Кросскультурный пастиш как характерная черта современного социального пространства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 415 раз

Библиографическое описание:

Зубов, В. А. Кросскультурный пастиш как характерная черта современного социального пространства / В. А. Зубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 716-718. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8768/ (дата обращения: 17.12.2024).

Актуальной проблемой современных социально-философских исследований выступает анализ специфики современного социального пространства, атрибутов и модусов его существования, тенденций дальнейшего развития, выделение «болевых точек» его функционирования. На современном этапе видение мира и человека становится гетерогенным, мозаичным, эклектичным, что требует плюралистической методологии по осмыслению социальных феноменов. В украинской и русской философской традиции внимание, в основном, обращалось на анализ влияния глобализационных процессов на человеческое сообщество вообще, контекст кросскультурного пастиша оставался на периферии научных исследований ученых. Отметим также, что для современной социальной философии характерны кризис фрагментации, ослабление методологических норм и принципов рациональности, недостаток компаративных аспектов, разрыв между социальной теорией и современной практикой преобразования социума. Актуальным является обновление представлений о тенденциях развития социума, выявление логики конструирования геополитической модели мира и анализ роли кросскультурного пастиша в этих процессах. При объяснении сути проблемы кросскультурного пастиша и его влияния на функционирование современного общества надо отталкиваться от принципа социокультурного детерминизма, что позволяет глубже понять сущность многих аспектов этого феномена. Результативным является использование диалектического, постмодернистского, синергетического и компаративного подходов при изучении исследуемой проблемы. Социально — философский анализ проблемы кросскультурного пастиша предполагает выяснение его сущности, атрибутов, модусов, мировоззренческих установок, внутренних и внешних факторов, направлений влияния на логику формирования нового формата мира, функционирования и взаимоотношений между цивилизациями.

Разнонаправленный вектор современных изменений соцыума, противоборство и взаимодействие основных социальных субъектов, рост мобильности населения планеты обусловили широкое распространение такого феномена как кросскультурный пастиш. Можно концептуализировать кросскультурный пастиш как сущностную характеристику современного социального развития, как неотъемлемый компонент мировоззренческих поисков современного человека. Кросскультурный пастиш — это самостоятельное социальное образование, которое носит эклектичный, гибридный характер и возникновение которого обусловлено существованием современного человека на перекрестке культур. Пастиш — это тип социальной конструкции, который является мейнстримом для современного социального развития, для которого характерна эклектика стилей социального бытия, социокультурная неоднородность и атомарность. Понятие «пастиш» фиксирует определенный способ соотношения между собой социальных явлений, процессов, событий, текстов, жанров, стилей в условиях тотального отсутствия семантических или аксиологических приоритетов.

Кросскультурный пастиш ведет к приватизации и вытеснения коренных культур и появления новых культурных комплексов. Он размывает границы между реальностью и вымыслом, фикцийностью и фактичностью в видении мира, он существует как «гибридная» смесь, внутри которой граница между фактом и вымыслом, реальностью и желаемым легко пересекается в обоих направлениях. Основным атрибутом кросскультурного пастиша является вытеснение традиционных культурных форм и создание эклектической смеси элементов из разнотипных культур жизнедеятельности человека. Различные формы преобразования событий и артефактов в пастише свидетельствуют о бесконечности его репрезентации. Кросскультурный пастиш, с одной стороны, возникает как искусственное построение по отношению к традиционной культуре, а с другой — сам становится элементом культурного пространства XXI века. Пастиш соотносится с такими ключевыми признаками эстетики постмодернизма как фрагментарность, деканонизация, ирония, гибридность, карнавальность, сконструированность. Пастиш — одна из форм современного культурообразования. Полифункциональная природа пастиша проявляется и в ностальгийности по традиционной культуре, и в ироничности по отношению к некоторым ее базовым ценностям.

