Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные вопросы и проблемы основных направлений деятельности российского казачества

Юриспруденция
01.12.2025
5
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена анализу текущего уровня развития российского казачества как исторически сложившейся общности людей, а также основным проблемам, с которыми в своей практической деятельности сталкиваются казачьи общества в Российской Федерации, возможным путям решения данных проблем, тенденциям и перспективам развития реестровых казачьих организаций в нашей стране.
Библиографическое описание
Ершов, И. Л. Актуальные вопросы и проблемы основных направлений деятельности российского казачества / И. Л. Ершов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 203-207. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130720.


Казачьи общества как и другие некоммерческие организации являются одним из важных и мощных драйверов положительных изменений, неотъемлемой и динамично развивающейся частью гражданского общества. Видя в лице казачества реальную силу, государство в настоящее время уделяет ему беспрецедентное по сравнению с предыдущими периодами, но вполне справедливое и заслуженное внимание.

Российское реестровое казачество насчитывает в своих рядах более 140 тысяч человек, среди них порядка 115 тысяч человек приняли на себя обязательства по несению службы.

Казачьи общества осуществляют деятельность в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, всего по состоянию на 1 июля 2025 года их насчитывается 2 330, хотя по сравнению с 2023 годом их количество несколько снизилось.

Объёмная и масштабная работа проводится совместно в координации, системном обмене, обобщении и анализе информации Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Министерством юстиции и его территориальными органами, Всероссийским казачьим обществом и нижестоящими казачьими обществами в его структуре.

Интеграция представителей казачества во власть продолжается путём назначения войсковых атаманов советниками Командующих военными округами, а также советниками высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в 2024 году учредил новые почётные звания — Заслуженный работник избирательной системы и Заслуженный работник местного самоуправления. Продолжая эту логику, в качестве высшей награды предлагается установить почётное звание «Заслуженный деятель российского казачества», которое по аналогии присваивалось бы главой государства.

Ближайшей перспективой могло бы стать «выведение» процедуры внесения казачьего общества в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации в систему «Госуслуги», чтобы у казачьих обществ была возможность подачи документов для осуществления данной процедуры полностью в электронном виде.

Личные кабинеты организаций, в том числе казачьих обществ на портале «Госуслуги» главным образом служат цели упрощения взаимодействия с органами власти. При помощи этого инструмента есть возможность получения услуг, записи на приём в ведомство, оплаты налогов и госпошлин, получения информации о планируемых и текущих проверках контрольно-надзорных органов.

Кроме того, начиная с 2025 года на казачьи общества, как и другие некоммерческие организации за исключением политических партий, возложена обязанность публиковать свои Уставы на портале Министерства юстиции Российской Федерации. Это требование связано с решением нескольких задач: повышение прозрачности деятельности, упрощение анализа организации и контроль над её работой, возможность для потенциальных жертвователей и партнёров убедиться в надёжности организации, а также и помощь самим некоммерческим организациям.

Публикация уставов позволяет партнёрам в рамках различных социально значимых проектов, коллегам по сектору и жертвователям лучше понимать, чем занимается организация, какие цели она декларирует, насколько её практическая деятельность соответствует заявленным принципам, какова в той или иной организации система органов управления, порядок и процедура принятия ими решений.

Вместе с тем, государство получает возможность более чётко контролировать деятельность НКО и оперативно выявлять возможные нарушения.

Прозрачность повышает доверие общества, а значит, может привлечь большее количество новых участников, партнёров, волонтёров.

Более того, публикация основного учредительного документа помогает организации выглядеть более профессионально и укрепляет их репутацию, учитывая, что многие грантовые конкурсы и программы поддержки теперь будут учитывать наличие опубликованного Устава как один из обязательных критериев участия.

Необходимо продолжать широкое информирование казачьих обществ о необходимости внесения сведений о них в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Для этого предприняты верные шаги по размещению Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами на своих официальных сайтах в Интернете сведений о порядке вхождения казачьих обществ в реестр, а также направлению соответствующих информационных писем казачьим обществам и планирование новых семинаров-совещаний с «нереестровыми» казачьими обществами.

