Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследования синдрома эмоционального выгорания

Психология
18.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена исследованию синдрома эмоционального выгорания у педагогов. В статье представлены теоретические основы феномена эмоционального выгорания, рассмотрены методы диагностики и выявлены причины возникновения данного состояния. Основное внимание уделяется анализу результатов эмпирического исследования, проведенного на базе ГБОУ ЛНР «АСШ № 5 им. В. Очкура», что позволило оценить распространенность синдрома среди учителей.
Библиографическое описание
Авдеенко-Щур, Н. Ю. Исследования синдрома эмоционального выгорания / Н. Ю. Авдеенко-Щур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131786.


Проблема эмоционального выгорания давно привлекает внимание исследователей и практикующих психологов. Особенно остро эта проблема стоит в профессиональной деятельности педагогов, поскольку данная сфера предполагает постоянное взаимодействие с людьми, высокое эмоциональное напряжение и ответственность. Вопросы эмоционального выгорания стали особенно актуальны в современных условиях, когда повышенные нагрузки и нестабильность увеличивают риск развития негативных последствий для психического здоровья работников сферы образования.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного утомления, вызванного длительным воздействием хронического стресса, что связано прежде всего с профессиональной деятельностью. Специалисты выделяют ряд ключевых компонентов этого синдрома:

— эмоциональное истощение: потеря сил и энергии, снижение желания взаимодействовать с другими людьми;

— деперсонализация: негативное восприятие коллег и учащихся, отстранение от людей;

— редукция личных достижений: заниженная самооценка, чувство разочарования и неуверенности в своей компетенции.

Эти компоненты образуют ядро синдрома эмоционального выгорания, однако существуют дополнительные факторы, влияющие на развитие этого состояния: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. Они формируют комплексную картину влияния на самочувствие педагогов и требуют особого внимания при исследовании и в практической деятельность психолога.

Организация и методы исследования.

Исследователи использовали серию валидных диагностических инструментов для измерения уровня эмоционального выгорания у педагогов. Наиболее известные методики:

— опросник Маслач — Бёрнсоу (MBI), проверенный международный стандарт диагностики выгорания;

— тест Г. Айзенка, оценивающий индивидуальные черты личности, такие как экстраверсия, интроверсия, стабильность, нейротизм;

— методика В. В. Бойко, диагностирующая уровень эмпатии, важную характеристику педагогического мастерства.

Исследование проводилось на базе школы города Антрацита, в нем участвовали 30 педагогов разного пола и возраста. Использовались анкеты и тесты, позволяющие объективно оценить симптомы выгорания и сопутствующие личностные качества.

Результаты подтвердили сильное влияние эмоционального истощения и деперсонализации на общее состояние педагогов. Большинство участников имели высокий уровень выгорания, что подтверждает гипотезу о широком распространении синдрома в педагогическом сообществе. Были выявлены существенные различия в уровне тревожности, фрустрации и агрессивности, причем эти показатели оказывали значительное воздействие на вероятность появления выгорания.

Корреляционный анализ подтвердил наличие высокой корреляции между тревожностью, фрустрацией и эмоциональным выгоранием (табл. 1). Интересно отметить, что среди участников эксперимента большинство имело умеренно высокий уровень эмпатии, что подчеркивает значимость социального компонента в развитии выгорания.

Таблица 1

Линейная корреляция

Эмоциональное выгорание

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

Эмпатия

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Эмоциональное выгорание

1

Тревожность

0,767

1

Фрустрация

0,786

0,923

1

Агрессивность

0,353

0,433

0,461

1

Ригидность

0,693

0,675

0,748

0,565

1

Эмпатия

0,607

0,578

0,673

0,403

0,510

1

Эмоциональное истощение

0,957

0,757

0,794

0,326

0,660

0,708

1

Деперсонализация

0,781

0,631

0,724

0,608

0,700

0,699

0,824

1

Редукция личных достижений

0,140

0,160

0,300

0,382

0,275

0,630

0,346

0,549

1

Степень свободы для выборки 30 респондентов: 5 % — 0,204; 1 % — 0,365.

У лиц, демонстрирующих повышенный уровень тревожности или находящихся на верхней границе нормы по этому показателю, наблюдается корреляция с высокими значениями фрустрации. Это, в свою очередь, указывает на низкую самооценку, склонность к избеганию сложных ситуаций и выраженный страх перед возможными неудачами. Одновременно с этим отмечается рост показателя ригидности. Данный феномен свидетельствует о том, что специалисты, характеризующиеся высокой тревожностью и сниженной самооценкой, испытывают трудности с переключением внимания после переживания сильных эмоциональных состояний, что может приводить к фиксации на этих переживаниях.

Исследование выявило, что повышение уровня эмоционального истощения (безразличия) сопровождается ростом показателей деперсонализации (усталости, эмоциональной опустошенности). Установлена линейная корреляция между этими явлениями и развитием синдрома эмоционального выгорания у педагогов в рамках исследуемой выборки.

Существует отчетливая взаимосвязь между уровнем развития эмпатических способностей и подверженностью эмоциональному выгоранию. Признаки пониженной эмпатии: трудности в понимании и разделении чувств других людей, склонность к рациональному, а не эмоциональному восприятию ситуаций.

Синдром эмоционального выгорания в педагогической среде остается актуальной проблемой, затрагивающей миллионы профессионалов. Регулярная диагностика, раннее выявление симптомов и проведение профилактических мероприятий позволяют эффективно бороться с этим опасным состоянием. Преподавателям необходимо осознавать свое право заботиться о собственном физическом и эмоциональном состоянии, стремиться к созданию благоприятных условий труда и обращаться за поддержкой к профессионалам-психологам при первых признаках ухудшения самочувствия.

Литература:

  1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. — Волгоград : Учитель, 2021. — Изд. 3-е. — С. 16–31.
  2. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб. : Питер, 2011. — С. 70–75.
  3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — Москва : ПЕР СЭ. — 2006. — С. 325–331.
  4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. — Москва : Юрайт. — 2023. — 3-е изд. — С. 115–126.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный