Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Преступный путь: механизмы вовлечения несовершеннолетних в преступность и меры противодействия

Научный руководитель
Юриспруденция
29.11.2025
16
Поделиться
Аннотация
В настоящей статье проводится комплексный межотраслевой анализ феномена вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность через призму норм статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исследование нацелено на глубокое изучение уголовно-правовых, криминологических и виктимологических аспектов данного деяния. В работе систематизированы современные механизмы и методы склонения подростков к противоправному поведению, выявлены детерминанты преступности и факторы виктимности. Ретроспективный анализ судебной практики и статистики не только выявил устойчивые проблемы в применении нормы ст. 150 УК РФ, но и стал основой для построения целостной системы противодействия, включающей меры уголовно-правового, организационного и социально-профилактического характера.
Библиографическое описание
Амахин, Д. В. Преступный путь: механизмы вовлечения несовершеннолетних в преступность и меры противодействия / Д. В. Амахин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 154-158. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130741.


Введение

Современное состояние преступности в Российской Федерации характеризуется сохранением устойчивой тенденции к вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность. Данное явление представляет особую общественную опасность, поскольку препятствует нормальному развитию подростков и формированию у них правосознания. Исследование механизмов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений приобретает особую актуальность в связи с развитием новых социальных и информационных технологий, которые активно используются преступными элементами.

Основной целью исследования является комплексный анализ уголовно-правовых и криминологических аспектов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность по статье 150 УК РФустанавливающее уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, которое может осуществляться посредством обещаний, обмана, угроз или иного способа воздействия на подростка. Данное преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения действий по вовлечению независимо от того, привело ли это к фактическому совершению преступления несовершеннолетним или нет. Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, действующее с прямым умыслом и осознающее несовершеннолетие вовлекаемого. Особую общественную опасность представляют квалифицированные составы, предусмотренные частями 2–4 статьи, которые устанавливают повышенную ответственность за совершение деяния родителем или педагогом, с применением насилия, а также за вовлечение в преступную группу или совершение тяжкого преступления.

В рамках изучения поставленной цели предполагается решение следующих задач: уголовно-правовой анализ состава преступления, выявление современных способов и методов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, изучение характеристик личности преступника, а также разработка предложений по совершенствованию мер противодействия.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы исследования, включая системный анализ, сравнительно-правовой метод, формально-логический подход, а также методы анализа и синтеза. Использование указанных методов позволяет обеспечить комплексный подход к изучению заявленной проблематики.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и включает последовательное рассмотрение ключевых аспектов проблемы, начиная от уголовно-правовой характеристики состава преступления и заканчивая разработкой мер совершенствования противодействия вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность.

1. Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного статьей 150 УК РФ.

Непосредственным основным объектом рассматриваемого преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, психическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, его право на безопасность и защиту от криминального влияния. Факультативным объектом могут являться общественные отношения, охраняемые теми уголовно-правовыми нормами, в совершение преступлений против которых вовлекается подросток, например, отношения собственности или здоровье личности [2].

Объективная сторона выражается в активных действиях, направленных на склонение несовершеннолетнего к совершению преступления. Диспозиция ч. 1 ст. 150 УК РФ содержит открытый перечень способов такого вовлечения: обещания, обман, угрозы или иной способ. Под «иным способом» в правоприменительной практике понимается широкий спектр действий: подкуп, уговоры, возбуждение чувства зависти, мести, ложной романтики преступного мира, уверения в безнаказанности, а также злоупотребление доверием подростка [3].

Сам Субъект преступления вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 18-летнего возраста. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 01.02.2011 № 1 особо подчеркивает, что ответственность по ст. 150 УК РФ наступает только в случае, когда взрослый достоверно знал о несовершеннолетии лица, вовлекаемого в преступную деятельность, либо сознательно допускал это [4].

Субъективная сторона характеризуется исключительно прямым умыслом, это означает, что виновный осознает, свои действия и целенаправленное вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления желая этого. Мотивы (корысть, желание использовать «безответственного» исполнителя, стремление приобщить подростка к криминальной субкультуре и др.) на квалификацию не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.

2. Классификация и анализ механизмов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Процесс вовлечения представляет собой сложную систему социально-психологического манипулирования личностью подростка. Анализ следственной и судебной практики позволяет классифицировать механизмы вовлечения на несколько устойчивых групп.

