Ключевые слова: Бразилия, федерация, штаты, Национальный конгресс, Палата депутатов, Федеральный Сенат, Конституция.
Государство в Южной Америке.
По форме государственно-территориального устройства Бразилия федерация (Союз). Она разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны, муниципалитеты. Кроме того, в составе федерации находятся три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти [2, с. 93].
По форме правления Бразилия — президентская республика. Система разделения властей имеет много общего с моделью США, однако полномочия Президента в Бразилии значительно шире. Политический режим демократический [2, с. 93].
Высшая законодательная власть в Республике Бразилии согласно Конституции ст. 44 осуществляется Национальным конгрессом. Двухпалатный Национальный конгресс, состоит из Палаты депутатов (487 депутатов) и Федерального Сената (72 члена). Обе палаты избираются прямым и тайным голосованием (депутаты на 4 года, сенаторы — на 8 лет) [2, с. 94].
На основании ст. 48, Конституции Бразилии, парламент осуществляет следующие полномочия:
- налоговая система, поступление и распределение доходов;
- многолетние планы, бюджетные директивы, годовой бюджет, кредитные операции, государственный долг и эмиссии с принудительным курсом;
- установление и изменение численности личного состава вооруженных сил;
- национальные, региональные и секторальные планы и программы развития;
- границы национальной территории, воздушного и морского пространства и собственность, принадлежащая Союзу;
- объединение, разделение и расчленение территорий или штатов после проведения консультаций с соответствующими Законодательными собраниями;
- временный перенос местопребывания Федерального правительства;
- пожалование амнистии;
- административная, судебная организация, организация прокуратуры и организация публичной защиты Союза и территорий; судебная организация, организация прокуратуры и организация публичной защиты Федерального округа;
- введение, преобразование и упразднение постов, должностей и функций в органах публичной власти;
- образование, структура и полномочия министерств и органов публичной администрации;
- телекоммуникации и радиовещание;
- финансовые, вексельные и денежные вопросы, финансовые учреждения и их операции;
- денежное обращение, пределы эмиссии денег и размер федеральных долговых обязательств [1].
Кроме этого, на основании ст. 49 Конституции, Национальному конгрессу относится исключительные компетенции:
- выносить окончательное решение по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;
- уполномочивать Президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание, кроме случаев, предусмотренных дополняющим законом;
- разрешать Президенту и Вице-президенту Республики покидать страну, когда речь идет об их отсутствии более пятнадцати дней;
- принимать решение о введении состоянии обороны и федерального вмешательства, уполномочивать введение осадного положения или прекращать действие любой из этих мер;
- прекращать действие нормативных актов Исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы законодательной делегации;
- временно изменять свое местонахождение;
- устанавливать во время каждой легислатуры на период следующей легислатуры одинаковое для федеральных депутатов и сенаторов вознаграждение в соответствии с положениями номерного абзаца II статьи 150, номерного абзаца III статьи 153 и номерного абзаца I параграфа 2 статьи 153;
- устанавливать на каждый финансовый год вознаграждение Президента и Вице-президента Республики, а также государственных министров в соответствии с положениями номерного абзаца II статьи 150, номерного абзаца III статьи 153 и номерного абзаца I параграфа 2 статьи 153;
- ежегодно выносить решение об отчетах, представляемых Президентом Республики, и давать оценку докладов об исполнении планов правительства;
- осуществлять надзор и контроль, непосредственно или через посредство одной или другой Палаты, за актами Исполнительной власти, включая акты о косвенном управлении;
- наблюдать за соблюдением своей законодательной компетенции по отношению к нормативным полномочиям других ветвей власти;
- давать согласие на акты о предоставлении концессии или на возобновление концессии на радио- и телевещание;
- избирать две трети членов Счетного трибунала Союза;
- одобрять инициативы Исполнительной власти в отношении деятельности, связанной с ядерной энергией;
- уполномочивать проведение референдума и назначать плебисцит;
- разрешать на землях индейцев эксплуатацию гидроресурсов, а также разведку и эксплуатацию минеральных ресурсов;
- одобрять в предварительном порядке отчуждение или сдачу в концессию публичных земель площадью свыше 2500 гектаров [1].
Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами на 4 года (до 1994 г. — 5 лет) без права переизбрания. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент [2, с. 95].
Согласно Конституции (ст.84) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:
- назначать и смещать с должности государственных министров;
- осуществлять с помощью государственных министров высшее управление федеральной администрацией;
- инициировать законодательный процесс в форме и случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;
- санкционировать, промульгировать и распоряжаться об опубликовании законов, а также издавать декреты и постановления для их добросовестного исполнения;
- накладывать вето, полное или частичное, на законопроекты;
- распоряжаться об организации и деятельности федеральной администрации в соответствии с предписаниями закона;
- поддерживать отношения с иностранными государствами и аккредитовать их дипломатических представителей;
- заключать договоры, конвенции и международные акты, передаваемые на ратификацию Национальному конгрессу;
- декретировать введение состояния обороны и чрезвычайного положения;
- декретировать введение положения о федеральном вмешательстве и осуществлять его;
- направлять послание и план правительства Национальному Конгрессу по случаю открытия его законодательной сессии с тем, чтобы изложить положение в стране и требовать принятия таких мер, которые он считает необходимыми;
- осуществлять помилование и смягчать наказания после заслушивания, если в этом есть необходимость, органов, учрежденных законом;
- осуществлять высшее командование вооруженными силами, присваивать генеральские звания и назначать лиц, имеющих такое звание, на соответствующие должности;
- назначать после получения одобрения Федерального сената судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, Президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц, когда об этом указано в законе;
- назначать судей Счетного трибунала Союза в соответствии с положениями статьи 73;
- назначать магистратов в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, а также Генерального адвоката Союза;
- назначать членов Совета Республики в соответствии с номерным абзацем VII нижеследующей статьи 89;
- созывать Совет Республики и Совет национальной обороны и председательствовать в них;
- объявлять войну в случае иностранной агрессии по уполномочию Национального конгресса либо в случае, когда названная агрессия совершена вне законодательных сессий по утверждению Конгресса; а также при соблюдении этих же условий декретировать всеобщую или частичную мобилизацию;
- заключать мир с уполномочия или утверждения Национального конгресса;
- награждать орденами и почетными отличиями;
- разрешать в случаях, предусмотренных дополняющим законом, проход иностранных вооруженных сил через национальную территорию или временно останавливаться на ней;
- направлять Национальному конгрессу многолетний план, проект закона о бюджетных директивах и предложения о бюджете в соответствии с положениями настоящей Конституции;
- ежегодно в шестидесятидневный срок после начала законодательной сессии представлять в Национальный конгресс отчеты за предыдущий финансовый год;
- вводить и упразднять должности в органах публичной власти в соответствии с предписаниями закона;
- издавать акты о временных мерах, имеющих силу закона, в соответствии со статьей 62 настоящей Конституции;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией [1].
Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам федерального Основного закона. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на 4 года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией [2, с. 96].
Литература:
1. Конституция Бразилии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/563 (Дата обращения: 20.12.2013).
2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С. 93–105.