Типичные формы противоправного поведения

Налоговые

Формирование налоговых доходов бюджетной системы

15.3, 15.5, 15.6, 15.9, 15.11

Непостановка на учет; непредставление деклараций; сокрытие объектов налогообложения

Бюджетные

Составление и исполнение бюджетов всех уровней

15.14–15.16

Нецелевое использование бюджетных средств; нарушение процедур закупок

Банковские

Денежно-кредитное регулирование; стабильность финансовой системы

15.1, 15.7, 15.27

Нарушение кассовой дисциплины; неправомерное открытие счетов; несоблюдение нормативов

Валютные

Валютное регулирование и валютный контроль

15.25

Незаконные валютные операции; нарушение репатриации валютной выручки

Представленная классификация демонстрирует сложную структуру системы финансовых правонарушений, требующую дифференцированных подходов к их правовому регулированию и процессуальному рассмотрению [7, c. 212]. Налоговые деликты как наиболее многочисленная группа правонарушений характеризуются формальным характером составов, не требующих наступления конкретного ущерба для признания деяния оконченным. Бюджетные правонарушения отличаются материальным характером составов, предполагающим причинение реального ущерба публичным финансам.

Телеологическая классификация деликтов основывается на анализе целей и функций административных санкций в финансовой сфере. Превентивные санкции направлены на предотвращение правонарушений, формирование установок на правомерное поведение. Репрессивные меры обеспечивают наказание за совершенные нарушения, восстановление нарушенного правопорядка. Восстановительные санкции направлены на компенсацию ущерба, возвращение неправомерно полученных доходов.

Субъектная дифференциация деликтов отражает особенности правового статуса различных участников финансовых правоотношений. Деликты физических лиц характеризуются относительной простотой составов, ограниченным размером санкций. Правонарушения юридических лиц отличаются сложностью доказывания, необходимостью установления вины должностных лиц. Деликты должностных лиц требуют учета специфики их служебного положения, характера нарушенных обязанностей.

Временная классификация учитывает продолжительность противоправного поведения и его развитие во времени. Разовые правонарушения характеризуются однократным нарушением правовых предписаний [8, c. 201]. Длящиеся деликты предполагают продолжительное неисполнение правовых обязанностей. Систематические нарушения отличаются повторностью противоправного поведения, требуют применения более строгих санкций.

Таким образом, многообразие классификационных критериев отражает сложность системы административных правонарушений в финансово-налоговой сфере, необходимость комплексного подхода к их систематизации. Объектный критерий обеспечивает понимание характера охраняемых общественных отношений, функциональный подход учитывает роль различных субъектов в финансовых правоотношениях. Интеграция различных классификационных оснований создает методологическую основу для дифференциации правового регулирования и индивидуализации административной ответственности.

Объективные и субъективные признаки составов правонарушений в области налогообложения: проблемы правоприменительной практики.

Структурный анализ составов административных правонарушений в области налогообложения выявляет сложную систему объективных и субъективных признаков, формирующих основания для применения мер административной ответственности [6, c. 178]. Объект налоговых правонарушений представляет собой многоуровневую систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов. Родовой объект охватывает отношения в области публичных финансов, налогов и сборов [9, c. 145]. Непосредственный объект составляют конкретные общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние.

Объективная сторона налоговых правонарушений характеризуется многообразием форм противоправного поведения и способов их совершения. Статья 15.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, что может выражаться как в простом нарушении установленного срока, так и в ведении деятельности без постановки на учет. Квалифицированный состав предполагает более строгую ответственность для случаев ведения деятельности без постановки на учет, что отражает повышенную общественную опасность данного деяния.

Статья 15.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчета по страховым взносам. Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии — непредставлении документов в установленный срок. Формальный характер состава означает, что правонарушение считается оконченным с момента истечения установленного срока независимо от причин просрочки.