Наиболее распространенными являются методы психологического воздействия, эксплуатирующие естественную для подросткового возраста восприимчивость. К ним относятся обещания материальных или статусных благ, обман относительно истинного характера совершаемых действий и их последствий, а также систематические уговоры и психологическое давление, апеллирующее к ложным понятиям дружбы и «взрослости». Отдельно следует выделить механизм вовлечения через авторитет, когда взрослый преступник использует свой статус, жизненный опыт или харизму для формирования у подростка слепого доверия и подчинения.

Более жесткие методы включают физическое принуждение, выраженное в угрозах применением насилия, распространением компрометирующих сведений или уничтожением имущества. Для квалификации угрозы как способа вовлечения правоприменительная практика требует, чтобы она была реальной и воспринималась несовершеннолетним как непосредственная опасность.

Значительную роль играют методы социально-средового воздействия, направленные на интеграцию подростка в криминальную субкультуру. Этот процесс предполагает целенаправленное приобщение к нормам и ценностям преступного мира, где противоправное поведение героизируется, а законопослушное — дискредитируется. Особенно эффективно это воздействие на подростков, находящихся в состоянии социальной депривации, для которых криминальная группа становится суррогатной семьей, источником материальной поддержки и новой социальной идентичности.

Современной доминирующей тенденцией стало активное использование цифрового пространства. Социальные сети, мессенджеры и онлайн-игры трансформировались в новые каналы для вербовки, где применяются традиционные механизмы, но с глобальным масштабированием охвата, высокой степенью анонимности вербовщика и возможностью создания иллюзорных виртуальных сообществ, маскирующих преступные цели.

3. Криминологическая характеристика личности преступника и виктимологические особенности несовершеннолетнего.

Лицо, совершающее преступление, предусмотренное статьей 150 УК РФ, характеризуется устойчивыми антисоциальными установками и специфической мотивационной структурой. Криминологический анализ позволяет определить, что значительную часть таких преступников составляют лица, имеющие предыдущий судимость и связи с организованной преступностью. Их криминальный опыт позволяет эффективно манипулировать несовершеннолетними, а мотивация основана на расчете использовать подростка в качестве «безответственного» исполнителя, что минимизирует их собственные риски уголовного преследования. Прослеживается и тенденция к воспроизводству криминального поведения, когда сами вовлекатели в прошлом были жертвами аналогичных схем.

Особую общественную опасность представляют субъекты, злоупотребляющие своим специальным статусом или авторитетом в глазах подростка. Речь идет о педагогических работниках, тренерах, наставниках молодежных объединений, а также о родственниках и близких знакомых семьи. Их действия особенно предосудительны, поскольку основаны на циничном подрыве доверия, что наносит несовершеннолетнему глубокую психологическую травму и подрывает базовые социальные институты.

Виктимологический анализ является ключевым для понимания механизмов вовлечения. Наиболее высокий риск стать жертвой манипуляций наблюдается у подростков, обладающих комплексом социально-психологических характеристик. К социальным факторам виктимности относится проживание в обстановке семейного неблагополучия, характеризующейся низким социально-экономический статусом, отсутствием родительского контроля и позитивных моделей поведения.

Психологический портрет потенциальной жертвы включает проблемы с социальной адаптацией, несформированность системы ценностей, низкий уровень самоконтроля и гипертрофированную потребность в самоутверждении и принадлежности к группе. Наиболее уязвимыми оказываются подростки в периоды возрастных кризисов, когда интенсивный поиск идентичности и своего места в социуме делает их восприимчивыми к влиянию псевдо-авторитетов, предлагающих простые, но противоправные пути решения внутренних конфликтов. Таким образом, именно социальная и психологическая незащищенность создает питательную среду для успешного манипулятивного воздействия со стороны взрослых преступников.

4. Особые квалифицирующие признаки по статье 150 УК РФ.

Дифференциация уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в преступление отражена в частях 2, 3 и 4 ст. 150 УК РФ, которые устанавливают более строгое наказание при наличии отягчающих обстоятельств.

К квалифицирующим признакам (ч. 2 ст. 150 УК РФ) законодатель относит совершение преступления родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Злоупотребление особым доверием и авторитетом, вытекающим из социальной роли, многократно увеличивает общественную опасность деяния и степень причиняемого подростку морального вреда [3].

