Введение.
Национальные проекты — являются одним из ключевых инструментов для выполнения традиционных задач развития, утвержденных Правительством Российской Федерации, и реализации программы социально-экономического развития России до 2031 года. Данный метод включает в себя целевые значения, методы и ресурсы для выполнения запланированных задач. Кроме того, достижения утвержденных проектов предполагает необходимое финансирование. Важными моментами национальных проектов являются федеральные и региональные концепции, и выполнение их значений способствуют реализации целей, утвержденных в национальном проекте.
Национальные программы, которые непосредственно направлены на развитие Российской Федерации, являются главными инструментами для надежности экономической безопасности нашей страны [3; с. 51].
На современном этапе развития Российской Федерации происходят важные значения, которые вызывают дополнительную нестабильность в социальные и экономические процессы и создают разные угрозы и риски. В связи с наличием современных вызовов, связанных конкретно с внешними угрозами и внутренними проблемами Российской Федерации, обеспечение экономической стабильности является одним из ключевых приоритетов государства.
Обеспечение экономической безопасности — это ключевое задание для государственных органов и основная роль в достижении достойного уровня благосостояния людей. Гарантию можно рассматривать как основную составляющую экономической системы, которая определяет способность поддерживать достойные условия для жизни граждан и обеспечивать постоянные доходы для роста народного хозяйства.
При экономической безопасности населения считается нынешнее благосостояние более чем удовлетворительным на текущем этапе развития общества.
Экономическую безопасность страны и ее граждан государственные органы обеспечивают с помощью различных инструментов. Подымными инструментами являются административные, правовые, финансовые, информационные и другие механизмы, направленные на поддержание и улучшение экономической безопасности.
Национальные проекты, одобренные Правительством Российской Федерации, выступают в качестве ключевых механизмов для поддержания экономической безопасности страны. Проектный менеджмент является основополагающим инструментом для организации выполнения задач на всех уровнях государственной власти [1; с. 622].
Принцип реализации национальных, федеральных и региональных проектов указан на создание системы мониторинга и контроля. В нормативных актах определены основополагающие положения, к тому же разработаны ключевые методические рекомендации, которые касаются напрямую проектного управления в органах исполнительной власти.
Важным процессом процесса управления проектной деятельностью является контроль и мониторинг выполнения национальных проектов в целом и региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.
Постоянный анализ и продуктивная систематика контроля за исполнением национальных проектов со стороны государственных органов способствуют улучшению экономической безопасности.
Связь между стратегией экономической безопасности России и анализом национальных разработок заключается в том, что при помощи реализации национальных проектов имеется возможность воздействовать на экономическую составляющую страны.
Мониторинг реализации проектов — это такой комплекс мероприятий, направленных на изучение фактических значений параметров проектов, а также на расчет отклонений этих значений от запланированных, указанных в паспортах соответствующих проектов, путем анализа и предоставления информации о факторах, которые могут негативно сказаться на качестве и эффективности выполнения проектов в установленные объемы и сроки. С помощью мониторинга можно выявлять определенные отклонения, проблемы и риски, которые в свою очередь связаны с реализацией национальных проектов на постоянной основе и с использованием автоматизированных систем.
Благодаря проведенному мониторингу появляется способность оценить целесообразность расходования средств и выявить траты, которые не запланированы, и это, в свою очередь, помогает избежать нерационального применения финансов, распределяемых на национальные проекты, и с помощью которых повышается эффективность их реализации.
Мониторинг и анализ по нацпроектам необходим не для формального подхода, а для того, чтобы прослеживать неразрешенные вопросы, отставания, и на основе этого оперативного реконструирования вносить управленческие коррективы, при необходимости, выделять дополнительные стимулирующие выплаты и иные ресурсы по определенным направлениям, чтобы сохранить и выдержать долгосрочные планы.
Основным пунктом реализации национальных проектов является их воздействие на жизнь людей: какие объекты инфраструктуры, образования, здравоохранения и культуры были построены или реконструированы, как они используются в настоящее время, а также какие меры стимулирования предоставляются населению, бизнесу, науке, технологическому развитию и цифровизации, это также позволяет оценить, как реализация проектов сказывается и на укреплении позиций государства в сфере экономической безопасности [5].
Анализ обстановки и контроль исполнения национальных проектов должны способствовать реальной оценке влияния реализации национальных проектов на улучшение позиций нашей страны.
Целевые показатели национальных проектов напрямую связаны с плановыми направлениями стратегии экономической безопасности Российской Федерации и играют ключевую роль в ее реализации. По мимо того, оценка важных показателей национальных проектов служит с помощью мониторинга экономической безопасности нашего государства.
Основные аспекты влияния мониторинга включают в себя:
Своевременное выявление отклонений, проблем и рисков — ежедневный мониторинг с помощью автоматизированных систем позволяет быстро выявлять проблемы и принимать сопутствующие меры.