Продолжают своё существование незначительное количество казачьих обществ, которые не входят в состав вышестоящих структур, и это значительно затрудняет решение вопроса о применении к ним мер организационного воздействия, влияния на их деятельность.

Казачьи общества, не приведшие в соответствие с требованиями законодательства свои учредительные документы, прекращают деятельность либо добровольно (на основании решения Круга — высшего органа управления), либо принудительно (решение суда, решение Федеральной налоговой службы, либо путём преобразования в другие категории организаций. Существует один случай признания казачьего общества несостоятельным (банкротом), и в его отношении открыто конкурсное производство.

Координация органов юстиции и казачества проявляется в разных аспектах, в том числе установлении казачьим обществам дополнительных сроков для устранения нарушений по ходатайству Всероссийского казачьего общества, согласовании органами юстиции административных исковых заявлений и ликвидации казачьих обществ с ВсКО.

Можно считать давно назревшим и вполне обоснованным решение о введении «пресекательных сроков», которые предполагают в случае невнесения казачьего общества в реестр в течение определённого времени с момента его государственной регистрации (внесения в ЕГРЮЛ) либо его реорганизацию (преобразование) в автономную некоммерческую организацию, ассоциацию или союз, либо ликвидацию в судебном порядке по инициативе органов юстиции, которые будут направлять в суды соответствующие административные исковые заявления в случае непринятия нереестровыми казачьими обществами своевременных решений о реорганизации.

Продолжается взаимодействие казачьих обществ с органами юстиции, в том числе в контексте реализации комплекса мер в направлении приведения Уставов казачьих обществ в соответствие с актуальными требованиями действующего законодательства.

Переходный период в отношении ранее созданных казачьих обществ был установлен в августе 2019 года на 2 года, то есть до августа 2021 года.

Вместе с тем, хотя количество казачьих обществ, не выполнивших данные требования и значительно сократилась, а их доля снизилась кратно в разы, данная работа ещё не завершена, и в этом контексте необходимо продолжение взаимодействия, например, в отношении Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», где данная процесс находится в завершающей стадии, а проблема является точечной и не была ранее решена по уважительным причинам.

Примечательно, что взаимодействие с российским казачеством находится в сфере ответственности Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Министерства юстиции.

Стратегическим направлением работы является поддержка наших казаков, принимающих участие в специальной военной операции, а также реализация соглашения между Всероссийским казачьим обществом и Министерством обороны Российской Федерации о пополнении мобилизационного людского резерва.

Участие казаков в специальной военной операции в ряде случаев создаёт трудности в отношении созыва Кругов (общих собраний) первичных казачьих обществ. Казачьи общества продолжают испытывать финансовые трудности, которые мешают полному раскрытию потенциала организации. Кроме того, существуют и фактически бездействующие по разным причинам казачьи общества.

При этом важно отметить, что представители казачества ярко проявили себя как участники специальной военной операции — сформированы казачьи добровольческие подразделения, тысячи казаков и сотни атаманов стали участниками операции, значительное количество из них отмечены государственными наградами, в том числе и званием «Герой Российской Федерации». Благодаря этим событиям авторитет казачества значительно возрос. Этому способствует согласованная работа по линии разных ведомств при значительной роли аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

Содействие казачества достижению целей военной спецоперации не ограничивается только непосредственным участием в ней — объём помощи, собранной казаками разных войсковых обществ и регионов страны в поддержку СВО, исчисляется тысячами тонн и сотнями миллионов рублей. Войсковые атаманы несут непосредственную ответственность за организацию пополнения и обеспечение подразделений, а самое главное — за поддержку семей казаков, где казаки ранены или погибли.