Особо квалифицирующие признаки (ч. 3 ст. 150 УК РФ) включают вовлечение с применением насилия или с угрозой его применения. Под насилием в данном контексте понимается причинение физической боли, нанесение побоев или причинение легкого либо средней тяжести вреда здоровью. Угроза должна быть реальной, непосредственной и направленной на подавление воли несовершеннолетнего к сопротивлению.

Наиболее высокая степень общественной опасности характеризует деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 150 УК РФ. К ним относится вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу (как организованную, так и неустойчивую) либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Данный признак отражает не только повышенную опасность для самого несовершеннолетнего, чья личность подвергается глубокой криминальной деформации, но и для общества в целом, так как способствует воспроизводству и консолидации организованной преступности.

5. Актуальные проблемы правоприменительной практики и статистический анализ.

Анализ современной следственной и судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК РФ, позволяет выявить ряд устойчивых проблем.

Одной из наиболее сложных является доказывание субъективной стороны — прямого умысла взрослого. Суды требуют устанавливать, что виновный не только знал о несовершеннолетии потерпевшего, но и целенаправленно, осознанно склонял его к совершению преступления, используя для этого конкретные способы [6]. Доказательственную базу часто составляют показания самого несовершеннолетнего, данные при проведении следственных действий с участием психолога и законного представителя, переписка в мессенджерах, аудио- и видеозаписи.

Другой проблемой является квалификационное разграничение вовлечения и соучастия в преступлении. Если взрослый не только склонил подростка к преступлению, но и непосредственно организовал его совершение, давал указания на месте либо оказывал содействие, его действия подлежат дополнительной квалификации по соответствующей части ст. 33 УК РФ и статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за совершенное преступление.

Статистические данные демонстрируют определенную стабильность. Так, в 2022 году по ст. 150 УК РФ было осуждено 347 человек, в 2023–334 человека [1]. Однако качественный анализ указывает на тревожные тенденции: увеличивается доля дел, связанных с вовлечением в преступления, совершаемые с использованием IT-технологий (кибермошенничество, распространение наркотиков посредством закладок и т. д.), а также в составе организованных групп. Существенной проблемой остается позднее выявление фактов вовлечения, часто уже после того, как несовершеннолетний совершил одно или несколько преступлений, что свидетельствует о недостатках в работе системы ранней профилактики.

6. Система мер противодействия и профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступность.

Эффективное противодействие вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность требует формирования комплексной, межведомственной системы, интегрирующей правовые, социальные и педагогические инструменты. Данная система должна быть нацелена на пресечение совершаемых деяний и на устранение глубинных причин и условий, им способствующих.

Совершенствование уголовно-правового и процессуального инструментария видится в дальнейшей дифференциации ответственности. Законодателю целесообразно закрепить и детализировать квалифицирующие признаки, связанные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей для вовлечения несовершеннолетних. Это позволит адекватно квалифицировать действия вербовщиков в цифровой среде. Наряду с этим, требует активизации применение конфискации имущества, полученного взрослыми преступниками в результате эксплуатации труда несовершеннолетних. С процессуальной точки зрения, необходима разработка специализированных методик доказывания умысла взрослого лица, особенно в ситуациях завуалированного и многоэтапного характера вовлечения.

Приоритетным направлением является развитие системы профилактики, основанной на принципах раннего вмешательства. Ключевая роль здесь отводится созданию эффективного механизма межведомственного взаимодействия между школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и социальными службами. Их скоординированные действия должны быть направлены на своевременную идентификацию детей и семей «группы риска» и организацию индивидуального профилактического патронажа, носящего неформальный, целенаправленный характер.

Не менее важным является создание доступной и привлекательной альтернативной среды для социализации подростков. Это предполагает развитие инфраструктуры позитивного досуга, основанной на реальных интересах молодежи, а также программ временного трудоустройства и трудовой адаптации в каникулярный период. В условиях цифровизации критическую важность приобретает направление, связанное с повышением цифровой грамотности и медиабезопасности. Внедрение в образовательные программы специальных курсов, обучающих критическому восприятию информации и распознаванию манипулятивных техник, является насущной необходимостью.

Заключение

Проведенное комплексное исследование феномена вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность позволило сформулировать ряд основополагающих выводов и практических предложений.

