Обучение через игровое исследование: неалгоритмизированные исследовательские задачи по формированию культуры исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 31.12.2013

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Савинова, Е. Ю. Обучение через игровое исследование: неалгоритмизированные исследовательские задачи по формированию культуры исследовательской деятельности / Е. Ю. Савинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 569-570. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8733/ (дата обращения: 19.10.2024).

В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Исследования бывают алгоритмизированными и неалгоритмизированными. Проведение алгоритмизированного исследования предполагает четкий алгоритм: что, как, зачем исследовать. Неалгоритмизованное исследование предполагает отсутствие четкого плана действий. Именно такое изучение предмета, явления активизирует мыслительную деятельность детей, заставляет их думать, с какой стороны подойти к данному предмету, явлению, что можно выявить в ходе его изучения. На занятиях неалгоритмизированного исследования дети учатся формулировать свои мысли, анализировать, делать выводы.

Любое исследование предполагает выдвижение гипотезы. На данных занятиях это не является целью. Предмет, явление необходимо сначала изучить и только потом выдвигать гипотезу.

Как дети делают первые шаги по изучению предмета, вы можете ознакомиться ниже, прочитав разработку внеурочного занятия.

Внеурочное мероприятие

Класс: 4 «Б»

Методический ресурс: авторская общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Астраханский край» (формирование культуры учебно-исследовательской деятельности)

Интеграция:

межпредметная: окружающий мир, математика, русский язык;

дополнительное образование детей: программы дополнительного образования детей «Астраханский край», «Волшебная кисточка».

Тема занятия: «Обучение через игровое исследование: неалгоритмизированные исследовательские задачи по формированию культуры исследовательской деятельности»

Деятельностная цель: формирование у обучающихся культуры исследовательской деятельности, способностей к самостоятельному построению новых способов деятельности на основе метода рефлексивной самоорганизации в процессе игрового исследования.

Образовательная цель: расширение понятийной базы и способов исследовательской деятельности за счет включения в нее новых элементов.

Ведущая технология: технология деятельностного метода обучения (Л. Г. Петерсон)

Виды деятельности:

моделирующая, проблемно-поисковая, учебно-исследовательская,

деятельность по планированию учебного сотрудничества, познавательная,

игровая, проблемно-целостная, информационно-коммуникативная, трудовая,

проектная.

Форма достижения результата - практикум, конференция.

*Образовательный продукт - результаты коллективной учебно-исследовательской деятельности (формат описание)

*Образовательный продукт:

1.                  материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов. рисунков, поделок и т. п.

2.                  Изменение личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе.

—осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать основание и критерии для оценки выполненных действий.

Планируемые результаты

Предметные результаты (повышенный уровень)

Обучающиеся получат возможность:

-          расширить сведения о листьях растений, о строении цветов, о карандашах, о шоколаде(окружающий мир);

-          научиться наблюдать, фиксировать, исследовать, сравнивать, получать информацию из разных источников о листьях растений, цветах, карандашах, шоколаде, выделять их характерные особенности;

-          научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе коллективной работы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-          научиться производить измерения, сравнивать полученные результаты, составлять простейшие таблицы (математика);

-          совершенствовать свою устную и письменную речь;

-          говорить выразительно, понятно, логично, четко формулируя мысль в словесной форме.

Метапредметные результаты (УУД)

Личностные(метапредметные)

Обучающиеся получат возможность:

-          для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к новым знаниям и умениям;

-          для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на критериальной основе.

Регулятивные

Обучающиеся получат возможность:

-          в сотрудничестве с учителем и обучающимися ставить новые учебные задачи;

-          проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

Обучающиеся получат возможность:

-          осуществлять расширенный информационный поиск информации с использованием разнообразных ресурсов;

Коммуникативные

Обучающиеся получат возможность:

-          учитывать и координировать в сотрудничестве позиции своих одноклассников, отличные от собственной;

-          задавать вопросы друг другу и учителю, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные

-          формирование базовой национальной ценности -«Наука» (знание);

-          развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Результативность внеурочной деятельности — третий уровень результатов (получение школьниками опыта социального самостоятельного действия).

Ход занятия

1.      Вступительное слово.

2.      Активизация знаний обучающихся.

— Ребята, отгадайте загадки, отгадки подскажут вам, что сегодня вы будете изучать.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(Комнатные растения)

Расчерчен на квадратики,

Завёрнут в серебро,

Как его вы развернёте,

Моментально вы поймёте,

Что нашёлся сладкий клад.

Это вкусный...

(Шоколад)

Палочки волшебные в руки я беру.

Ими нарисую я маму и сестру.

Домик, речку и грибочки,

Солнце, небо и цветочки.

Нравятся мне палочки, палочки такие

Сверху деревянные, а внутри цветные.

(Цветные карандаши)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный...

(Тюльпан)

— Сегодня, ребята, вы будете изучать шоколадные батончики, цветные карандаши, букет тюльпанов, листья комнатных растений. До начала занятия вы поделились на группы, в каждой группе по пять человек. Группе предлагается изучить предложенные предметы: первая группа изучает батончики шоколада, вторая — цветные карандаши, третья — букет тюльпанов, четвертая — листья комнатных растений.

3.      Учебно-исследовательскаядеятельность (формат — описание)

Практическая работа.

(Дети рассматривают предметы с разных сторон, выбирая критерии самостоятельно, на листе формата А-4 записывают тему исследования, цель, задачи; каждый ребенок в группе отвечает за один критерий, полученные результаты записывает на листе формата А-4;затем дети всей группы делают вывод, который записывается на отдельном листе формата А-4; листы склеиваются: 1-тема,цель,задачи; 2–6 результаты по отдельным критериям,7-вывод. На работу отводится 20 минут)

4.      Отчет каждой группы о проделанной работе.

Каждая группа отчитывается о проделанной работе, зачитывая выводы.

Первая группа изучала батончики шоколада. Выдвинутые критерии: размер (длина, ширина, толщина), дата изготовления, оформление этикеток, состав батончиков, производитель.

Вторая группа изучала цветные карандаши. Критерии: длина, форма, производитель, состав, вид на срезе.

Третья — букет тюльпанов. Критерии: длина всего цветка, форма лепестков, длина листьев, наличие аромата, наличие рисунка на лепестках.

Четвертая — листья комнатных растений. Критерии: длина листа, длина черенка. длина и ширина листовой пластины, наличие пятен и линий, отличия внешне и внутренней стороны листа.

5.      Рефлексия.

Ребята, продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задание…

Я понял, что…

Меня удивило… …

Мне захотелось…

Я попробую…

Работа в группе помогает…

Я хочу поблагодарить…

Основные термины (генерируются автоматически): группа, букет тюльпанов, дополнительное образование детей, исследовательская деятельность, критерий, батончик шоколада, изучение предмета, лист растений, лист формата, учебное сотрудничество.


Похожие статьи

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в процессе обучения

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Психолого-педагогические аспекты развития речи обучающихся с ЗПР через арт-технологии

Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования

Атлетическая гимнастика как средство оптимизации и индивидуализации педагогического процесса

Похожие статьи

Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в процессе обучения

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Психолого-педагогические аспекты развития речи обучающихся с ЗПР через арт-технологии

Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования

Атлетическая гимнастика как средство оптимизации и индивидуализации педагогического процесса

Задать вопрос