Атрибутами кросскультурного пастиша, на наш взгляд, выступают: — посттрадиционализм; — вытеснение коренных культурных форм и создание эклектической смеси элементов из разнотипных культур жизнедеятельности человека, — стилизация культурного пласта других времен или иных культур в новое образование, и этим задается другая аксиология и мировоззренческая направленность, чем у его составляющих, — номадизм его создателей и носителей; — симуляция; — обращенность к повседневности, — автономия личности. Пастиш является событием и артефактом, что позволяет говорить о своеобразной реабилитации творческого субъективного отражения мира. Он легитимизирует разнородность способов репрезентации. Реальность в пастише проходит несколько фаз кодирования и перекодирования. Различные формы преобразования событий и артефактов в пастише свидетельствуют о бесконечности репрезентации. Благодаря ностальгическим и ироническим кодам репрезентация пастиша служит своеобразным механизмом преобразования культурной памяти, передачи значений во времени, способом повторной репрезентации и заимствования различных культурно значимых единиц с целью создания нового культурного содержания. Следует отметить, что пастиш выступает механизмом сохранения и видоизменения генеалогичной памяти культурного наследия человечества. По количеству источников, привлеченных к компоновке нового артефакта, целесообразно различать следующие модусы пастиша как полипастиш и монопастиш. Полипастищ — новый культурный элемент, который основывается на значительном количестве различных артефактов. Примером выступает пастиш, основанный на кодах и текстах различных видов искусства и средств передачи информации (музыка, кино, театр, радио, телевидение, реклама, интернет и т. д.). Монопастиш — пастиш, который базируется на одном «чужом» целостном артефакте, возрождает его «память», активизирует его смысловой потенциал. Он выступает способом активного преобразования как содержания, так и формы оригинала, переноса его в другой исторический, социальный, культурный контексты. По отношению к предшественникам уместно говорить о пастише, созданном с «уважением» к предшественнику, а также о критическом или соревновательном пастише. По сферам жизнедеятельности социума можно выделить следующие модусы кросскультурного пастиша как политический, экономический, идеологический, социальный. Противостояние Востока и Запада, традиционного и модернизационного типов общества дает основания рассмотреть присущий им кросскультурный пастиш. Можно выделить также следующие модусы кросскультурного пастиша как европейский, африканский, американский, азиатски, арабо — мусульманский и т. п.

Кросскультурный характер носит и стилевая характеристика современного человека. Она определяется виртуализацией жизнедеятельности личности, стремлением к относительной автономности, одиночеству, индивидуализму, ироническому восприятию окружающего мира, языковому пастишу в высказываниях. Социальные процессы XXI века способствовали формированию кросскультурной пастишности в стиле жизни современного человека. Он больше усилий, чем его предшественники, направляет на выработку собственного стиля жизни, мышления, одежды и т. п. и все чаще стилевая характеристика современного человека приобретает эклектическую кросскультурную направленность. Такой стиль характеризует социальное бытие современного человека как в публичном, так и частном ракурсе. Ирония в стиле современного человека выступает инструментом переоценки историко-культурных установок и одной из ступенек развития духовности. Новейшие коммуникационные технологии позволяют индивиду быть актером различных сюжетов и играть широкий спектр ролевых установок. Социальные изменения породили новые стили жизни, среди которых особенно привлекательным в последнее время становится гламур. В мегаполисах мира получает все большее распространение кросскультурная гламурность как стилевая составляющая жизнедеятельности современной личности. Гламурная технология позволяет как-то скрашивать незначительность и бедность эстетического ряда повседневности для многих людей. Рост масштабов фриланса как формы трудовой активности современного человека также является одной из основных тенденций развития труда в XXI веке и проявлением кросскультурного пастиша в этой сфере жизнедеятельности социума.

Кросскультурная пастишность мировоззренческих поисков современного человека базируется на различных идейных принципах, отличается субстанциональным основой, иерархией ценностей, стратегиями активности и стилем жизнедеятельности индивидов. Составной мировоззренческих ориентаций становится определенная модель социального обустройства общества, региона, сообщества. Характерным является усиление движения к религиозно-мистической окраске мировоззренческих установок, потенциал религии становится еще более эффективным в организационном и обрядово-культовом (практическом) измерении. Религиозно-этническое основание мировоззренческих основ оказалось более стабильным и долговременным, чем чисто светские идеологические программы и установки. Фактом социального развития человечества становится «мировоззренческая пастишность», разновекторность, креативность, мировоззренческих поисков современного человека.

Основными атрибутами современного социального пространства выступают мозаичность, эклектичность, пестрота современного мира, ускорение динамики социальных изменений в общественных образованиях и ритмов жизнедеятельности социальных субъектов; кризисность, неопределенность, рискованность, появление креативного класса, рост масштабов протестной активности социальных субъектов, распространение сетевой организация современного социума, виртуализация общественной и индивидуальной жизни, усиление регулирования со стороны мировых стран-лидеров процессов модернизации традиционных обществ, развития определенных регионов. Кросскультурное стилевое многообразие современного человека обусловлено распространением его возможностей в сфере межкультурной коммуникации, зависит от принадлежности к определенным половым и возрастным группам, определяется гендерной принадлежностью индивидов к разным полюсам по шкале маскулинности- фемининности.

