Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства в Российской Федерации и состав крестьянского (фермерского) хозяйства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 13.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Красов, В. В. Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства в Российской Федерации и состав крестьянского (фермерского) хозяйства / В. В. Красов, И. А. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114078/ (дата обращения: 01.07.2024).



В статье автор исследует Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства в Российской Федерации и состав крестьянского (фермерского) хозяйства.

Ключевые слова: крестьянские фермерские хозяйства, КФХ, государственная регистрация КФХ, право на создание КФХ.

В настоящее время имеется возможность регистрации КФХ в форме юридического лица и индивидуального предпринимателя. Для этого предлагаем исследовать таблицу, которая проводит сравнение по строго определенным критериям.

Таблица 1

Критерии сравнения признаков КФХ как ЮЛ и ИП

Сравнительный критерий

Признаки КФХ как ИП

Признаки КФХ как ЮЛ

Руководитель

Глава КФХ — один из членов, с которым другие участники находятся в отношениях родства или свойства

Не установлено специаль-ных требований

Участники

Как правило, это члены не более трех семей. Допускается участие граждан, не состоящих в родстве с главой КФХ

Любые физические лица, ведущие совместную дея-тельность, основанную на личном участии

Распределение доходов

Каждый участник имеет право на часть доходов

Доходы в виде дивидендов

Деятельность до регистрации КФХ

Соглашение между участниками КФХ заключается после регистрации главы в качестве ИП

Создать КФХ-юридическое лицо вправе граждане, уже ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства на основе соглашения

Имущество

Принадлежит участникам КФХ на праве совместной собственности

Принадлежит самому фермерскому хозяйству

В ст. 2 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве указано, что государство в лице своих публично-правовых органов власти обязано содействовать в создании крестьянских хозяйств, а также осуществлению ими деятельности, оказывает поддержку посредством формирования инфраструктур социального и экономического характера с целью обеспечения доступа фермерским хозяйствам к экономическим ресурсам. Строго при этом не допускается вмешательство публично-правовых органов в деятельность КФХ.

Интересным представляется возможность создания КФХ дееспособным гражданам России, лицами без гражданства и иностранцами. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [1] иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, юридические лица, в уставном капитале которых доля всех перечисленных лиц составляет более 50 %, могут обладать земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды, их это необходимо учитывать.

Кроме того, ч. 2 ст. 3 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве указывает, что членами КФХ могут быть исключительно следующие лица:

– во-первых, непосредственно супруги, а также их дети, родители, сестры, братья, внуки, бабушки и дедушки, но количественное ограничение — не более трёх семей, установлено возрастное ограничение: не менее 16 лет для ее членов;

– во-вторых, граждане, которые не состоят в родстве с главой КФХ, но их число ограничено пятью участниками.

Согласно ст. 5 Закона о КФХ хозяйство считается созданным исключительно с момента прохождения государственной регистрации. В общей теории права указывалось, что государственная регистрация является легальным официальным признанием конкретного статуса субъекта права, или признание и возникновение права на объекты, в отношении которых установлено обязательное осуществление регистрационных действий.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092 государственная регистрация КФХ осуществляется исключительно в установленном для госрегистрации физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя порядке [2]. Мы видим, что единственным исключительным условием создания КФХ признается наличие дееспособности. Но здесь необходимо обратить внимание, что правом формирования КФХ строго обладают как граждане РФ, так и иностранные граждане.

О. А. Зубренкова указывала, что КФХ представляет собой лицо, состоящее из единичного участника или группы граждан, которые в собственности имеют имущество и реализуют совместную деятельность хозяйственного характера, основанную на личном участии [3]. При этом в КФХ по субъективному составу могут включаться следующие лица:

– один участник;

– — непосредственно супруги, дети, родители, сестры, братья, но не более трех семей;

– граждане, которые не состоят в свойстве или родстве с главой КФХ, но не более пяти человек.

При этом в механике процедура вступления в КФХ выглядит следующем виде. Необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту регистрации КФХ. В указанном муниципальном органе должны выдать образец соглашения о создании КФХ (ст. 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Именно данное соглашение в обязательном порядке должны подписать глава КФХ, участники и потенциальный участник.

В соглашении в соответствии с законом должен указываться комплекс следующих сведений: о выборе главы КФХ как одного из членов; информацию о членах КФХ; о правовом статусе (правах, имуществе, обязанностях, доходах членов КФХ.

А. А. Русина рекомендует, что в дальнейшем необходимо определиться с разновидностью деятельности, которое будет осуществлять КФХ, к их числу будет относиться, например: овцеводство; птицеводство; мясное животноводство; молочное животноводство; выращивание поросят с целью откорма и так далее [4].

В такой ситуации необходимо проанализировать ст. 4 Закона о КФХ, в котором раскрывается сущность соглашения о создании КФХ. Соглашение о создании КФХ не требуется, если оно создается одним гражданином. Стоит более детально разъяснить механику создания КФХ, согласно ст. 4 Закона о КФХ:

– во-первых, желание граждан на образование КФХ;

– во-вторых, в соглашении о создании КФХ должны содержаться следующие сведения: о признании главой КФХ одного из членов, о членах КФХ, о правовом статусе членов КФХ, о порядке принятия в члены КФХ и выхода из него, о формировании имущества КФХ (владения, пользования, распоряжения), о порядке распределения продукции, плодов, доходов.

