В статье автор рассказывает о финансовом мониторинге, как инструменте финансового контроля.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, государственный сектор, федеральная служба, орган, финансовый контроль, мониторинг.
Чтобы обеспечить развитие предприятия в нестабильной, сложной и неопределенной среде, необходимо ориентироваться на постоянное совершенствование его функционирования. Следовательно, система организации и управления, принятая в подразделении, имеет большое значение. Эта система охватывает среду, в которой работает компания, постановку целей и планирование деятельности организации, управление рисками, контроль и мониторинг. Последним элементом эффективной системы управления организацией является важный процесс, определяющий непрерывность эффективного функционирования любого предприятия.
Мониторинг заключается во внедрении в организации соответствующих процедур, которые позволят осуществлять текущий и периодический контроль за принятой системой менеджмента подразделения. В результате руководители учреждений получают информацию о том, соблюдаются ли установленные ими правила работы, правильно ли они функционируют, актуальны ли и обеспечивают ли эффективную защиту от угроз [4].
В государственном секторе цель мониторинга состоит в том, чтобы изучить соблюдение применимого законодательства, а также эффективность тестирования и оценке фактической реализации процессов, происходящих в единицах государственного сектора. Цель, указанная таким образом, указывает на законность действия и эффективность, описанную преимуществами, достигнутыми в отношении понесенных расходов.
Задача мониторинга в этой области состоит в том, чтобы обнаружить негативные явления в деятельности в основном единиц государственного сектора, определить их причины, размеры и последствия, указывая на людей, ответственных за отклонения.
Большую роль играет мониторинг, проводимый специализированным органом из-за пределов организационной структуры контролируемой ячейки администрирования. Он может быть выполнен органами финансового мониторинга, налоговыми органами и так далее.
Финансовый контроль можно рассматривать с точки зрения его сущности, функций и общих принципов или с точки зрения его воздействия на национальную экономику. Во втором случае задачи финансового контроля будут сосредоточены на выдаче результатов проведенного контроля. Предметом исследования является результативный финансовый контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий обобществленной экономики с особым акцентом на проблеме возможных эксцессов контроля.
В России финансовый мониторинг используется относительно недавно. Он рассматривает общественные отношения, складывающиеся в стране с точки зрения финансово-правового контроля. Сюда относят общественное взаимодействие, одним из участников которого выступает государственный орган надзора или иной субъект, имеющий полномочия осуществлять мониторинг. В России функции мониторинга выполняет Росфинмониторинг, который имеет полномочия:
– согласовывать правовые акты в сфере мониторинга с Банком России;
– выстраивать отношения с агентами финансового мониторинга;
– формировать взаимодействие с клиентами агентов финансового мониторинга.
Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), реализует систему надзорных мероприятий в отношении финансовых организаций [2].
Федеральная служба по финансовому мониторингу создает так называемый «Список юридических и физических лиц, в отношении которых известны сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности». С этой целью Росфинмониторинг сотрудничает с многочисленными органами и получает от них надежно обработанную информацию. Важнейшие из них:
– Генеральная прокуратура Российской Федерации и ее территориальные органы,
– Следственный комитет Российской Федерации и его территориальные организационные подразделения,
– Министерство внутренних дел Российской Федерации и ее территориальных организационных единиц,
– Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ее территориальных организационных единиц,
– Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.
– Федеральная служба по финансовому мониторингу включает в «Перечень юридических и физических лиц, которым известны сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности» и исключает из него юридических и/или физических лиц по получении от вышеуказанных органов Российской Федерации сведений, являющихся основанием для включения или исключения этих субъектов из переписи [5].
Стратегия борьбы с «отмыванием денег» состоит из четырех этапов:
– первый этап должен заключаться в создании механизма превентивного характера, целью которого является максимальное сокращение процедуры отмывания денег. На этом этапе появляются нормативные акты, задачей которых является усиление контроля властей над финансовыми ресурсами.
– второй этап направлен на разработку принципов взаимодействия банков и правоохранительных органов с преступниками, причастными к отмыванию денег. Финансовые учреждения должны выполнять вспомогательные функции, так как уголовное преследование преступлений принадлежит соответствующим органам, назначенным для этой цели. На данном этапе важную функцию также играют специально созданные межведомственные органы, которые анализируют присылаемые извне данные с целью проверки возможности совершения данного преступления.
– третий этап связан с положениями уголовного права. Его целью является криминализация практики, связанной с деятельностью, ведущей к операции по отмыванию денег и невыполнению обязательства по регистрации активов.
– четвертый этап является последней частью стратегии, которая позволяет конфисковать имущество, полученное из незаконных источников, в пользу государства, чтобы воспрепятствовать использованию этих средств преступниками и, конечно же, применить другие наказания, такие как тюремное заключение, но в данном случае указывается неэффективность, так как в ситуации, когда мы имеем дело с организованной группой, заключение под стражу одного члена не влияет на функционирование всей группы, такой эффект достигается только задержанием либо всех участников, либо как минимум ее «верхушки».
Кроме того, борьба с этим видом преступной деятельности затруднена тем, что это преступление «без потерпевших», а значит, нет потерпевшего, который был бы заинтересован в сообщении о таком событии, что стоит подчеркнуть, что «отмывание денег» является побочной преступной деятельностью по отношению к ранее совершенным действиям, являющимся источниками незаконных денежных средств [3].
Таким образом, финансовый мониторинг можно определить как систему мер, реализуемых Росфинмониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга в целях выявления доходов, полученных в результате совершения преступления, и недопущения указанных доходов в легальный сектор экономики.
Система финансового мониторинга является важным инструментом обеспечения экономической безопасности в силу того, что обладает определенным набором инструментов и полномочий в сфере контроля финансовых операций.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон от 07.08.2001 n 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
- Казанкова, Т. Н. Актуальные проблемы финансового контроля в Российской Федерации /Т. Н. Казанкова, А. В. Шаповалова //Аллея науки. — 2018. — n 3 (19). — С. 103–107.
- Кортелева, А. О. Развитие механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования /А. О. Кортелева // Научно-аналитический журнал наука и практика российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2018. — n2. — 112–122
- Кочерин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. //М.: Филинъ. — 2019. — 415 с.