Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эволюция и актуальные проблемы правового регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации

Юриспруденция
26.11.2025
8
Поделиться
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию правовой природы и сущностных характеристик крестьянского (фермерского) хозяйства как одного из самобытных субъектов предпринимательской деятельности в РФ.
Библиографическое описание
Жигалов, Н. А. Эволюция и актуальные проблемы правового регулирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации / Н. А. Жигалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130556.


Предметом пристального внимания в настоящей работе выступает уникальное явление отечественного правопорядка — крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ), чья роль и сущность претерпевали значительные трансформации на протяжении всей новейшей истории России.

Его легальная дефиниция, закрепленная в Гражданском кодексе РФ, определяет его как «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов». Однако за этой формальной юридической конструкцией скрывается сложный и многогранный институт, чье значение в аграрном секторе российской экономики трудно переоценить.

КФХ выступают не просто как очередные хозяйствующие субъекты; они являются живым воплощением малого и среднего предпринимательства на селе, фундаментом для устойчивого развития сельских территорий и гибким экономическим инструментом, способным чутко реагировать на флуктуации и вызовы постоянно меняющегося рыночного спроса. Эффективно сочетая в себе уникальные черты семейного подряда и коммерческой организации, фермерские хозяйства вносят весомый и незаменимый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, являясь важным звеном в цепочке производства сельскохозяйственной продукции. Однако правовая судьба этого института прошла настоящую одиссею, полную резких поворотов и кардинальных изменений.

Правовой статус КФХ неоднократно и радикально менялся: появившись в качестве юридических лиц, КФХ позднее утратили этот статус для вновь создаваемых хозяйств (с 11.06.2003 г. по 30.12.2012 г.), что породило правовую неопределенность [2, с. 253]. Спустя время (с 31.12. 2012 г.) они вновь обрели диспозитивную возможность выбора — регистрироваться в качестве юридического лица (ст. 86.1 ГК РФ) или продолжать свою деятельность без такового (п. 5 ст. 23 ГК РФ), основываясь на соглашении о создании [1]. Столь извилистый и противоречивый путь нормотворчества не мог не породить серьезные правовые коллизии и многочисленные пробелы в законодательстве, которые создают препятствия для стабильного развития фермерства.

Тревожной тенденцией, на которую недвусмысленно указывают данные Росстата, стало заметное сокращение общего числа КФХ и малых сельхозорганизаций на десятки тысяч, что может свидетельствовать о наличии глубоких системных проблем, тормозящих их устойчивое развитие и ставящих под угрозу само существование этого важного сектора [3, с. 87]. Эта негативная динамика лишь подчеркивает необходимость глубокого анализа и пересмотра государственной политики в отношении фермерских хозяйств.

Всякое правовое явление имеет свою основу — смысловое ядро, определяющее его уникальность и отличающее от других. Для крестьянского хозяйства таким ядром исторически всегда выступал семейно-родственный критерий. Именно он на протяжении десятилетий отличал КФХ от прочих коммерческих корпораций, придавая ему особый социальный и экономический статус. Однако в вихре многочисленных законодательных модернизаций и реформ этот фундаментальный, системообразующий признак был существенно размыт и фактически утрачен, что в значительной степени лишило данную организационно-правовую форму ее концептуальной самобытности и уникальности.

На правовом горизонте вырисовывается и другая, не менее серьезная проблема — это нормативный вакуум в вопросе определения состава членов КФХ, учрежденного как юридическое лицо. Законодатель, предоставив фермерам возможность учреждения такой корпорации, парадоксальным образом обошел молчанием вопрос о том, кто именно может входить в ее состав, в отличие от детальной и исчерпывающей регламентации для большинства других видов юридических лиц [3, с. 253]. Подобная законодательная недосказанность порождает правовую неопределенность, ведь, как гласит древняя римская мудрость, ubi jus incertum, ibi jus nullum — где закон неопределен, там нет и самого закона. Это создает реальные и ощутимые препоны для развития фермерства, требуя скорейшей и тщательной разработки и принятия специального законодательного акта, который бы комплексно и всесторонне урегулировал правовой статус КФХ, четко определил состав его членов и установил ясный правовой режим принадлежащего ему имущества [4, с. 87].