Кросскультурный пастиш современного социального пространства обусловил распространение рыночного мировоззрения, ценностями которого выступают: интеллектуальный и финансовый капитал, «глобалистский мировоззренческий горизонт», способность постоянно исследовать и анализировать соотношение спроса и предложения на локальном и глобальном рынках, креативность, стремление к совершенствованию и постоянному изучению мирового передового опыта в своей профессиональной сфере, умение быть конкурентоспособным. Принципиально важным инструментом формирования рыночного мировоззрения является использование достижений и технологий из других культур, а также успешная практическая их реализация в повседневной и публичной жизни, соответствие их результатов представлениям о справедливости и мотивационной составляющей социальной активности человека.

Современность характеризуется масштабными социальными сдвигами на мировой арене. Необходимость сохранения национально-культурной самобытности и создание основы для дальнейшего развития различных цивилизаций акцентировали поиск общего в правилах поведения всех социальных субъектов, в выяснении перспектив взаимоотношений между различными социокультурными системами мира. Моделями сосуществования и взаимовлияния современных цивилизаций и их мировоззренческих комплексов выступают «столкновения цивилизаций», «диалог культур», «альянс цивилизаций». Актуальным является прекращение «столкновения цивилизаций» и начало широкого общественного движения «альянса цивилизаций». Альянс цивилизаций утверждает широкий консенсус государств, культур и религий относительно того, что все сообщества связаны вместе в своей принадлежности к человечеству и взаимозависимы в своем стремлении к стабильности, процветанию и мирному сосуществованию. Кросскультурная пастишность является значимой для современного переформатирования мира, для цивилизационного и регионального противоборства, в котором используются идеологические, финансово-экономические, политические, интеграционно- объединяющие факторы, а также искусственные цивилизационные геополитические схемы.

Характерным для становления нового мирового порядка является многополюсность, кроскультурнисть. Мировое сообщество входит в будущее в виде «многополюсного» мира. Наиболее влиятельными игроками на современном мировом пространстве выступают Россия, США, ЕС (особенно страны — лидеры — Германия, Франция, Великобритания), Китай, Япония. Набирают силу и политический «вес» такие объединения стран как ШОС, БРИКС. Усиливается тенденция к равноправию таких политических субъектов как США, ЕС, Россия, Китай, G -8 («Большая восьмерка»), G — 20 («Большая двадцатка»). Мировоззренческими векторами, способствующими, на наш взгляд, росту потенциала современного общества, обогащению его социального капитала, выступают следующие установки: — общее дело как главная ценность социального бытия граждан; — соблюдение правил и субординации, уважительное отношение к власти, государства, доверие к его социальным институтам, — труд и умение выдерживать жесткую конкурентную борьбу в инновационной активности по поиску новых схем и технологий удовлетворения спроса выступают единственно возможными способами социального продвижения и благополучия, — социальный контроль в правовых рамках за каждым членом сообщества; — адекватное, реалистичное восприятие окружающего мира, прагматизм и оптимизм в его преобразовании, вера в достижение поставленных целей.

Проявлением кросскультурного пастиша современного социального пространства выступает феномен региональной транснациональной идентификации, основанный на определенных политико-правовых, социально-экономических, культурно-бытовых и ценностных началах. Политическая элита стран с помощью политтехнологий формирует региональную транснациональную идентификацию различной направленности в зависимости от идеологических установок и внешнеполитических целей. Усиливается самодеятельная активность стран и регионов, которые раньше были в тени политических гигантов, и выступающих на данном этапе с особой позицией в мировой политике (Венесуэла, Иран, страны Персидского Залива). Противостояние капиталистического Запада и стран социалистического блока сменилось, в частности, процессом противостояния глобалистов (США, ЕС, НАТО, Great-8, Great-20) и антиглобалистов. Очевидным является ослабление роли ООН в решении глобальных проблем человечества. Формирование новых эклектичных, гибридных образований, наличие некоторой неупорядоченности и хаотичности социальных процессов и отношений свидетельствует о пастише как составляющей сложных процессов функционирования современного общества. Свобода является главной конструкцией постмодернистского общества, в котором не может быть обязательных норм и стандартов, кроме правовых. Опровергаются все ограничения, кроме указанных как преступления и правонарушения в этом обществе. Все системы объяснения мира, в том числе и через призму кросскультурного пастиша, имеют право на существование, плюрализм, толерантность и свободный выбор выступают принципами мировоззренческих поисков в кросскультурном состоянии современного общества.

Основные термины (генерируются автоматически): современный человек, пастиш, современное общество, современное социальное пространство, США, дальнейшее развитие, региональная транснациональная идентификация, рыночное мировоззрение, современное социальное развитие, социальное бытие.


Задать вопрос