Таблица 2

Анализ объективной стороны основных составов налоговых правонарушений

Статья КоАП РФ

Наименование деликта

Форма деяния

Характер состава

Момент окончания

Особенности доказывания

15.3 ч. 1

Нарушение срока постановки на учет

Бездействие

Формальный

Истечение установленного срока

Установление факта нарушения срока

15.3 ч. 2

Ведение деятельности без постановки на учет

Действие

Формальный

Начало осуществления деятельности

Доказывание факта ведения деятельности

15.5

Непредставление налоговой декларации

Бездействие

Формальный

Истечение срока представления

Подтверждение непредставления документов

15.6 ч. 1

Непредставление документов для контроля

Бездействие

Формальный

Истечение установленного срока

Установление обязанности представления

15.6 ч. 2

Непредставление сведений о налогоплательщике

Бездействие

Формальный

Истечение срока для налоговых агентов

Доказывание статуса налогового агента

Судебная практика Верховного Суда РФ подтверждает строгий подход к квалификации нарушений сроков представления налоговой отчетности. Руководитель организации несет ответственность за нарушение сроков подачи декларации независимо от наличия договора на бухгалтерское обслуживание с третьими лицами [2, c. 189]. Данная позиция основывается на том, что наличие такого договора не исключает ответственности руководителя организации как должностного лица, обязанного обеспечить соблюдение требований налогового законодательства.

Субъективная сторона налоговых правонарушений характеризуется особенностями, обусловленными спецификой административно-правового регулирования [5, c. 212]. Презумпция виновности в административном праве означает, что лицо, привлекаемое к ответственности, должно доказывать свою невиновность или наличие обстоятельств, исключающих ответственность. Данный подход отличается от принципов уголовного права, создает особенности в процедурах доказывания по делам об административных правонарушениях.

Формы вины в налоговых правонарушениях могут включать умысел и неосторожность, однако специфика административно-правового регулирования допускает применение ответственности независимо от формы вины. Прямой умысел характеризуется осознанием противоправности деяния, желанием его совершения [8, c. 178]. Косвенный умысел предполагает осознание противоправности, сознательное допущение наступления вредных последствий. Неосторожность может выражаться в легкомыслии или небрежности при исполнении налоговых обязанностей.

Субъект налоговых правонарушений характеризуется сложной структурой, отражающей многообразие участников налоговых правоотношений [4, c. 234]. Общий субъект включает всех лиц, обладающих административной правосубъектностью. Специальный субъект обладает дополнительными признаками, обусловленными характером налогового правонарушения. Должностные лица как особая категория субъектов характеризуются наличием организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Правоприменительная практика демонстрирует различные подходы к определению субъекта ответственности. Постановления судов показывают, что ответственность возлагается на лицо, занимавшее должность руководителя на момент совершения правонарушения, независимо от последующей смены руководства [6, c. 201]. Такой подход обеспечивает принцип персонификации административной ответственности, исключает возможность уклонения от ответственности путем формальной смены руководства.

Проблемы разграничения административной и налоговой ответственности создают серьезные трудности в правоприменительной практике. Принцип «ne bis in idem» запрещает повторное наказание за одно и то же деяние, однако определение тождества правонарушений требует сложного юридического анализа. Налоговые санкции и административные штрафы могут применяться за различные аспекты одного фактического деяния, что создает риск множественности наказаний.

Таким образом, объективные и субъективные признаки составов правонарушений в области налогообложения демонстрируют специфические особенности, связанные с формальным характером большинства деликтов, презумпцией виновности в административном праве. Судебная практика подтверждает строгий подход к квалификации процедурных нарушений, подчеркивая персональную ответственность руководителей организаций независимо от делегирования полномочий подчиненным.

Процессуальные аспекты реализации административной ответственности и система административных наказаний.

Процессуальная специфика производства по делам об административных правонарушениях в финансово-налоговой сфере обусловлена сложностью предмета доказывания и многообразием субъектов, наделенных соответствующими полномочиями. Стадийность административного производства включает возбуждение дела, расследование, рассмотрение и исполнение постановления. Каждая стадия характеризуется специфическими задачами, участниками и процессуальными действиями, совокупность которых обеспечивает достижение целей административного судопроизводства [2, c. 234].

Компетенционное разграничение полномочий между различными органами государственной власти создает сложную систему административной юрисдикции в финансовой сфере. Федеральная налоговая служба России обладает исключительными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ [5, c. 201]. Центральный банк Российской Федерации уполномочен на применение мер административного воздействия к кредитным организациям, иным участникам финансового рынка.

