В данной статье рассматривается вопрос административной ответственности за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства России. В рамках исследования были изучены основные понятия по данной теме, виды и формы административной ответственности за данный вид правонарушений, а также, проанализированы основные проблемы стоящие перед государством в вопросе осуществления наказания за подобные деяния.
Ключевые слова: налоговый кодекс, административная ответственность, правонарушение, штраф, вина.
Формирование норм налогового законодательства является сложным правовым процессом и затрагивает все сферы налоговой деятельности. В настоящее время особой актуальностью пользуются вопросы установления мер ответственности за нарушение налогового законодательства. В данном случае речь идет не только об уголовной, но и об административной ответственности.
Согласно действующему законодательству страны, а именно, статье 106 НК РФ: «налоговое нарушение представляет собой совершенное противоправное деяние, за которое установление ответственность в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации [1]. Налоговые нарушения бывают нескольких видов, в том числе, бездействие налогоплательщиков, недобросовестное выполнение ими своих обязанностей, например полное или частичное уклонение от уплаты налогов.
Одним из самых действенных на сегодня способов контроля за соблюдение налогоплательщиками своих обязанностей является единая система за соблюдением налогового законодательства, доступ к которой есть у всех налоговых органов в стране. В Российской Федерации налоговое администрирование осуществляется не только не только специальными налоговыми органами, но и таможенными, а также, финансовыми и другими организациями. Примером такого контроля за выполнением налогоплательщиками своих обязанностей является проверка долгов по уплате налогов при оформлении кредитного займа, рядовой проверке водительских прав, оформлении некоторых видов социальных выплат, а также, сбора документов для пересечения границы России. Интересно отметить, что на оформление шенгенской визы долги по уплате налогов могут и не повлиять, однако таможенные органы могут не выпустить из страны при наличии задолженности перед налоговыми органами.
В настоящее время основными видами ответственности за налоговые преступления являются уголовная и административная ответственность. При этом, административная ответственность используется намного чаще недели уголовная.
Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов установлена главой 15 КОАП РФ [2]. В данной главе содержатся все основные аспекты установления и взыскания административного наказания в области налоговых преступлений, и согласно законодательству, к административной ответственности лицо может быть привлечено только при наличии доказанной вины, совершенной как по неосторожности, так и со злым умыслом. Важно отметить, что правонарушением совершенным умышленно, признается деяние, которое было совершено лицом, заранее осведомленным о противоправности своего деяния.
В настоящее время в российском законодательстве существуют определенные проблемы реализацией административной ответственности в области налогового законодательства. Одной из основных задач сегодня является обозначение данных проблем и выработка стратегии для их устранения. Основные проблемы в данном вопросе связаны с самим понятие ответственности в налоговом законодательстве. Данная проблема связана с тем, что в настоящее время дл сих пор не выработано четкое содержание самого понятия административной ответственности, так как единообразия в Российском законодательстве на сегодня нет. Отсюда вытекает другая проблема — сложности с определением содержания ответственности за налоговые преступления. Обзор судебной практики по данному вопросу говорит о том, что «ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в большей степени схожа на природу административной ответственности.
Эта ситуация приводит к определенным негативным последствиям, например, проблема в понимании данного института приводя к формированию самостоятельных видов юридической ответственности по отраслевому принципу: налоговая, земельная, в сфере бюджетных правоотношений, конституционная и проч. При этом в обоснование такой позиции приводятся аргументы о специфике производства по рассмотрению таких дел, органах, рассматривающих соответствующие дела, санкциях и т. д. По мнению сторонников существования в качестве самостоятельного вида налоговой ответственности полагают, что юридическая конструкция состава налогового правонарушения содержит достаточные и необходимые признаки для признания совершенного деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности. Из этого следует, что таковому присущи признаки, отличные от уголовного и административного правонарушения.
Несмотря на это, проведенные исследования говорят о том, что обособленность налогового правонарушения в настоящее время не представляется возможным, так как любое налоговое правонарушение имеет признаки либо административного, либо уголовного преступления. Исключений в настоящее время в судебной практике известно очень мало, и недостаточно для выделения налоговых правонарушений в отдельный обособленный вид.
Из смысла ст. 1.1 КоАП РФ, провозглашающей, что: «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что Кодекс является единственным федеральным законом, устанавливающим административную ответственность» [2].
Помимо КоАП РФ, ответственность налогоплательщиков прописана в главах 15 и 16 НК РФ. Это приводит к некоторым разногласиям и путанице при назначении ответственности за налоговые правонарушений, так как существует некоторое несоответствие между 15 главой КоАП, которая устанавливает ответственность должностных лиц за нарушение налогового законодательства, и соответствующими главами НК РФ. В данном случае справедливо говорить о том, что одной из самых актуальных задач в данной области является приведение установленных мер ответственности в КоАП РФ и НК РФ к общему знаменателю. Другим вариантом решения проблемы может стать установление приоритета норм, прописанных в НК РФ, так как совершаемые противоправные деяния относятся именно к этой области права.
Еще одной важной задачей в данном вопросе является установление доверительных отношений с налогоплательщиками, основанными не на принуждении их к уплате налогов и карательных мерах, а на понимании последними своей ответственности государством и добровольном исполнении своих гражданских обязанностей. Установление таких отношений государства и граждан приведет к тому, что количество правонарушений, влекущих за собой административную ответственность снизиться, что позволить не только повысить качество работы налоговых органов, но и проработать действующее законодательство, устранив вышеуказанные проблемы. Достичь такого понимания можно несколькими методами:
- Улучшение качества обслуживания посетителей налоговых органов;
- Грамотная информационная поддержка налогоплательщиков;
- Предоставление определенных налоговых льгот, например, налоговые вычеты или списание некоторых видов долговых обязательств.
В результате всего вышесказанного можно делать вывод, что в настоящее время в российском законодательстве имеются определенные проблемы в сфере осуществления административной ответственности за преступления связанные с нарушением налогового кодекса. Разрешение данных проблем в первую очередь, заключается в создании действенного и четко работающего механизма юридической ответственности. Выполнение данной задачи является крайне важным, так как налоговое право само по себе предполагает реализацию публичного интереса. В итоге, одной из наиболее актуальных проблем, связанных с законотворческой деятельности, в частности установления норм административной ответственности за преступления связанные с налоговым законодательством, является установление общих, унифицированных норм административного и налогового права, при этом, данные нормы должны быть универсальными, и соответствовать всем требованиям действующего законодательства.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021 )
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
- Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Бикситова Жанна Ахметгалиевна Современные проблемы правового регулирования административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-administrativnoy-otvetstvennosti-za-narusheniya-zakonodatelstva-o-nalogah-i-sborah (дата обращения: 18.03.2021).
- Сабитова Елена Юрьевна Уголовная ответственность юридических лиц за налоговые преступления: аргументы за и против // Вестник ЧелГУ. 2015. № 23 (378). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-yuridicheskih-lits-za-nalogovye-prestupleniya-argumenty-za-i-protiv (дата обращения: 18.03.2021).