Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение финансовой устойчивости местного бюджета через механизмы долговой политики

Экономика и управление
29.11.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Пахомов, О. И. Повышение финансовой устойчивости местного бюджета через механизмы долговой политики / О. И. Пахомов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130735.


Введение

Актуальность темы связана с возрастающей зависимостью муниципальных образований от заемных ресурсов в условиях хронического дефицита доходной базы, что создает угрозу их долгосрочной финансовой стабильности. Проблема заключается в неэффективной структуре долгового портфеля и отсутствии стратегического планирования долговой нагрузки, ведущих к неоптимальному распределению бюджетных ассигнований.

Цель работы — сформулировать комплекс мер по повышению финансовой устойчивости муниципального образования за счет совершенствования управления долгом. Задачи: определить ключевые параметры долговой устойчивости; провести диагностику долгового портфеля на примере муниципалитета; разработать и оценить эффективность предложенных механизмов оптимизации.

1. Теоретические аспекты долговой устойчивости муниципальных образований

Муниципальный долг представляет собой совокупность обязательств, возникающих из займов, кредитов и предоставленных гарантий, направленных на финансирование дефицита бюджета и программ развития [1, с. 112]. В российской практике структура долга преимущественно включает бюджетные ссуды, коммерческие кредиты и ценные бумаги местных администраций.

Ключевым аспектом управления долгом является обеспечение долговой устойчивости — способности муниципалитета обслуживать свои обязательства без ущерба для выполнения социальных и экономических функций. Это достигается за счет соблюдения ряда принципов, среди которых выделяются принцип сбалансированности рисков , принцип плановости привлечения и погашения займов, а также принцип эффективности использования заемных средств.

Таким образом, управление муниципальным долгом трансформируется из технической процедуры в стратегический элемент финансового менеджмента, определяющий потенциал для развития территории.

2. Оценка долговой нагрузки на примере муниципального округа «Западный»

Для анализа долговой устойчивости выбран гипотетический муниципальный округ «Западный» с численностью населения 280 тыс. человек и объемом собственных доходов бюджета 6,2 млрд руб. в 2023 году. Динамика ключевых показателей за 2021–2023 гг. отражена в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели долговой нагрузки муниципального округа «Западный» в 2021–2023 гг.

Показатель

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Изменение (2023 г. к 2021 г.)

1. Объем муниципального долга, млрд руб.

1,50

1,65

1,80

+20,0 %

2. Расходы на обслуживание долга, млн руб.

115

135

155

+34,8 %

3. Собственные доходы бюджета, млрд руб.

5,4

5,8

6,2

+14,8 %

4. Отношение долга к собственным доходам, %

27,8

28,4

29,0

+1,2 п. п.

5. Доля расходов на обслуживание в расходах, %

4,8

5,4

6,0

+1,2 п. п.

Проведенный анализ выявляет устойчивую негативную динамику: объем долга растет быстрее, чем доходная база (+20 % против +14,8 %), а расходы на его обслуживание увеличиваются опережающими темпами. Рост доли обслуживания долга в общих расходах до 6,0 % свидетельствует о сокращении средств, направляемых на реализацию ключевых муниципальных программ. Данная ситуация требует применения комплекса мер по структурной оптимизации долга.

3. Предлагаемые меры оптимизации и расчет их эффективности

На основе диагностики проблем долгового портфеля округа «Западный» разработан следующий комплекс оптимизационных мероприятий.

3.1. Реструктуризация коммерческой задолженности

В рамках реструктуризации кредита на сумму 300 млн руб. (ставка 8 %) планируется продление срока его действия на 3 года со снижением ставки до 6 %. Эффект — сокращение ежегодной процентной нагрузки. Годовая экономия — 6,0 млн руб. (300 млн руб. × 2 %).

3.2. Эмиссия муниципальных облигаций для замещения дорогих займов

Часть кредитного портфеля (объемом 250 млн руб., средняя стоимость 7,5 %) предлагается заместить выпуском муниципальных облигаций со ставкой 6 % и сроком обращения 5 лет. Эффект — снижение стоимости обслуживания и удлинение срока долга. Годовая экономия — 3,75 млн руб. (250 млн руб. × 1,5 %).

3.3. Внедрение системы мониторинга долговых рисков

Создание автоматизированной системы для ежеквартального мониторинга показателей долговой нагрузки (соотношение долга к доходам, график платежей) позволит осуществлять превентивное управление рисками. Эффект — повышение обоснованности управленческих решений и снижение вероятности возникновения просроченной задолженности.

Оценка совокупного экономического эффекта

Прямой финансовый эффект от предлагаемых мер описан в таблице 2.

Таблица 2

Расчет годового экономического эффекта

Мероприятие

Сумма, млн руб.

Годовая экономия, млн руб.

Реструктуризация коммерческой задолженности

300

6,00

Эмиссия муниципальных облигаций

250

3,75

Итого ежегодная экономия:

550

9,75

Реализация предложений позволит не только достичь прямой экономии бюджетных средств в размере 9,75 млн руб. ежегодно , но и окажет положительное структурное воздействие: снизит средневзвешенную процентную ставку, поможет оптимизировать график платежей и повысит прозрачность долговой политики. Высвобождаемые средства могут быть направлены на финансирование приоритетных проектов в сфере ЖКХ или образования.

Заключение

Исследование подтвердило, что эффективное управление муниципальным долгом служит важным резервом повышения финансовой устойчивости местных бюджетов. Анализ состояния долгового портфеля муниципального округа «Западный» показал наличие рисков, связанных с ростом стоимости обслуживания и увеличением долговой нагрузки. Цель работы достигнута путем разработки конкретных мер оптимизации.

Основные рекомендации для органов местного самоуправления:

1. Активно применять инструменты реструктуризации и замещения существующих обязательств.

2. Рассматривать эмиссию муниципальных ценных бумаг как альтернативу банковским кредитам.

3. Внедрить систему регулярного мониторинга и стресс-тестирования долговых показателей.

Внедрение данных мер позволит не только получить значительный экономический эффект, но и повысит качество управления публичными финансами, создавая условия для устойчивого социально-экономического развития муниципалитета.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2023. — 704 с.

2. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И. Н. Мысляева. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 393 c. — Текст: непосредственный.

3. Родионова, В. М. Финансовый контроль : учебник для вузов / В. М. Родионова, В. И. Шлейников. — Москва : ФБК-Пресс, 2002. — 320 с.

4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / под ред. В. К. Сенчагова. — М.: БИНОМ, 2020. — 818 c. — Текст: непосредственный.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 104-106):
Часть 2 (стр. 65-137)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 104-106стр. 137

Молодой учёный