Эмоциональное выгорание является распространённым состоянием среди учителей, чья профессиональная деятельность отличается высокой эмоциональной нагрузкой и значительным уровнем ответственности. Эмоциональный интеллект рассматривается как важный ресурс, обеспечивающий способность личности управлять собственными эмоциями, распознавать эмоциональные состояния других людей и эффективно организовывать социальные взаимодействия. Исследование, выполненное на выборке из 20 педагогов со стажем 6–15 лет, включало диагностику эмоционального выгорания по методике В. В. Бойко и оценку эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла. Результаты показали, что у учителей наиболее выражены фазы напряжения и резистенции, в то время как фаза истощения находится в стадии формирования. Уровень эмоционального интеллекта среди респондентов можно охарактеризовать как средний с тенденцией к высокому. Корреляционный анализ выявил статистически значимую взаимосвязь между компонентами эмоционального интеллекта и симптомами эмоционального выгорания, что подтверждает гипотезу о влиянии эмоционального интеллекта на выраженность профессионального стресса.
Профессия учителя относится к группе наиболее эмоционально напряженных и социально значимых видов деятельности. Ежедневное взаимодействие с учениками, родителями и администрацией требует от педагога высокого уровня самоконтроля, эмоциональной устойчивости и развитых коммуникативных навыков. В таких условиях нередко развивается эмоциональное выгорание, проявляющееся в истощении эмоциональных ресурсов, нарушении межличностных отношений и снижении профессиональной эффективности.
Современные исследования показывают, что важным защитным фактором профессионального здоровья педагога является эмоциональный интеллект (ЭИ) — способность распознавать, понимать и регулировать эмоции, а также использовать их в деятельности и общении. Высокий уровень ЭИ позволяет учителю эффективнее справляться со стрессовыми ситуациями, строить позитивные отношения и поддерживать эмоциональное благополучие.
Цель данного исследования — выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня эмоционального выгорания у учителей средних школ.
Теоретические основы исследования
Профессиональная деятельность учителя как фактор эмоционального напряжения
Педагогическая профессия имеет глубокую историческую и социальную значимость. Классические отечественные авторы подчеркивали особую роль личности учителя в формировании личности воспитанника. Так, К. Д. Ушинский выделял необходимость развитых коммуникативных и нравственных качеств педагога, способности к саморазвитию и высокой профессиональной культуре.
Современные исследования указывают на то, что педагогическая деятельность сопряжена с высокой эмоциональной нагрузкой, что делает представителей профессии уязвимыми к эмоциональному выгоранию. По данным В. В. Бойко, выгорание развивается в трех фазах: напряжение, резистенция и истощение, каждая из которых включает характерные симптомы: от неудовлетворенности собой и переживания психотравмирующих обстоятельств до эмоционального дефицита и психосоматических нарушений.
Эмоциональный интеллект, согласно модели Дж. Мейера и П. Саловея, включает четыре ключевых способности: правильное восприятие эмоций, использование эмоциональной информации для мышления, понимание эмоций и их осознанную регуляцию.
В педагогической профессии развитый эмоциональный интеллект позволяет:
— эффективно регулировать эмоциональные реакции в стрессовых ситуациях;
— проявлять эмпатию, необходимую для продуктивного взаимодействия с учениками;
— поддерживать гармоничные отношения в коллективе;
— снижать риск формирования эмоционального выгорания.
Экспериментальная часть исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. В выборку вошли 20 учителей со стажем от 6 до 15 лет. В качестве диагностического инструментария использованы методика определения эмоционального выгорания В. В. Бойко и тест эмоционального интеллекта Н. Холла.
Результаты эмпирического исследования и качественно-количественного анализа его результатов позволили сформулировать следующие резюмирующие положения:
— среди учителей наблюдается высокая степень неудовлетворенности собой (24,9), что указывает на фрустрацию и недовольство своей профессиональной деятельностью. Испытуемые ощущают невозможность влиять на психотравмирующие обстоятельства, что приводит к росту чувства недовольства своим социальным статусом и должностью;
— в фазе напряжения выявлены такие симптомы, как загнанность в клетку (13,1) и переживание психотравмирующих обстоятельств (18,05). Это свидетельствует о том, что учителя сталкиваются с постоянным давлением, вызывающим чувство безысходности и раздражение. Тревога и депрессия (7,55) в данной фазе не проявляются, что может указывать на их еще не сформировавшуюся природу;
— в фазе резистенции наблюдается неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (19,35) и расширение сферы экономии эмоций (18,55). Учителя начинают проявлять прагматичный подход к эмоциям, что может привести к эмоциональной сдержанности и выборочному реагированию в зависимости от их настроения;
— в фазе истощения испытуемые проявляют симптомы эмоционального дефицита (16,6), что указывает на снижение способности сопереживать и поддерживать эмоциональные связи с коллегами. Психосоматические и психовегетативные нарушения (11,1) находятся на стадии формирования, что может привести к негативным последствиям для здоровья.
Учителя продемонстрировали высокую степень эмоциональной осведомленности (29,75) и средний уровень управления собственными эмоциями (29,1). Это свидетельствует о наличии определенных трудностей в регулировании эмоциональных реакций, особенно в стрессовых ситуациях, что может негативно сказываться на их профессиональной деятельности.
Проведенный корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена выявил ряд значимых корреляций между различными аспектами эмоционального интеллекта учителей и стадиями эмоционального выгорания (фазы напряжения, резистенции, истощения), а также уровнем тревоги, депрессии и психосоматических нарушений, что подтверждает гипотезу.
По итогам исследования выявлено, что эмоциональный интеллект оказывает значимое влияние на выраженность эмоционального выгорания. Более высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению степени эмоционального истощения и повышению стрессоустойчивости учителя. Это подтверждается результатами корреляционного анализа, выявившего обратные связи между уровнями эмоционального интеллекта и выраженностью фаз выгорания. Полученные данные позволяют рекомендовать разработку программ развития эмоционального интеллекта педагогов как эффективного средства профилактики эмоционального выгорания.
Литература:
- Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: ПГУ, 2011.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
- Маслач К., Джексон С. Психология эмоционального выгорания. — СПб.: Питер, 2019.
- Саловей П., Мейер Дж. Эмоциональный интеллект: концептуальные и эмпирические основы.
- Холл Н. Методики диагностики эмоционального интеллекта.