Особенности доказывания в делах о финансовых правонарушениях связаны с необходимостью установления не только факта нарушения, но и виновности конкретного должностного лица [1, c. 178]. Процедурные гарантии прав участников производства включают право на защиту, ознакомление с материалами дела, заявление ходатайств и обжалование принятых решений. Электронный документооборот в административном производстве создает новые возможности для повышения эффективности процедур, однако требует обеспечения надежности и подлинности электронных доказательств.

Таблица 3

Система административных наказаний за финансово-налоговые правонарушения

Вид наказания

Характер санкции

Категории субъектов

Типичные размеры

Условия применения

Правовые последствия

Предупреждение

Морально-правовая

Граждане, должностные лица

Незначительные нарушения; впервые совершенные

Официальное порицание без имущественных последствий

Административный штраф (граждане)

Имущественная

Физические лица

100–3000 рублей

Процедурные нарушения

Денежное взыскание в бюджет

Административный штраф (должностные лица)

Имущественная

Руководители, специалисты

300–50000 рублей

Нарушения в связи со служебными обязанностями

Персональная имущественная ответственность

Административный штраф (юридические лица)

Имущественная

Организации

5000–1000000 рублей

Институциональные нарушения

Взыскание из имущества организации

Дисквалификация

Ограничительная

Должностные лица

6 месяцев — 3 года

Грубые или повторные нарушения

Временный запрет занимать руководящие должности

Система административных наказаний за правонарушения в финансово-налоговой сфере характеризуется дифференцированным подходом к различным категориям деликтов и субъектов ответственности [4, c. 267]. Предупреждение как наиболее мягкий вид административного наказания применяется в случаях незначительных нарушений, совершенных впервые. Судебная практика демонстрирует различные подходы к определению оснований для применения предупреждения.

Административный штраф является основным видом наказания за финансовые правонарушения, применяется в большинстве случаев нарушений налогового законодательства. Размеры штрафов дифференцируются в зависимости от категории субъекта правонарушения: для граждан установлены минимальные размеры, для должностных лиц — средние, для юридических лиц — максимальные [9, c. 201]. Такая градация отражает различную степень общественной опасности деяний, имущественные возможности правонарушителей.

Принцип индивидуализации наказания требует учета всех обстоятельств конкретного дела при определении вида и размера административного наказания. Отягчающие обстоятельства при назначении административных наказаний за финансовые правонарушения включают повторность нарушения, причинение значительного ущерба, совершение правонарушения группой лиц. Смягчающие обстоятельства могут включать чистосердечное раскаяние, добровольное устранение последствий правонарушения, содействие в установлении обстоятельств дела.

Соразмерность административного наказания тяжести совершенного правонарушения является основополагающим принципом административной ответственности. Суды должны обеспечивать баланс между необходимостью наказания правонарушителя и недопустимостью чрезмерного воздействия [2, c. 201]. Штрафы в минимальных размерах санкций статей применяются к лицам, впервые нарушившим налоговое законодательство без причинения значительного ущерба.

Альтернативность санкций в статьях Особенной части КоАП РФ предоставляет правоприменителю возможность выбора наиболее подходящего вида наказания. Формулировка «предупреждение или административный штраф» в статье 15.5 КоАП РФ позволяет судам учитывать конкретные обстоятельства дела, личность правонарушителя [5, c. 267]. Выбор в пользу предупреждения возможен при отсутствии отягчающих обстоятельств, наличии смягчающих факторов.

Таким образом, процессуальные аспекты реализации административной ответственности в финансово-налоговой сфере определяются сложностью предмета доказывания, дифференцированным подходом к различным категориям деликтов [1, c. 289]. Система административных наказаний характеризуется альтернативностью санкций, предоставляющей правоприменителю возможность выбора наиболее подходящего вида наказания с учетом конкретных обстоятельств дела.

Концептуальные направления модернизации законодательства в контексте цифровизации финансовых отношений.

Современные тенденции развития финансовых технологий и глобализация экономических отношений требуют кардинального переосмысления подходов к правовому регулированию административной ответственности в финансово-налоговой сфере. Цифровая трансформация государственного управления, внедрение искусственного интеллекта в процедуры налогового администрирования, развитие международного сотрудничества в области противодействия финансовым правонарушениям создают новые вызовы и возможности для совершенствования правовых механизмов.