К соответствующему соглашению могут быть приложены копии документации, которые подтверждают родство граждан. Всеми членами КФХ подписывается соответствующее соглашение. Условия, которые не противоречат гражданскому закону, могут включаться в соглашение. Следовательно, соглашение — это документ, который закрепляет правовой статус КФХ, содержащий положения о главе КФХ, порядке принятия и выходе членов КФХ, об имуществе, о распределении продукции и так далее.

Законодательные положения указывают на тот аспект, что созданным считается КФХ со дня его регистрации. Е. В. Лактюшина разъясняла в своих исследованиях, что зарегистрировать КФХ имеется возможность как индивидуальные предприниматели или юридические лица, однако, процедурно имеется комплекс отличий [5]. Рассмотрим каждую разновидность.

Во-первых, регистрация индивидуального предпринимателя. Нами отмечено, что специальной формы заявления для регистрации главы крестьянского (фермерского) хозяйства не имеется. Следовательно, процедурно регистрация КФХ как индивидуального предпринимателя не отличается от общих требований.

Стоит сказать, что при регистрации иностранного гражданина имеются в таком качестве дополнительные требования в виде копии разрешения на временное проживание или вида на жительство, и параллельно с этим документ, который подтверждает регистрацию по месту жительства. Направить документы в федеральную налоговую службу для регистрации индивидуального предпринимателя имеется возможность лично. Следующим вариантом признается возможность обратиться в МФЦ. Однако необходимо заранее уточнить осуществляется ли МФЦ принятие заявления по обозначенной выше форме. Также через нотариуса имеется возможность передать соответствующую документацию.

Во-вторых, рассмотрим государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Регистрация осуществляется в общем порядке. Следовательно, для этого необходимо провести сбор документов, указанных в ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [6]: заявление по форме Р11001; устав; решение о создании ЮЛ (с обязательным наличием соглашения о создании КФХ); квитанция на уплату госпошлины.

В положениях ст. 4 Закона о крестьянского (фермерского) хозяйства указывается, что к соответствующему соглашению прилагается комплекс документов о родстве участников КФХ.

Направленные документы рассматриваются Федеральной налоговой службой в срок не более трех дней (рабочих), после которых ответ направляется лицу.

При использовании налоговых льгот необходимо своевременно сообщить о выборе единого сельскохозяйственного налога или упрощенной налоговой системы. Заявления имеется возможность направить непосредственно либо в течение 30 дней по истечению регистрационных мероприятий.

П. Ф. Парамонов отмечал, что КФХ имеет правовую возможность функционирования исключительно при предоставлении и приобретении земель сельскохозяйственного назначения согласно земельному и гражданскому закону [7]. Иными словами, три элемента составляют основу крестьянского хозяйства, к числу которых относится: наличие соответствующего земельного участка; наличие имущественного комплекса;

наличие совместно ведущих крестьянское хозяйство лиц.

Особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, будут рассмотрены в следующем разделе работы.

Таким образом, в крестьянском (фермерском) хозяйстве высшим органом управления является общее собрание. Это в полной мере находится в соответствии с законодательством РФ. Это относится преимущественно к формам КФХ, которые создаются в соответствии со ст. 86.1 ГК РФ. Голоса участников распределяются, исходя из формулы «один голос — один участник». Однако, в законе предусмотрены и иные варианты, например, указано, что решение «принимается по взаимному согласию».

Большинство специалистов отмечают, что в данном случае следует полагать наличие согласия всех членов КФХ. На наш взгляд, здесь необходим другой подход, поскольку мнения участников, что вполне ожидаемо, могут и не совпасть, что при необходимости получить 100 % голосов приведет к тупиковой ситуации.

В этой связи было бы логичным считать, что вопрос должен решаться дифференцированно (исходя из значимости вопроса и осмысленной позиции участников).

Таким образом, в части организации и управления КФХ, созданного по модели объединения граждан, глава хозяйства имеет значительные полномочия по организации производственного процесса, но не обладает властными полномочиями в отношении участников и не выступает в качестве работодателя в отношении работников. Следовательно, имеются различные проблемы в исследуемой области, при разрешении которых имеется реальный шанс увеличить уровень правоприменения в исследуемой области.

Литература:

1. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816/.

2. О порядке представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами: постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092 (ред. от 07.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/legalnews/23540/.

3. Зубренкова О. А., Федотова О. И. Классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, факторы и условия, определяющие их эффективное функционирование // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 4.

4. Русина А. А. Основные проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств в России // Вестник студенческого научного общества. 2019. № 9. С. 4.

5. Лактюшина Е. В. Проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в переходной экономике России // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Экономика и управление. 2020. № 1. С. 89.

6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/.

7. Парамонов П. Ф., Колесник В. С. Тенденции и проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Научный журнал КубГАУ. 2017. № 132. С. 1.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, лицо, хозяйство, член, регистрация, сельскохозяйственное назначение, соглашение, создание, соответствующее соглашение.


Ключевые слова

КФХ, крестьянские фермерские хозяйства, государственная регистрация КФХ, право на создание КФХ

Похожие статьи

Задать вопрос