Правительство Российской Федерации исходит также из того, что казачество исторически имеет многонациональные корни. В составе казачьих войск проходили службу представители более 40 национальностей. Сбалансированная политика, опирающаяся на лучшие традиции казачества, привлечение к государственной службе представителей казачества из лиц различных национальностей могут стать важным фактором межэтнической стабильности в различных регионах России. Казачество в этом контексте можно рассматривать как своего рода «связующее звено» для людей разных национальностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2019 года № 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» установлено, что антитеррористическая защищённость объектов (территорий) независимо от категории объектов (территорий) может быть обеспечена в том числе путём присутствия на объектах (территориях) членов казачьих обществ в период проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в которых принимает участие одновременно более 50 человек.

Практика охраны порядка и обеспечения безопасности казаками достаточно распространена на объектах и территориях религиозных организаций Русской Православной Церкви, при этом формально отсутствует запрет на участие казаков в охране порядка и обеспечении безопасности казаками на объектах и территориях религиозных организаций других конфессий христианства и иных религий, но практическая реализация этой возможности зачастую воспринимается в казачьей среде неоднозначно.

Следует учитывать, что на некоммерческие организации в полной мере распространяется принцип свободы договора, закреплённый в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно этому принципу, юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Вместе с тем, привлечение казаков в контексте упомянутой нормы не является обязательным, а только предусмотрено как одна из ряда допустимых альтернатив, а основания и механизм принудительно заставить казачье общество заключить такой договор на общественных началах отсутствуют.

Значительно усиливается работа, проводимая в направлении просвещения населения о казачестве — она необходима для сохранения исторических знаний о казачестве, популяризации его культурного наследия и воспитания молодёжи — казачество всегда было связано с преданностью Отечеству, и просвещение помогает формировать у населения патриотические убеждения, передавать их из поколения в поколение.

Учащиеся образовательных организаций изучают ремёсла, фольклор и военное дело, что позволяет им погрузиться в культуру казаков, для них проходят тематические уроки, классные часы и встречи с представителями казачества.

Важная роль в этом направлении отведена созданному в 2022 году Центру истории и культуры казачества (ЦИКК) Российской государственной библиотеки и проводимой им работе, направленной на сохранение, развитие и популяризацию истории и культуры российского и зарубежного казачества.

Начиная с 7 января 2025 года вступил в силу новый Приказ Министерств юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2024 года № 393 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, которая необходима для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» — требования к казачьим обществам тем самым были обновлены в сторону смягчения.

Казачеству необходимо сформулировать свою фактически сложившуюся идеологию как систему идей и взглядов, убеждений и ценностей, которая помогает людям понимать мир, определять свои позиции по различным вопросам и формировать поведение в соответствии с определёнными принципами.

Продуманная идеология — основание для плодотворного развития любого общественного движения. Казачеству необходимо осознавать свои фундаментальные идейные принципы, чтобы эффективно развиваться и реализовывать свой потенциал в интересах Российской Федерации.

Казачья идеология может быть основана на идее тесной взаимосвязи традиционных ценностей казаков и обеспечения национальной безопасности. Идеология помогает позиционировать казачество как общность людей со своей уникальной культурой и историей.

Казачьи общества могут влиять на государственную политику, выступать защитниками государственного суверенитета и национальных интересов. Казаки могут участвовать в политических, общественных и гражданских процессах, решать вопросы местного значения, их уникальный опыт востребован органами государственной власти и местного самоуправления.

Основная мысль казачьей идеологии заключается в сохранении и развитии самобытных культурных, духовных и социальных традиций казачества как основы для служения российскому государству и обществу, при этом обеспечивая в установленных пределах и на основе законодательства демократическое самоуправление и участие в государственной жизни. Казачество стремится к укреплению своей роли как носителя фундаментальных ценностей, важных для устойчивого развития нашей страны и обеспечения её безопасности.

Казачья идеология основана на таких ценностях, как патриотизм, свобода, солидарность, государственность и религиозная этика. Патриотизм казачества проявляется в готовности служить государству и защищать его от угроз, а этика подчеркивает единство казачества с российским народом в целом и гражданским обществом, соединённое на основе общих ценностей. Важными остаются и демократизм, выражающийся в самоуправлении и коллективной ответственности, а также свобода, которая для казачества означает возможность служить и брать на себя ответственность в том числе и за других казаков.