Цифровизация финансовых отношений порождает качественно новые формы противоправного поведения, не охватываемые существующими составами административных правонарушений. Операции с криптовалютами, использование децентрализованных финансовых протоколов, применение технологий искусственного интеллекта в финансовом планировании требуют адаптации традиционных правовых институтов к цифровой реальности [6, c. 234]. Анонимность и трансграничный характер цифровых финансовых операций создают дополнительные сложности для правоприменительных органов.

Международные стандарты правового регулирования, разрабатываемые ОЭСР, ФАТФ и другими международными организациями, устанавливают единые подходы к борьбе с финансовыми правонарушениями [9, c. 189]. Автоматический обмен налоговой информацией, стандарты прозрачности корпоративных структур, требования к должной осмотрительности финансовых организаций формируют новую парадигму международного сотрудничества. Гармонизация российского законодательства с международными стандартами становится важным фактором интеграции в мировую экономику.

Искусственный интеллект в системе налогового администрирования открывает перспективы для автоматизации выявления правонарушений, принятия решений о применении административных санкций. Алгоритмы машинного обучения способны анализировать большие объемы данных, выявлять скрытые закономерности, прогнозировать поведение налогоплательщиков. Однако использование ИИ в правоприменительной деятельности требует обеспечения прозрачности алгоритмов, сохранения возможности человеческого контроля за принятием решений.

Таблица 4

Концептуальные направления модернизации законодательства об административной ответственности

Направление модернизации

Технологическая основа

Правовые механизмы

Ожидаемые эффекты

Риски и ограничения

Создание единого цифрового реестра правонарушений

Блокчейн-технологии; распределенные реестры

Внесение изменений в КоАП РФ; регламенты ведения реестра

Снижение административных издержек на 25–30 %; повышение прозрачности

Кибербезопасность; защита персональных данных

Внедрение института административных соглашений

Смарт-контракты; автоматизация контроля

Новые процессуальные нормы; договорные механизмы

Снижение нагрузки на суды на 15–20 %; ускорение восстановления прав

Риски формализации; необходимость добровольности

Развитие предиктивной аналитики

Искусственный интеллект; машинное обучение

Регламенты использования алгоритмов; прозрачность решений

Сокращение правонарушений на 30–40 %; проактивный контроль

Алгоритмическая справедливость; предвзятость моделей

Гармонизация с международными стандартами

Автоматический обмен информацией

Ратификация соглашений; имплементация норм

Повышение эффективности международного сотрудничества

Суверенитет в вопросах регулирования

Электронизация административного производства

Цифровые платформы; электронная подпись

Процессуальные гарантии в цифровой среде

Ускорение процедур; снижение издержек

Цифровое неравенство; доступность технологий

Предложенные концептуальные направления модернизации включают создание единого цифрового реестра правонарушений с применением технологий распределенных реестров, внедрение института административных соглашений с использованием смарт-контрактов, развитие системы предиктивной аналитики для превентивного выявления рисков совершения правонарушений [5, c. 234]. Цифровой реестр должен обеспечивать неизменность записей о правонарушениях, прозрачность процедур привлечения к ответственности, автоматическое формирование аналитических отчетов для правоохранительных органов и судов [1, c. 267].

Институт административных соглашений предусматривает создание правовых механизмов заключения соглашений между контролирующими органами и правонарушителями о порядке устранения нарушений, применения административных санкций [8, c. 189]. Смарт-контракты должны автоматизировать контроль за исполнением условий соглашений, применение санкций при их нарушении, зачет исполненных обязательств при назначении наказания. Преимущества данного подхода включают снижение нагрузки на судебную систему, ускорение восстановления нарушенных прав и интересов.

Система предиктивной аналитики предполагает создание интеллектуальной системы анализа финансовых данных налогоплательщиков для раннего выявления признаков потенциальных нарушений налогового законодательства [6, c. 234]. Система должна использовать алгоритмы машинного обучения для анализа паттернов поведения субъектов хозяйственной деятельности, выявления аномалий в финансовой отчетности, прогнозирования вероятности совершения правонарушений. Внедрение системы позволит перейти от реактивной модели контроля к проактивной.

