В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти [1, с. 246], однако они так же обеспечивают защиту прав потребителей в пределах территории соответствующего муниципального образования (района, города, посёлка, села и т. п.).
Полномочия органов местного самоуправления предусмотрены ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», и реализуются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 44 Закона «О защите прав потребителей», органы местного самоуправления наделяются полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей, даче консультаций по вопросам защиты прав потребителей, по обращению в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Для реализации этих полномочий они вправе при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) [2, 87–90] ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Закон «О защите прав потребителей» определяет формы взаимодействия между муниципальными органами и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль над качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Он выражается в незамедлительном информировании соответствующих федеральных органов о выявлении ненадлежащего качества товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. При этом обнаружение указанных обстоятельств является практически возможным в результате проведения проверочных мероприятий по жалобам граждан, направляемым в органы местного самоуправления.
В то же время местные органы по защите прав потребителей, в отличие от федеральных органов исполнительной власти, не наделены никакими контрольными функциями.
В работе по защите прав потребителей органы местного самоуправления взаимодействуют как с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, так и с органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями потребителей.
Указанное взаимодействие может осуществляться в формах участия представителей органов местного самоуправления:
1) в работе координационных советов по защите прав потребителей;
2) в разработке региональных программ по защите прав потребителей;
3) в совместных проверках хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей;
4) в различных мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей и др.
С целью создания оптимального кадрового баланса структур по защите прав потребителей органов местного самоуправления, а также обеспечения единой системы управления потребительским рынком Белгородской области, департаментом экономического развития области в 2007 году был разработан стандарт организации управления потребительским рынком на территориях муниципальных образований, обеспечивающий необходимую численность кадрового состава служб, курирующих потребительский рынок.
Исходя из основных социально-экономических задач, стоящих перед правительством области и органами местного самоуправления по повышению уровня и качества жизни населения области, в каждом муниципальном образовании сформированы соответствующие структуры — отделы по защите прав потребителей местных администраций.
Кроме этого, на территории всех муниципальных образований области действует система уполномоченных по защите прав потребителей — в 311 населённых пунктов. Специалисты из числа сотрудников сельских администраций осуществляют первичную консультативную помощь населению по защите их потребительских прав непосредственно по месту их жительства. Основная задача, стоящая перед уполномоченными, заключается в выявлении нарушений законодательства и информировании районных администраций в целях принятия мер по их устранению.
В рамках выполнения Стратегии развития региональной системы защиты прав потребителей Белгородской области на 2011–2020 годы, утверждены показатели эффективности работы органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей.
К целевым показателям эффективности ее выполнения относятся:
1. Рост потребительской активности граждан на 5 % по отношению к базовому показателю.
2. Удельный вес потребительских обращений, урегулированных в досудебном порядке, — более 80 %.
3. Создание действующей системы уполномоченных по защите прав потребителей во всех сельских поселениях области — не менее 50 % от общего их числа.
4. Увеличение ежегодного темпа роста эффективности деятельности единых общественных приемных по вопросам малого бизнеса и защите прав потребителей (далее — ЕОП) на 5 % по отношению к базовому показателю.
5. Увеличение удельного веса обученных работников торговли и общественного питания более чем на 10 % от общего их числа.
6. Сохранение удельного веса устных обращений граждан в общем количестве обращений на уровне более 65 %.
Однако, несмотря на проведенную работу, в функционировании системы защиты прав потребителей Белгородской области имеются проблемы.
Прежде всего, требуется искоренение дублирования контрольных органов, борьба с превышением полномочий многими контролерами, устранение чрезмерного количества проверок контролирующими органами. Необходимо провести работу по практической реализации требований недавно вступившего в действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [3, № 155–156]. Также необходимо разработать нормативные документы по взаимодействию контрольных органов и общественных организаций потребителей.
Права потребителей не могут быть действенно защищены без информирования людей о некачественных, опасных товарах, работах, услугах, о недобросовестных продавцах, изготовителях, исполнителях, без широкого просвещения населения. Это направление потребительской политики развивается все больше, хотя и недостаточно. Здесь необходимо сосредоточение усилий всех органов и организаций, занимающихся защитой прав потребителей, средств массовой информации, сферы образования, культуры, социального обслуживания, найти способы преодоления узковедомственных интересов и межведомственных противоречий.
Чрезвычайно сложной до настоящего времени остается проблема взаимодействия всех органов и организаций, занимающихся потребительской тематикой в Белгородской области. Есть успехи во взаимодействии небольшого количества органов местного самоуправления и обществ потребителей. Достаточно широко, пожалуй, развиваются только отношения между территориальным управлением Роспотребнадзора и контрольными органами.
Литература:
1. Золотухина Т. А. Постатейный комментарий к новой редакции Закона РФ «О защите прав потребителей». — М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007г.
2. О взаимодействии органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей // Городское управление. — 2005г. — № 3.
3. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)» (ред. от 30.12.2006г., с изм. 22.12.2008г.) // Российская газета. — 2001г. — № 155–156.