Оценка достижения целевых индикаторов — включает в себя отслеживание не только масштаб выделенных средств, но и часть их освоения, что в свою очередь помогает оценивать, достигнуты или нет целевые показатели. Также важно проводить мониторинг, как используются созданные объекты в таких областях, как инфраструктура, образование, здравоохранение и культура.
Формирование позитивной информационной повестки — активная информационная политика о национальных проектах, их основных результатах и достижениях содействуют укреплению экономической безопасности и стабильности.
Улучшение экономической безопасности отраслей и субъектов РФ — при выполнении национальных проектов возможно укреплять экономическую политику.
В нормативно-правовых документах детально описываются перечень, общая информация, ключевые этапы (контрольные точки) и точные показатели проектов. Эти элементы служат для демонстрации вклада проектов в достижение важных для общества результатов и целей национального проекта.
Проекты реализуются должностными лицами государственных органов, которые в свою очередь формируют определенные команды с конкретным распределением ролей и выявлением ответственности, включая личную, для достижения определенных показателей и результатов [3; с. 64].
Национальные проекты в России стали активатором для развития проектного управления на всех уровнях государственной власти и в государственных структурах, который обеспечивает им ценный опыт, основанный на практике. Данный опыт, в свою очередь, закладывает прочный фундамент для укрепления национальной безопасности. Процесс развития включает в себя как совершенствование законодательства, так и активное взаимодействие и обмен знаниями между ведомствами. Важную роль также играют повышение открытости государственной политики и реальные достижения, которые служат наглядными примерами для дальнейшего движения вперед.
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из основных отраслей, которые напрямую влияют на экономическую безопасность государства. Обеспечивая население необходимыми коммунальными услугами, ЖКХ оказывает значительное воздействие на уровень жизни и, определенно, на экономическую стабильность. Повышение эффективности работы предприятий ЖКХ является ключевым условием для становления экономической безопасности.
В 2025 году работы в сфере ЖКХ реализуется федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры», который включен в состав национального проекта «Инфраструктура для жизни», он является одним из самых значительных нацпроектов — улучшение условий жизни людей и связности территорий Российской Федерации».
Национальный проект «Инфраструктура для жизни», который во в первую очередь опирается на такие инициативы «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда», в первом квартале 2025 года план был выполнен на 12,7 %. На данную реализацию было выделено 167,8 млрд рублей, что почти в 1,5 раза превышает объем федеральных средств, направленных на оба предыдущих проекта в 1 квартале 2024 года.
Запланированный для реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» годовой объем денежных средств был незначительно сокращен в 1 квартале относительно утвержденного в бюджете уровня. До нацпроекта в 2025 году планируют довести на 0,29 % меньше средств, чем хотели раньше, или 1,21 трлн руб. Снижение уровня финансирования затронуло два федеральных проекта: «Безопасность дорожного движения» (-20,3 %, до 5,6 млрд руб.) и «Развитие федеральной сети» (-0,4 %, до 667 млрд руб.).
Федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» в 1 квартале 2025 года был исполнен лишь на 1,33 %, из федерального бюджета в него перечислили около 623 млн руб. Но также, пока рано говорить о его финансировании, поскольку первый год реализации обычно посвящен наладке всех процессов, что редко приводит к мгновенным высоким результатам.
Рис. 1. Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Инфраструктура для жизни» по итогам первого квартала 2025 года в %
Нужно отметить, что в текущих кварталах возможны изменения в предполагаемых вложениях в мероприятия национального проекта, в том числе и в сторону увеличения.
Вопреки непредсказуемости экономической обстановки в границах страны, отсутствие снижения бюджета национальных проектов в первом квартале говорит о том, что они остаются приоритетом и их реализация не ставится под сомнение. Эффективность реализации национальных проектов и, соответственно, обеспечение экономической безопасности России во многом зависят от мониторинга и контроля, проводимых государственными органами, а также общественными институтами и организациями.
Литература:
1. Борисов С. А., Соменкова Н. С. Повышение эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга как инструмент экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. — 2023. — Том 6. — № 2. — С. 611–626.
2. Гагарина, Г.Ю., Экономическая безопасность регионов: учебное пособие / Г. Ю. Гагарина, Л. С. Архипова. — Москва: КноРус, 2022. — 230 с.
3. Коломиец А. Г. Национальные институциональные проекты как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность. — 2023. — Том 6. — № 1. — С. 51–64
4. Феофилова Т. Ю., Экономическая безопасность: учебник / Т. Ю. Феофилова, Ф. К. Иванов, Д. Г. Родионов, Е. В. Радыгин — Москва: КноРус, 2024. — 245 с.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
6. Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти».