Современная правовая и экономическая среда, в которой существуют и функционируют КФХ, отличается повышенной динамичностью и постоянно возрастающими требованиями. Так, последние годы принесли целый ряд значимых и во многом обременительных новелл. Государство существенно усилило свой регуляторный взор за зерновым рынком: Федеральная государственная информационная система «Зерно» (ФГИС «Зерно») теперь отслеживает всю продукцию до конкретного поля, интегрируя данные с Единой федеральной информационной системой о землях сельскохозяйственного назначения. Сфера оборота молочной продукции и детской питьевой воды также попала под тотальный контроль системы маркировки «Честный ЗНАК», что потребовало от фермеров не только значительных финансовых затрат на приобретение оборудования, но и освоения сложного электронного документооборота. Хотя для фермеров были предложены некоторые меры поддержки, такие как компенсация части затрат на оборудование и просветительские проекты, многие небольшие хозяйства столкнулись с серьезными трудностями. Не остались в стороне и ветеринарные правила: с сентября 2024 года ужесточились требования к содержанию животных, предписывая обязательное зонирование ферм и их строгую изоляцию, что особенно коснулось кролиководческих хозяйств. Наконец, был существенно усложнен ввоз племенного материала из-за рубежа (стран, не входящих в Евразийский экономический союз), который теперь возможен лишь при наличии специального заключения и результатов дорогостоящей молекулярно-генетической экспертизы.

Эти меры, несомненно, направлены на повышение прозрачности аграрного сектора и обеспечение качества и безопасности продукции, однако они же возлагают на фермеров дополнительное и весьма ощутимое административное и финансовое бремя, требуя от них постоянной адаптации к меняющимся и усложняющимся «правилам игры».

В завершение всестороннего анализа необходимо коснуться одного из краеугольных камней в юридической конструкции КФХ — вопроса о режиме имущества. Существующая модель, по умолчанию тяготеющая к общей совместной собственности, несет в себе имманентные риски и сложности, особенно при возникновении споров между членами хозяйства. Не зря еще древние римские юристы утверждали: communio est mater rixarum — общая собственность есть мать раздоров. Представляется, что оптимальной и наиболее справедливой моделью для имущества КФХ, созданного в форме юридического лица, могла бы стать общая долевая собственность его членов. Такой подход позволил бы более гибко и адекватно учитывать вклад каждого участника, будь то личное трудовое участие, финансовые вливания, предоставление техники или ценной коммерческой информации [5, с. 136]. Это, в свою очередь, способствовало бы гармонизации внутренних отношений в хозяйстве, предотвращению конфликтов и создало бы прочный и надежный фундамент для материального благополучия и устойчивого развития всех членов фермерского хозяйства.

Таким образом, становится очевидно, что институт крестьянского (фермерского) хозяйства, обладая огромным экономическим и социальным потенциалом, остро нуждается в тонкой, продуманной и последовательной настройке со стороны законодателя. Внесение предложенных уточнений и изменений в действующее законодательство призвано разрешить накопившиеся за многие годы противоречия, устранить правовые пробелы и вывести этот важнейший сектор аграрной экономики на новый, более высокий уровень правовой определенности, стабильности и эффективности.

Литература:

  1. Первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации: ФЗ от 30.11.1994 года N 51-ФЗ // Российская газета. — 1994. № 238–239.
  2. Белокуренко, Н. С. Крестьянские (фермерские) хозяйства: эффективность деятельности / Н. С. Белокуренко, В. В. Зимина// Альманах мировой науки. — 2019. — № 8. — С. 113–114.
  3. Гольцов, В. Б. Проблемы правового регулирования крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица / В. Б. Гольцов // Журнал правовых и экономических исследований. — 2022. — № 1. — С. 59–64.
  4. Иващенко, А. А. Некоторые проблемы в гражданско-правовом положении крестьянских (фермерских) хозяйств / А. А. Иващенко, А. А. Иовин // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы XXXIV международной научно-практической конференции, Москва, 27–28 апреля 2017 года. — Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2017. — С. 111–117.
  5. Тарасов, А. С. Управление развитием землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств / А. С. Тарасов, С. А. Тарасов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2019. — № 2(47). — С. 39–44.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 209-211):
Часть 4 (стр. 209-275)
Расположение в файле:
стр. 209стр. 209-211стр. 275
Похожие статьи

Молодой учёный