Прежде всего, уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного статьей 150 УК РФ, подтвердил его высокую социальную значимость и сложную юридическую природу. Установлено, что данный состав является формальным, а его объективная сторона характеризуется многообразием способов вовлечения, от психологического манипулирования до физического принуждения. Субъективная сторона, требующая наличия прямого умысла, представляет собой одну из ключевых проблем доказывания в правоприменительной практике.

Исследование механизмов вовлечения выявило их эволюцию и адаптацию к современным реалиям. Если традиционные методы, такие как злоупотребление доверием, уговоры и угрозы, сохраняют свою актуальность, то стремительное развитие получают цифровые технологии. Социальные сети и онлайн-игры превратились в новые, высокоэффективные и масштабируемые площадки для вербовки подростков, что требует адекватного ответа со стороны правоохранительных органов.

Криминологический портрет преступника и виктимологический анализ потерпевшего демонстрируют четкую взаимосвязь. Взрослые преступники, часто имеющие криминальный опыт, целенаправленно выбирают своими жертвами подростков с повышенной виктимностью, обусловленной социальной депривацией, психологической незрелостью и потребностью в самоутверждении. Особую общественную опасность представляют лица, использующие свой авторитет (родители, педагоги), что наносит несовершеннолетнему двойной вред.

Анализ судебной практики и статистики свидетельствует о стабильной судимости по ст. 150 УК РФ, однако выявляет системные проблемы, такие как сложность доказывания умысла, квалификационное разграничение с соучастием и латентный характер многих деяний, которые раскрываются лишь после совершения несовершеннолетним конечного преступления

Приоритетным направлением является развитие системы профилактики, основанной на принципах раннего вмешательства. Ключевая роль здесь отводится созданию эффективного механизма межведомственного взаимодействия между школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и социальными службами. Их скоординированные действия должны быть направлены на своевременную идентификацию детей и семей «группы риска» и организацию индивидуального профилактического патронажа, носящего неформальный, целенаправленный характер.

Не менее важным является создание доступной и привлекательной альтернативной среды для социализации подростков. Это предполагает развитие инфраструктуры позитивного досуга, основанной на реальных интересах молодежи, а также программ временного трудоустройства и трудовой адаптации в каникулярный период. В условиях цифровизации критическую важность приобретает направление, связанное с повышением цифровой грамотности и медиабезопасности. Внедрение в образовательные программы специальных курсов, обучающих критическому восприятию информации и распознаванию манипулятивных техник, является насущной необходимостью.

Таким образом, успешное противодействие вовлечению несовершеннолетних в преступность невозможно без синтеза уголовно-правового преследования виновных взрослых и масштабной, ориентированной на конкретные риски, профилактической работы, направленной на защиту и укрепления понятий самого несовершеннолетнего. Только такой двойной подход позволит эффективно противостоять данной угрозе, обеспечивая нормальное развитие подрастающего поколения и национальную безопасность государства в долгосрочной перспективе.

Литература:

  1. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2023 год. — URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/v-2023-g-v-sudy-postupilo-bolshe-grazhdanskikh-del/ (дата обращения: 26.11.2023).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.04.2023). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 26.11.2023).
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. В. Бриллиантова. URL: https://base.garant.ru/57708146/ (дата обращения: 26.11.2023).
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». — П. 42. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110603/ (дата обращения: 26.11.2023).
  5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388750/ (дата обращения: 26.11.2023).
  6. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15.03.2022 N 5-УД22–6. URL: https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-ugolovnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-15032022-n-78-ud22–7-k3/ (дата обращения: 26.11.2023).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 154-158):
Часть 3 (стр. 139-207)
Расположение в файле:
стр. 139стр. 154-158стр. 207
Похожие статьи
О некоторых проблемах квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
Вовлечение несовершеннолетних в преступную среду и антиобщественные действия
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: уголовно-правовые аспекты противодействия
Вовлечение в преступление несовершеннолетних и иные антиобщественные деяния
К вопросу о противодействии преступлениям, связанным с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений
Регламентация ответственности за деяния, посягающие на интересы несовершеннолетних, в УК Российской Федерации
Историко-социальные предпосылки установления уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления
Проблемы несовершенства правовой регламентации статьи 150 УК РФ
Актуальные вопросы разработки методики расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ)
Расследование вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность экстремистского характера: междисциплинарный подход к анализу причин, факторов риска и методов противодействия

Молодой учёный