Структура казачьего сообщества включает в себя принципы демократического самоуправления, где сильная и культурно укоренённая государственная власть взаимодействует с представителями казачьих обществ разных уровней.

Казачье самоуправление предполагает высокую степень самостоятельности и прав на управление внутренними делами, при этом поддерживая стабильность и законность государственной власти.

Эта идеология сочетает уважительное отношение казачества к власти и признание ей легитимности, а также казачий демократический дух, что находит отражение в выборе атаманов и функционировании Круга как ключевого органа принятия решений.

Основные цели казачества включают:

— признание казачества в качестве культурной и исторически сложившейся социокультурной общности, обладающей отдельной самобытностью

— участие в вопросах национальной безопасности и защите государственных интересов

— сохранение традиционных казачьих ценностей, включая семейные и воспитательные нормы, направленные на укрепление патриотического духа и воспитание подрастающего поколения.

Казачество видит общество организованным на принципах развитого местного самоуправления, иерархической структуры и взаимного уважения. Выборное самоуправление занимает важное место в организации руководства казачьими обществами, что позволяет казакам сохранять элементы своей уникальной демократии. Это система выборности атаманов и руководящего состава казачьих обществ, институт Круга как коллегиального представительного органа (общего собрания или съезда выборных казаков).

Казачество стремится достигать своих целей через следующие методы:

— участие в государственном управлении через взаимодействие с государственными структурами для решения вопросов, касающихся статуса казачества и его интересов

— поддержка местного самоуправления и развитие социальных инициатив, организация мероприятий и активности на уровне регионов и муниципальных образований

— воспитание казачьей молодёжи в духе патриотизма, общероссийской гражданской идентичности, самосознания и традиционных ценностей

— реформы и диалог с властью: поддержка инициатив, направленных на закрепление юридического статуса казачества в действующем законодательстве нашей страны

— общественная деятельность и влияние на общественное мнение через публикации, образовательные программы и культурные мероприятия

Информированность населения о роли и значимости казачества в нашей стране устойчиво возрастает, и позитивная трансформация образа казака в общественном сознании была бы невозможна без соответствующей информационной активности казаков и обществ. Цели и задачи, стоящие перед российским казачеством в 2025 году, показывают чёткое и выверенное представление о его сегодняшней и будущей роли в обществе. Этому способствуют постепенное укрепление правового статуса, увеличение финансовой и другой поддержки со стороны государственной власти — всё это основано на понимании того, что исключительно на общественных началах без каких-либо мер стимулирования задачи, стоящие сегодня перед казачеством, нерешаемы, а цели — недостижимы. Сосредоточив усилия на таких направлениях, как развитие казачьей культуры и сохранение традиционных ценностей, содействие национальной безопасности и единству, казачье движение поступательно и уверенно вносит всё более существенный вклад в развитие нашей страны.

Дальнейший долгосрочный успех этих начинаний зависит от того, насколько эффективно будет выстроено и налажено конструктивное сотрудничество с органами публичной власти на всех уровнях, партнёрскими общественными организациями и отдельными людьми, которые выражают желание и готовность оказывать содействие достижению общих целей на основе закона и ценностей, неотъемлемых для современного российского казачества.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 203-207):
Часть 3 (стр. 139-207)
Расположение в файле:
стр. 139стр. 203-207стр. 207
Похожие статьи
Основные направления совершенствования функционирования организационно-экономической модели устройства казачьих обществ на современном этапе как условие развития регионального сельскохозяйственного производства
Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России
Проблемы реализации права на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Некоммерческие организации в системе институтов гражданского общества
Эволюция и актуальные проблемы правового регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации
Внешняя оценка деятельности судей непрофессиональными участниками
Правовое регулирование общественных и некоммерческих организаций в Республике Казахстан
Актуальные проблемы деятельности суда присяжных в современных условиях
Правовое обеспечение судей судов общей юрисдикции
Об актуальных проблемах использования земель гаражно-строительными кооперативами

Молодой учёный