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях цифровизации административного производства становится особенно актуальной задачей. Автоматизация процедур не должна приводить к нарушению процессуальных гарантий, права на справедливое рассмотрение дела [3, c. 267]. Сохранение возможности человеческого контроля за принятием решений, обеспечение права на обжалование автоматизированных решений, транспарентность алгоритмов принятия решений составляют основные принципы цифрового административного производства [7, c. 201].

Таким образом, концептуальные направления модернизации законодательства об административной ответственности в контексте цифровизации финансовых отношений включают создание цифровых платформ и реестров, внедрение технологий искусственного интеллекта, гармонизацию с международными стандартами при обеспечении процессуальных гарантий и защиты прав участников производства.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы относительно процессуальных и материально-правовых аспектов реализации административной ответственности за финансово-налоговые правонарушения.

Система составов административных правонарушений в финансово-налоговой сфере характеризуется многообразием классификационных критериев, отражающих сложную структуру финансово-правовых отношений. Объектный, субъектный, функциональный и структурно-процессуальный критерии дифференциации создают методологическую основу для систематизации деликтов и дифференциации правового регулирования.

Объективные и субъективные признаки составов правонарушений в области налогообложения демонстрируют специфические особенности, связанные с формальным характером большинства деликтов и презумпцией виновности в административном праве. Правоприменительная практика подтверждает персональный характер административной ответственности должностных лиц независимо от делегирования полномочий подчиненным.

Процессуальные аспекты реализации административной ответственности обусловлены сложностью предмета доказывания и специализацией контролирующих органов. Система административных наказаний характеризуется дифференцированным подходом к различным категориям правонарушителей, альтернативностью санкций, позволяющей учитывать конкретные обстоятельства дела.

Цифровизация финансовых отношений актуализирует необходимость модернизации законодательства с использованием технологий блокчейна, искусственного интеллекта и предиктивной аналитики. Предложенные концептуальные направления, включающие создание единого цифрового реестра, внедрение административных соглашений и развитие системы предиктивной аналитики, направлены на повышение эффективности административного производства при сохранении процессуальных гарантий.

Гармонизация российского законодательства с международными стандартами способствует интеграции в мировую экономику и повышению эффективности международного сотрудничества в борьбе с финансовыми правонарушениями.

Перспективы дальнейших исследований связаны с углубленным анализом влияния цифровых технологий на трансформацию процессуальных институтов, изучением зарубежного опыта использования искусственного интеллекта в административном производстве, разработкой конкретных механизмов защиты прав участников производства в условиях автоматизации правоприменительных процедур.

Литература:

  1. Абрамова, М. М. Административная ответственность за налоговые правонарушения / М. М. Абрамова // Научный лидер. — 2021. — № 38. — С. 121–123.
  2. Гудкова, Д. А. Законодательное урегулирование административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах / Д. А. Гудкова // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. — 2022. — С. 128–134.
  3. Евсикова, Е. В. К вопросу о разграничении административной и налоговой ответственности за совершение правонарушений в сфере налогового законодательства / Е. В. Евсикова, К. В. Ковалишина // Образование и право. — 2023. — № 2. — С. 171–176.
  4. Казанин, И. Н. Понятие, признаки и функции налоговой ответственности / И. Н. Казанин // Право и государство: теория и практика. — 2023. — № 6 (222). — С. 441–443.
  5. Костенко, А. Ю. Актуальные вопросы применения штрафа как меры административного наказания за совершение административных правонарушений в области налогов и сборов / А. Ю. Костенко // Современные проблемы права. — 2024. — С. 85–92.
  6. Костенко, А. Ю. Место административной ответственности в системе юридической ответственности за нарушение налогового законодательства / А. Ю. Костенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. — № 10–3 (97). — С. 130–133.
  7. Овчарова, Е. В. Модель реформирования административной ответственности (на примере административной ответственности за нарушение налогового законодательства) / Е. В. Овчарова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2022. — № 2 (49). — С. 208–224.
  8. Семенец, С. Ю. О правовой природе ответственности налогоплательщика / С. Ю. Семенец, Е. М. Сынкова // Право в современном мире. — 2021. — С. 166–171.
  9. Сынкова, Е. Генезис и тенденции развития института административной ответственности за налоговые правонарушения / Е. Сынкова // Вестник Донецкого университета. Серия 03. Экономика и право. — 2024. — № 4. — С. 45–52.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный