Статья посвящена вопросу существования крестьянского (фермерского) хозяйства как предпринимательского образования в Российской Федерации. Автором рассмотрены нормативные аспекты существования крестьянского (фермерского) хозяйства как объединение граждан, ведущих совместное хозяйство, а также основные проблемные аспекты КФХ, как предпринимательского образования.
Ключевые слова: крестьянское фермерское хозяйство, предпринимательское право, юридическое лицо, организационно-правовая форма, предпринимательские образования, сельское хозяйство.
Ч.1 ст. 86.1. ГК РФ гласит: «Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов».
Крестьянские (фермерские) хозяйства (далее — КФХ) играют важную роль в сельском хозяйстве России и выполняют ряд существенных функций как субъекты предпринимательской деятельности. Их существование обусловлено несколькими факторами. Во-первых, КФХ представляют собой эффективный способ организации малого и среднего бизнеса в аграрном секторе. Они позволяют гражданам, желающим заниматься сельским хозяйством, объединить свои ресурсы и усилия для более продуктивной работы. Во-вторых, КФХ способствуют развитию сельских территорий, создавая рабочие места и обеспечивая население продуктами питания. В-третьих, КФХ позволяют более гибко реагировать на рыночный спрос и быстрее адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, чем крупные сельскохозяйственные предприятия.
Они самостоятельно принимают решения о выборе видов деятельности, объемах производства, ценах на продукцию и т. д. КФХ могут заключать договоры с другими организациями и гражданами, участвовать в государственных программах поддержки сельского хозяйства, получать кредиты и иные финансовые ресурсы.
Таким образом, КФХ, сочетая в себе черты семейного хозяйства и коммерческой организации, вносят существенный вклад в развитие аграрного сектора экономики и обеспечение продовольственной безопасности страны.
Рассмотрим вопрос допустимой организационной формы КФХ в хронологическом порядке:
– с 22.11.1990-х до 11.06.2003 г. — юридические лица;
– с 11.06.2003 г. по 30.12.2012 г. — вновь созданные КФХ не имели статуса юридического лица;
– с 31.12. 2012 г. — вновь созданные КФХ могут быть (ст. 86.1 ГК РФ) или не быть юрлицами (п. 5 ст. 23 ГК РФ);
– до 01.01.2021 г. просуществуют КФХ, соответствующие законодательству 1990-х гг. (они вправе сохранить статус юрлица до 01.01.2021 г.).
По данным Росстата на 2022 год в Российской Федерации общее число сельхозорганизаций, а также крестьянско-фермерских хозяйств в России сократилось с 2016 по 2021 год на 60 тыс.
По данным Росстата, сильнее всего сокращение коснулось сельхозорганизаций, относящихся к малым и микропредприятиям. Число малых сельхозорганизаций сократилось с 7,1 тыс. в 2016 году до 6,4 тыс. в 2021 году, микропредприятий — с 17,2 тыс. до 13,7 тыс. При этом число сельхозорганизаций, не относящихся к малым предприятиям, за пять лет выросло с 7,6 тыс. до 10,4 тыс.
Для каждого вида предпринимательского образования, существует собственные особенности, которые выделяют каждое образование на фоне всех остальных. Эти особенности, возникают по абсолютно разным основаниям, и служат критериям для отнесения того или иного образования к конкретному виду. Крестьянское фермерское хозяйство, так же обладает собственной отличительной чертой, которая выделяет данное образование от всех остальных. В процессе создания данного юридического лица, был заложен семейный критерий. Но, ввиду процессов модернизации и совершенствования законодательства, данный критерий был утерян. Таким образом, в текущем правовом поле, КФХ лишилось своего отличительного признака.
В настоящее время, законодательство Российской Федерации сталкивается с рядом проблем в сфере правового регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Одной из таких проблем, является отсутствие нормативного закрепления положения о составе членов крестьянского (фермерского) хозяйства. С одной стороны, законодательство позволяет учредить юридическое лицо в форме КФХ, но при этом, не предоставляет необходимой информации в аспекте состава членов данного образования, как это обычно бывает с остальными юридическими лицами, которые не обделены закреплением правовых положений об их составе.
Таким образом, недостаточная проработанность законодательства в сфере КФХ создает правовую неопределенность и препятствует развитию этой формы хозяйственной деятельности. Необходима разработка и принятие специального закона, который четко определит правовой статус КФХ, созданного в форме юридического лица, и урегулирует вопросы состава его членов, а также правового режима его имущества.
Правовое регулирование крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) в России сталкивается с рядом существенных проблем, которые тормозят развитие этой важной сферы предпринимательской деятельности.
Законодательное закрепление имущества, в форме права собственности, по нашему мнению, несёт некоторые сложности, негативно сказывающиеся на функционировании данного предпринимательского образования.
Из всего многообразия форм собственности, мы предлагаем установить общую долевую собственность для членов КФХ. По нашему мнению, в условиях, когда участники фермерского хозяйства, абсолютно разными способами так или иначе влияют на КФХ, помогая ему при этом благоприятно функционировать, вне зависимости от характера этого влияния, будь то непосредственная работа, или передача ценной информации. Таким образом, вне зависимости от формы участия, все члены КФХ могут рассчитывать на вполне благоприятное удовлетворение их материальных потребностей.
Данный анализ позволяет нам судить о том, что институт крестьянского (фермерского) хозяйства нуждается в некоторых законотворческих переработках. Внесение предложенных нами изменений и уточнений, позволит решить актуальные проблемы данного правового института, в результате чего, функционирование анализируемого предпринимательского образования перейдет на новый уровень.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (последняя редакция) / Российская Федерация. Законы. — Москва: Проспект, 2022. — 752 с. — Текст: непосредственный. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
- Соломонов, В. Е. Виды юридических лиц: новое в гражданском законодательстве / Соломонов, В. Е. — Текст: непосредственный // Вестник ОмГУ. — 2015. — № 1(42). — С. 131–133.
- Иващенко, А. А. Некоторые проблемы в гражданско-правовом положении крестьянских (фермерских) хозяйств / А. А. Иващенко. — Текст: непосредственный // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы XXXIV международной научно-практической конференции. — Москва: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2017. — С. 111–117.
- Тарасов, А. С. Управление развитием землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств / А. С. Тарасов, С. А. Тарасов — Текст: непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2019. — № 2(47). — С. 39–44.