ВРоссии находится большое количество бюджетных учреждений, как в крупных городах, так и в отдаленных районах. Одной из главных проблем таких учреждений является управление своими доходами и расходами. Выбранная тема актуальна тем, что перед бюджетными учреждениями стоит задача не только выполнять свою миссию, но и максимизировать свой доход путём получения прибыли от платных услуг, которая формирует внебюджетный фонд учреждения. Внебюджетный фонд даёт возможность обеспечить своё дополнительное развитие за свой счет, а также компенсировать недостаток бюджетных средств. Доходы от платных услуг используются на расходы, не включенные в бюджетную смету.
Ключевые слова: ассигнования, доходы, финансовое обеспечение, учреждение.
Для эффективного менеджмента бюджетных учреждений важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении деятельности используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица [3, с. 52].
Основными параметрами бюджета средних образовательных школ (СОШ) являются доходы и расходы бюджета.
Виды финансового обеспечения бывают [1]:
1) Собственные доходы;
2) Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
3) Субсидия на иные цели.
Все указанные виды финансового обеспечения можно встретить в отчёте об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности. Также в данном отчёте отражается информация, на какие цели были получены денежные поступления, а также как были потрачены денежные выплаты.
Для анализа бюджетных параметров необходимы данные по бюджетным ассигнованиям и собственным доходам. Необходимые данные для анализа взяты из годовой бухгалтерской отчетности 2019–2021 гг.
Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств [3].
Если собственные доходы указаны только в одном отчете (форма 2), то бюджетные ассигнования объединяют сразу 2 отчета — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (форма 4) и субсидии на иные цели (форма 5).
Сначала проведем сравнительный анализ бюджетных ассигнований.
За базу возьмем СОШ ГО «Город Чита». Так как в городе расположено 35 школ объединим их по районам: Центральный, Черновский, Железнодорожный, Ингодинский, также в таблицу включим данные по гимназиям ГО «Город Чита» (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ бюджетных ассигнований по районам СОШ ГО «Город Чита», тыс. рублей
Наименование |
Итого, доходы |
Итого, расходы |
Дефицит/Профицит |
||||||
2019 г. |
2021 г. |
2021 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|
Ингодинский |
233 304 |
240049 |
253 858 |
233 304 |
240 049 |
253 858 |
0 |
0 |
0 |
Центральный |
705 978 |
701 888 |
850 484 |
705 825 |
701 888 |
850 484 |
153 |
0 |
0 |
Черновский |
454 281 |
430 852 |
528 117 |
453 858 |
430 852 |
528 117 |
0 |
0 |
0 |
Железнодорожный |
273 903 |
256 832 |
318 875 |
273 712 |
257 023 |
318 872 |
191 |
-191 |
3 |
Гимназии |
133 028 |
163 051 |
129 466 |
133 028 |
163 051 |
129 466 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2
Сравнительный анализ собственных доходов по районам СОШ ГО «Город Чита», тыс. рублей
Районы |
Итого, доходы |
Итого, расходы |
Дефицит/Профицит |
||||||
2019г. |
2021г. |
2021г. |
2019г |
2020г. |
2021г. |
2019г |
2020г. |
2021г. |
|
Ингодинский |
2469 |
816 |
2888 |
2410 |
806 |
2732 |
59 |
11 |
155 |
Центральный |
12 619 |
6 179 |
24 349 |
12 283 |
6085 |
23 328 |
337 |
93 |
1021 |
Черновский |
5541 |
2114 |
6985 |
5060 |
1937 |
6813 |
482 |
177 |
171 |
Железнодорожный |
3184 |
910 |
4338 |
3095 |
971 |
3966 |
88 |
-64 |
371 |
Гимназии |
8377 |
3555 |
2115 |
8206 |
3555 |
2115 |
171 |
0 |
0 |
Из данной таблицы можно сделать вывод, что в целом, денежные поступления по всем указанным районам в 2021 году увеличились по сравнению с 2020 годом, этому поспособствовало улучшение экономической ситуации в стране после коронавирусной инфекции в 2020 году, так как именно в 2020 году в большинстве СОШ наблюдается уменьшение денежных выплат. В Центральном и Железнодорожном районах в 2019 году наблюдается профицит бюджета, это означает, что не все денежные средства были израсходованы в полном объеме. Однако, в 2020 году в Железнодорожном районе данный происходит дефицит на ту самую сумму, что в 2019 году давал профицит. В остальных районах ГО «Город Чита» за весь анализируемый период доходы полностью покрывают расходы.
Также проведем сравнительный анализ собственных доходов по районам (табл. 2).
Данная таблица показывает, что доходы и расходы от оказания платных услуг непостоянны и меняются с каждым годом, то в лучшую, то в худшую сторону. Как и в бюджетных ассигнованиях в 2020 году наблюдается уменьшение денежных средств во всех районах СОШ ГО «Город Чита».
В Центральном районе СОШ ГО «Город Чита» в 2021 году произошло резкое увеличение объема профицита, который составил 1021 тыс. рублей. В остальных районах также в небольшом объеме наблюдается профицит, а в гимназиях все денежные поступления были израсходованы в полном объеме.
Сравнительный анализ бюджетных ассигнований показывает зависимость данного вида ресурсов от количества учреждений и количества обучающихся в этих учреждениях.
Касательно собственных средств мы видим большое снижение в 2020 году, что объясняется ковидными ограничениями (в части предоставления платных образовательных услуг и услуг питания).
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) ст.78
- Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях. Переход к новым правилам / под ред. Г. Ю. Касьяновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АБАК, 2011.
- Бедрачук, И. А. Финансы бюджетных организаций: учебное пособие / И. А. Бедрачук, Е. В. Пивень. — Владивосток: ВГУЭС, 2020. — 52 с.