Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у учителей

Научный руководитель
Психология
30.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня эмоционального выгорания у учителей средней школы. Эмоциональный интеллект выступает ключевым фактором профессионального благополучия педагога и определяет его способность к эмоциональной саморегуляции, эмпатии и эффективному взаимодействию. Проведенное исследование выявило особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов и позволило определить характер связи между компонентами эмоционального интеллекта и фазами выгорания.
Библиографическое описание
Хадаровская, К. О. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у учителей / К. О. Хадаровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130781.


Эмоциональное выгорание является распространённым состоянием среди учителей, чья профессиональная деятельность отличается высокой эмоциональной нагрузкой и значительным уровнем ответственности. Эмоциональный интеллект рассматривается как важный ресурс, обеспечивающий способность личности управлять собственными эмоциями, распознавать эмоциональные состояния других людей и эффективно организовывать социальные взаимодействия. Исследование, выполненное на выборке из 20 педагогов со стажем 6–15 лет, включало диагностику эмоционального выгорания по методике В. В. Бойко и оценку эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла. Результаты показали, что у учителей наиболее выражены фазы напряжения и резистенции, в то время как фаза истощения находится в стадии формирования. Уровень эмоционального интеллекта среди респондентов можно охарактеризовать как средний с тенденцией к высокому. Корреляционный анализ выявил статистически значимую взаимосвязь между компонентами эмоционального интеллекта и симптомами эмоционального выгорания, что подтверждает гипотезу о влиянии эмоционального интеллекта на выраженность профессионального стресса.

Профессия учителя относится к группе наиболее эмоционально напряженных и социально значимых видов деятельности. Ежедневное взаимодействие с учениками, родителями и администрацией требует от педагога высокого уровня самоконтроля, эмоциональной устойчивости и развитых коммуникативных навыков. В таких условиях нередко развивается эмоциональное выгорание, проявляющееся в истощении эмоциональных ресурсов, нарушении межличностных отношений и снижении профессиональной эффективности.

Современные исследования показывают, что важным защитным фактором профессионального здоровья педагога является эмоциональный интеллект (ЭИ) — способность распознавать, понимать и регулировать эмоции, а также использовать их в деятельности и общении. Высокий уровень ЭИ позволяет учителю эффективнее справляться со стрессовыми ситуациями, строить позитивные отношения и поддерживать эмоциональное благополучие.

Цель данного исследования — выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня эмоционального выгорания у учителей средних школ.

Теоретические основы исследования

Профессиональная деятельность учителя как фактор эмоционального напряжения

Педагогическая профессия имеет глубокую историческую и социальную значимость. Классические отечественные авторы подчеркивали особую роль личности учителя в формировании личности воспитанника. Так, К. Д. Ушинский выделял необходимость развитых коммуникативных и нравственных качеств педагога, способности к саморазвитию и высокой профессиональной культуре.

Современные исследования указывают на то, что педагогическая деятельность сопряжена с высокой эмоциональной нагрузкой, что делает представителей профессии уязвимыми к эмоциональному выгоранию. По данным В. В. Бойко, выгорание развивается в трех фазах: напряжение, резистенция и истощение, каждая из которых включает характерные симптомы: от неудовлетворенности собой и переживания психотравмирующих обстоятельств до эмоционального дефицита и психосоматических нарушений.

Эмоциональный интеллект, согласно модели Дж. Мейера и П. Саловея, включает четыре ключевых способности: правильное восприятие эмоций, использование эмоциональной информации для мышления, понимание эмоций и их осознанную регуляцию.

В педагогической профессии развитый эмоциональный интеллект позволяет:

— эффективно регулировать эмоциональные реакции в стрессовых ситуациях;

— проявлять эмпатию, необходимую для продуктивного взаимодействия с учениками;

— поддерживать гармоничные отношения в коллективе;

— снижать риск формирования эмоционального выгорания.

Экспериментальная часть исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. В выборку вошли 20 учителей со стажем от 6 до 15 лет. В качестве диагностического инструментария использованы методика определения эмоционального выгорания В. В. Бойко и тест эмоционального интеллекта Н. Холла.

Результаты эмпирического исследования и качественно-количественного анализа его результатов позволили сформулировать следующие резюмирующие положения:

— среди учителей наблюдается высокая степень неудовлетворенности собой (24,9), что указывает на фрустрацию и недовольство своей профессиональной деятельностью. Испытуемые ощущают невозможность влиять на психотравмирующие обстоятельства, что приводит к росту чувства недовольства своим социальным статусом и должностью;

— в фазе напряжения выявлены такие симптомы, как загнанность в клетку (13,1) и переживание психотравмирующих обстоятельств (18,05). Это свидетельствует о том, что учителя сталкиваются с постоянным давлением, вызывающим чувство безысходности и раздражение. Тревога и депрессия (7,55) в данной фазе не проявляются, что может указывать на их еще не сформировавшуюся природу;

— в фазе резистенции наблюдается неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (19,35) и расширение сферы экономии эмоций (18,55). Учителя начинают проявлять прагматичный подход к эмоциям, что может привести к эмоциональной сдержанности и выборочному реагированию в зависимости от их настроения;

— в фазе истощения испытуемые проявляют симптомы эмоционального дефицита (16,6), что указывает на снижение способности сопереживать и поддерживать эмоциональные связи с коллегами. Психосоматические и психовегетативные нарушения (11,1) находятся на стадии формирования, что может привести к негативным последствиям для здоровья.

Учителя продемонстрировали высокую степень эмоциональной осведомленности (29,75) и средний уровень управления собственными эмоциями (29,1). Это свидетельствует о наличии определенных трудностей в регулировании эмоциональных реакций, особенно в стрессовых ситуациях, что может негативно сказываться на их профессиональной деятельности.

Проведенный корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена выявил ряд значимых корреляций между различными аспектами эмоционального интеллекта учителей и стадиями эмоционального выгорания (фазы напряжения, резистенции, истощения), а также уровнем тревоги, депрессии и психосоматических нарушений, что подтверждает гипотезу.

По итогам исследования выявлено, что эмоциональный интеллект оказывает значимое влияние на выраженность эмоционального выгорания. Более высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению степени эмоционального истощения и повышению стрессоустойчивости учителя. Это подтверждается результатами корреляционного анализа, выявившего обратные связи между уровнями эмоционального интеллекта и выраженностью фаз выгорания. Полученные данные позволяют рекомендовать разработку программ развития эмоционального интеллекта педагогов как эффективного средства профилактики эмоционального выгорания.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. — Новополоцк: ПГУ, 2011.
  2. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  3. Маслач К., Джексон С. Психология эмоционального выгорания. — СПб.: Питер, 2019.
  4. Саловей П., Мейер Дж. Эмоциональный интеллект: концептуальные и эмпирические основы.
  5. Холл Н. Методики диагностики эмоционального интеллекта.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 421-423):
Часть 6 (стр. 355-433)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 421-423стр. 433
Похожие статьи
Взаимосвязь эмоционального интеллекта, выгорания и стрессоустойчивости у преподавателей высшего состава
Исследование взаимосвязи профессиональной идентичности и профессионального выгорания учителей общеобразовательной школы
Исследование факторов профессионального выгорания в педагогической деятельности
Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных организаций
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности трудом у педагогов
Особенности эмоционального выгорания педагогов ООШ
Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД
Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна
Особенности эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности

Молодой учёный