В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.
Ключевые слова: бюджетирование, бюджет доходов и расходов, финансовое планирование, формирование бюджета предприятия.
Бюджетирование позволяет руководству предприятия планировать финансово-хозяйственную деятельность, анализируя и прогнозируя финансовые показатели: доходы, расходы и чистую прибыль [1].
В ходе реализации бюджетировании на предприятии могут быть составлены следующие виды бюджетов [2]:
— бюджет доходов и расходов предприятия;
— бюджет движения денежных средств;
— бюджет продаж;
— бюджет коммерческих расходов;
— бюджет управленческих расходов и т. д.
Виды бюджетов подразделяются на две большие группы: основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств) и операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов и т. д.). Также в бюджетировании используются вспомогательные и дополнительные бюджеты — бюджет налогов, бюджет капитальных затрат, бюджет логистических затрат и т. д. [3, с. 107].
Независимо от вида каждый бюджет составляется по определённому алгоритму. Алгоритм составления бюджета в общем виде представлен на рисунке 1 [4, с. 311].
Рис. 1.Алгоритм составления бюджета в общем виде
При составлении регламента бюджета в нём должны быть установлены сроки исполнения, структура и обязанности исполнителей, образцы документов и методология их заполнения и другая важная для конкретного вида бюджета информация [5, с. 297].
Структура исполнителей бюджета позволяет видеть взаимодействие между всеми ответственными за исполнение бюджета лицами. Также в ней важно указать ответственных лиц за контроль исполнения бюджета, который проводится для последующих корректировок в соответствии с планируемыми результатами и показателями.
При составлении основных бюджетов, как правило, формируются вспомогательные, например, при составлении бюджета доходов и расходов целесообразно составить бюджет материальных затрат, бюджет затрат на оплату труда, бюджет затрат на ремонт оборудования (при его планировании) и т. д. Вспомогательные бюджеты позволяют более детально рассмотреть и учесть планируемые расходы и доходы предприятия [6, с. 87].
В качестве примера составления бюджета рассмотрим бюджет доходов и расходов. Основными данными для составления бюджета доходов и расходов являются данные бухгалтерской (финансовой) отчётности. Состав отчётности коммерческого предприятия представлен на рисунке 2 [6].
Рис. 2. Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности предприятия
Прежде чем сформировать бюджет доходов и расходов, предприятию необходимо провести анализ структуры прибыли до налогообложения и определить те факторы, которые влияют на динамику финансовых результатов деятельности. Важно проанализировать структуру прибыли предприятия, а также её динамику, как минимум за три отчётных периода. Бюджет доходов и расходов составляется на основании полученных результатов анализа и прогноза прибыли предприятия.
После того, как бюджет доходов и расходов предприятия будет сформирован, он может быть передан в исполнении. В процессе исполнения бюджета доходов и расходов предприятия осуществляется его обязательный контроль и корректировка бюджета в случае выявленных отклонений от планируемых показателей.
В таблице 1 представлен пример бюджета доходов и расходов коммерческого предприятия ООО «МК-12» (г. Москва) на период 2021–2023 гг.
Таблица 1
Бюджет доходов и расходов коммерческого предприятия ООО «МК-12» [1]
На основании показателей бюджета доходов и расходов можно определить рентабельность основного вида деятельности предприятия. По данным таблицы 1 видно, что рентабельность продаж ООО «МК-12» (г. Москва) имеет отрицательное значение на конец анализируемого периода. Связано это с тем, что по итогам 2023 года по результатам деятельности предприятие получило убыток. Прибыльной деятельность предприятия была по итогам 2022 года, тогда же рентабельность составила 3,74 %.
Оценка динамики рентабельности продаж позволяет сделать вывод о необходимости проведения детального анализа деятельности предприятия в целях выявления нерентабельных услуг и товаров, а также проанализировать финансовую устойчивость предприятия и определить факторы, влияющие на его дальнейшую экономическую стабильность.
Таким образом, бюджетирование позволяет не только планировать финансовые и другие ресурсы предприятия, но и проводить оценку его финансовой стабильности для последующей работы, направленной на повышение эффективности деятельности и улучшения финансового состояния предприятия.
Литература:
- Андреев, Р. Н. Экономическая сущность и принципы бюджетирования / Современные тенденции развития науки и технологий. 2018. № 3–11 (24). — С. 36–38.
- Гасанов, Г. И. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — № 11. — С.1828–1833.
- Дубоносова А. Н. Как организовать бюджетирование на предприятии: пошаговая инструкция. Журнал «Планово-экономический отдел» № 1, 2019. — С. 104–115.
- Ильин, А. И. Планирование на предприятии: учебное пособие. 8-е изд., испр. и доп. Мн.: Новое знание, 2018. — 700 с.
- Ладыгин В. В. Бюджетирование и контроль на предприятии. — М.: ЛЕНАНД, 2020. — 530 с. // [Электронный ресурс] URL: http://urss.ru/253247
- Незамайкин, В. Н. Финансовое планирование и бюджетирование: Учебное пособие / В. Н. Незамайкин, Н. А. Платонова, И. Л. Юрзинова. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 200 c.
- Отчётность ООО «МК-12» (г. Москва). База юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Лист-Орг [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.list-org.com/company/8254876/report (дата обращения: 04.04.2024).
[1] Составлено автором на основании материалов: [7].