Инструменты, механизмы и пути развития финансового мониторинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 07.04.2023

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Орехова, А. М. Инструменты, механизмы и пути развития финансового мониторинга / А. М. Орехова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101385/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассказывает о инструментах, механизмах и возможных путях развития финансового мониторинга.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, Федеральная служба, государственный сектор, финансовая стабильность, финансовый контроль, противодействие легализации.

Актуальность темы развития финансового мониторинга трудно переоценить: применение мер, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов, позволяет предотвратить как отток средств из бюджета, так и отток капитала из страны, предотвратить проникновение теневого капитала в экономику, что существенно сказывается на экономике страны в целом, формируя условия для обеспечения экономической безопасности.

Рост внимания к экономической безопасности объективно обусловлен явлениями, происходящими в международных отношениях и внутри государств, формирующими дополнительные риски: научно-технический прогресс, усиление международной взаимозависимости, усиление конкуренции между государствами за ресурсы и капитал, повышение уровня международных заимствований, возникновение дефицита ключевых ресурсов, возрастание значения и влияния негосударственных факторов на международные отношения и др.

Негативные последствия глобализации привели к тому, что многие страны мира предпочитают брать на себя большую ответственность за контроль над международными финансовыми потоками, которые напрямую влияют на функционирование экономики в целом и отдельных хозяйствующих субъектов — в частности.

С этой точки зрения следует констатировать, что обеспечение финансовой стабильности, как часть широкого формирования экономической безопасности, не будет в полной мере возможно без необходимой политики вмешательства государства и эффективности его институтов.

Построенное таким образом состояние финансовой стабильности будет непосредственно определять функционирование домохозяйств, предприятий, национальных государств и государственных интеграционных объединений, позволяя сознательно и ответственно осуществлять интегрированный надзор в рамках глобальных финансовых рынков.

Нарушение финансовой системы государства проявляется в возможности совершения ошибок в денежно-кредитной и фискальной политике, что напрямую вызвано искаженными макроэкономическими параметрами. Искажение этих параметров происходит, в том числе, в результате негативного воздействия отмывания денег на экономику.

Также происходят неожиданные изменения в глобальном спросе на деньги, наблюдается нестабильность обменных курсов и процентных ставок. Нарушения в налоговой системе возникают в результате неадекватного сбора налогов, обусловленного неправильным декларированием доходов (или сознательным искажением) некоторыми организациями. Последние нарушения могут быть серьезно связаны с неправильной инвестиционной политикой государства, а также с неправильным распределением государственных расходов. Кроме того, отмывание денег может привести к нестабильности государственной финансовой системы.

Мониторинг является незаменимым элементом процесса управления каждой организованной деятельностью человека независимо от направления, уровня и масштаба. Необходимо отслеживать изменения в ключевых параметрах организационных систем различных уровней как в управлении всей национальной экономикой, так и в ее индивидуальных областях и организационных подразделениях, включая подразделения сектора государственных финансов.

Финансовый мониторинг регулирует общественные отношения, одним из субъектов, которых является уполномоченный орган государства, либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор).

Механизм финансового мониторинга можно представить в виде процедур (этапов) финансового контроля (рисунок 1).

Последовательность процедур (этапы) финансового контроля

Рис. 1. Последовательность процедур (этапы) финансового контроля

Так как государственный финансовый мониторинг является одной из форм государственного финансового контроля, что определяет способ проведения и направленность контрольных мероприятий, то сущность его проявляется в установлении фактического состояния дел и соблюдении требований действующего законодательства объектом контроля (мониторинга), финансовой дисциплины и рациональности при формировании, распределении, владении, использовании и отчуждении предмета контроля, то есть активов, принадлежащих государству, а также использовании средств, остающихся у субъекта финансовых правоотношений [4].

В процессе финансового мониторинга проводится оценка:

– уровня достижения плановых показателей и целей проведения закупок товаров, услуг;

– обоснованности этих закупок;

– необходимости изменения и улучшения нормативных правовых актов;

– возможных рисков, нарушений и путей их урегулирования и предотвращения.

Прежде всего, учреждения признают и оценивают риск отмывания денег и финансирования терроризма, связанный с экономическими отношениями, заключенными с клиентами, или с осуществляемыми ими разовыми операциями. На основе этого риска и его оценки они применяют меры финансовой безопасности, основной задачей которых является получение информации о своих клиентах и целях, для которых они используют услуги и продукты [5].

Обязанные учреждения уведомляют орган об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о подозрении в совершении преступления по отмыванию денег или финансированию терроризма, а также о случаях обоснованного подозрения в том, что конкретная сделка или конкретные имущественные ценности могут быть связаны с тем или иным из вышеупомянутый преступления.

В процессе мониторинга чрезвычайно важна ценность информации, которая будет получена в результате его проведения.

В ходе проверки проверяется фактическое состояние реализации проекта с финансовой и материальной стороны, а также соответствие его реализации договору о финансировании проекта. В первую очередь проверяется документация, в том числе:

  1. Финансовые документы:

– оригиналы бухгалтерских документов, в том числе, прежде всего, счетов-фактур, счетов, бухгалтерских отметок, платежных ведомостей;

Объем контроля проекта:

– договоров в части их достоверности, соответствия договору финансирования, фактического существования, подтверждения выполнения данного заказа, поставки или строительных работ;

– документы, подтверждающие оплату представленных к расчету документов, т. е. выписки из банковских счетов, подтверждения о переводах, кассовые отчеты, квитанции;

– отдельные бухгалтерские записи с отчетом об оборотах и остатках.

Кроме того, оцениваются документы, подтверждающие принятие закупленной продукции к учету, учет основных средств и инвентарные книги.

  1. Документы, подтверждающие соответствие проектной деятельности политикам Сообщества, в том числе, в частности:

– объявления о вакансиях;

– трудовой договор;

– экологические сертификаты.

  1. Документы, подтверждающие соответствие осуществляемой деятельности Закону о государственных закупках или принципу конкуренции. Чаще всего проверке подлежат:

– метод оценки стоимости контракта;

– публикация содержания уведомления о контракте;

– подтверждение направления запросов потенциальным поставщикам;

– обоснование выбора наиболее выгодного предложения;

– отчет о присуждении контракта;

– содержание контракта, заключенного с выбранным подрядчиком или поставщиком.

  1. Документы, подтверждающие достижение предполагаемых показателей продукта/результата. Это могут быть, например:

– договор и счет на приобретение основных средств, предусмотренных проектом;

– договоры и текущие документы, подтверждающие заявленное увеличение занятости;

– договоры, подтверждающие установление сотрудничества с другими субъектами, указанными в заявке на софинансирование; — полученные сертификаты.

В июне 2003 г. Россия была принята полноправным членом в международную организацию ФАТФ — Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF), рекомендации которой (так называемые «40+9») являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3] и Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2] положили начало созданию российской системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Важнейшей частью системы ПОД/ФТ является финансовый мониторинг (финансовая разведка).

Таким образом, в государственном секторе цель финансового мониторинга состоит в том, чтобы изучить соблюдение применимого законодательства, а также эффективность тестирования и оценка фактической реализации процессов, происходящих в единицах государственного сектора. Цель, указанная таким образом, указывает на законность действия и эффективность, описанную преимуществами, достигнутыми в отношении понесенных расходов.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Федеральный закон от 07.08.2001 n 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  2. Указ Президента РФ от 08.04.2003 N 409 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
  3. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
  4. Лебедев И. А. Проблемы эффективности российской системы финансового мониторинга / Лебедев И. А., Ефимов С. В., Потехина В. В. // Известия ВУЗов. Серия: Экономика, финансы и управление производством, 2019 № 4.-С.26–31
  5. Яковлев А. Б. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как вид финансового контроля // Актуальные проблемы российского права, 2019 № 5.-С.86–96
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, государственный сектор, документ, отмывание денег, противодействие легализации, Федеральная служба, финансирование терроризма, финансовая стабильность, финансовый контроль, экономическая безопасность.


Похожие статьи

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе

Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового монито...

Финансовый мониторинг как инструмент финансового контроля

В статье автор рассказывает о финансовом мониторинге, как инструменте финансового контроля.

Основные направления оптимизации инвестиционной деятельности финансово-кредитных учреждений Кыргызской Республики

В статье на основании проведенного анализа о текущем положении выявлены проблемы и предложены направления совершенствования управления банковским сектором Кыргызской Республики.

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются осн...

Налоговый контроль как ключевой элемент финансовой стабильности и развития государства

В статье автор исследует понятие, функции и значение налогового контроля, а также некоторые шаги для его улучшения.

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Финансовые стратегии корпоративного рынка России в санкционный период

В статье анализируются финансовые и правовые аспекты использования финансовых стратегий корпоративного рынка России в санкционный период.

Актуальные проблемы правового регулирования игорного бизнеса в РФ и возможные пути их решения

В статье автор анализирует проблемы правового регулирования в РФ и рассматривает возможные пути их решения.

Государственная поддержка бизнеса как одна из важнейших задач государства

Статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки бизнеса как одной из важнейших задач государства. Автором анализируются актуальные проблемы в данной сфере.

Оценка роли банковского сектора в современных условиях

В статье автор анализирует и оценивает роль финансовых посредников в современных условиях.

Похожие статьи

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе

Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового монито...

Финансовый мониторинг как инструмент финансового контроля

В статье автор рассказывает о финансовом мониторинге, как инструменте финансового контроля.

Основные направления оптимизации инвестиционной деятельности финансово-кредитных учреждений Кыргызской Республики

В статье на основании проведенного анализа о текущем положении выявлены проблемы и предложены направления совершенствования управления банковским сектором Кыргызской Республики.

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются осн...

Налоговый контроль как ключевой элемент финансовой стабильности и развития государства

В статье автор исследует понятие, функции и значение налогового контроля, а также некоторые шаги для его улучшения.

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Финансовые стратегии корпоративного рынка России в санкционный период

В статье анализируются финансовые и правовые аспекты использования финансовых стратегий корпоративного рынка России в санкционный период.

Актуальные проблемы правового регулирования игорного бизнеса в РФ и возможные пути их решения

В статье автор анализирует проблемы правового регулирования в РФ и рассматривает возможные пути их решения.

Государственная поддержка бизнеса как одна из важнейших задач государства

Статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки бизнеса как одной из важнейших задач государства. Автором анализируются актуальные проблемы в данной сфере.

Оценка роли банковского сектора в современных условиях

В статье автор анализирует и оценивает роль финансовых посредников в современных условиях.

Задать вопрос