Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Педагогика
30.11.2025
15
Поделиться
Библиографическое описание
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. В. Татаренцева, Ж. В. Зайцева, Т. Н. Петрова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130683.


В настоящее время большое количество родителей не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, отстраняются от воспитания детей, перекладывая ответственность и обязанности на воспитателей, педагогов, психологов образовательного учреждения. В связи с этим происходит постепенное сужение культуры семейного общения, что, в свою очередь, способствует снижению качества родительского отношения и уровня развития детей.

Однако, несмотря на это, роль семьи в воспитании детей не теряет своей актуальности. Как раньше, так и в современной действительности семья для ребенка является источником опыта отношений с окружающим миром. Именно в ней ребенок приобретает навыки общения, формы взаимодействия с людьми, поведения и реагирования, его система представлений и взаимодействий складывается на основании полученного от родителей эмоционального, когнитивного и событийного опыта [2, с.112]. Это обусловливает необходимость организации помощи родителям, цель которой состоит в повышении их компетентности в вопросах взаимодействия с детьми.

Сегодня наблюдается тенденция увеличения количества разведенных семей, роста числа детей с задержкой психического развития, увеличения проблем внутрисемейных отношений, и это привлекает внимание к институту семьи со стороны всех социальных институтов, в частности образовательных учреждений, которые посещает ребенок, тем более с задержкой психического развития, который требует создания специальных условий как со стороны педагогов, так и родителей.

Прежде всего, отметим, что понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации [1, с 56].

Поэтому родителям необходимо понимать, что дети с ЗПР отличаются от других дошкольников с более серьезными нарушениями, например, умственной отсталостью. В этом плане можно выделить следующие факторы:

– парциальность психического недоразвития подразумевает то, что у дошкольников с ЗПР вместе с нарушенными или незрелыми психическими функциями обнаруживаются и сохранные, а у детей с умственной отсталостью наблюдается тотальность психического недоразвития;

– способность к обучению по основной образовательной программе: дошкольникам доступно восприятие материала основной образовательной программы в полном объеме только при правильном распределении нагрузки, организации специального режима занятий, учета индивидуальных особенностей;

– достаточно высокая восприимчивость к помощи: дети с ЗПР могут использовать опосредованную помощь со стороны взрослого в виде наводящих вопросов, уточнения задания и пр.;

– способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с ЗПР способны к применению усвоенных способов действий в изменившихся условиях, что очень сложно сделать для умственно отсталого ребенка [4, с.89].

Я. В. Крючева исследовала особенности отношения родителей к детям с задержкой психического развития. Как отмечает автор, у родителей детей с ЗПР наблюдается беспокойство о будущем ребенка, формой основных эмоций выступают возмущения, обиды, разочарование, приводя к меньшей интенсивности проводимой воспитательной работы, недооценке способностей ребенка, раздражительности, проявляющейся во взаимодействии с ребенком [3, с.45].

Следует отметить, что дети, растущие в атмосфере любви, понимания, поддержки, более развиты психически и физически, лучше обучаются и общаются со сверстниками и взрослыми. В семье с гармоничными взаимоотношениями, которая уделяет ребенку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью или в значительной мере компенсирована.

При негативном и неблагополучном взаимодействии внутри семьи у ребенка происходит формирование и закрепление неуспешных моделей социально-психологических отношений в обществе. Поэтому работа с родителями детей с ЗПР способствует улучшению функционирования семьи в целом.

Учитывая, что значительная часть детей с ЗПР, посещают дошкольные образовательные учреждения, возникает необходимость разработки методического обеспечения работы с родителями, воспитывающими детей с ЗПР, что вовлечь их в коррекционно-образовательный процесс. Данная работа диктуется двумя обстоятельствами.

Первое обстоятельство заключается в том, что важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка с ЗПР, определяющим зону его ближайшего развития, является система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности. Как показывает практика, достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в дошкольном учреждении само по себе не дает гарантию переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Для того чтобы закрепить достигнутое, необходимо воздействовать на близких для ребенка взрослых для изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружения родителей адекватными способами коммуникации.

Второе обстоятельство состоит в том, что широкое привлечение родителей к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребенка вызвано пока недостаточным уровнем развития системы коррекционной службы, в частности, организованных форм психолого-педагогической коррекции ребенка с ЗПР.

Одним из эффективных направлений индивидуальной работы с семьей является системное семейное психологическое консультирование, которое представляет собой совокупность психологических методов и приемов, которые направлены на то, чтобы изменить членов семьи и при помощи семьи, а также оптимизировать семейные взаимоотношения. Такое консультирование направлено на создание психологических условий для адекватного восприятия родителями своих детей с учетом «кризиса развития» семьи, который обусловлен наличием ребенка с ЗПР; преодоление стресса и чувства вины в соответствии с запросами и особенности структуры семьи, которые воспитывают ребенка с ЗПР; поддержание на начальном этапе процессов, обеспечивающих сохранение привычного функционирования семейных подсистем; создание развивающих ситуаций фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более эффективный уровень функционирования.

Групповая форма работы с родителями предполагает снятие ощущений единственности и уникальности собственных трудностей, получение обратной связи, видение своей семьи с другой точки зрения, усвоение эффективных моделей взаимодействия, обучение новым формам поведения и отношений в семье. Групповая форма работы направлена на то, чтобы выявить причины неблагополучия в семье, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах внутрисемейных отношений, взаимодействия с детьми, обучить родителей приемам решения сложных семейных ситуаций, обучить приемам саморегуляции, активизировать способность самостоятельно анализировать ситуацию в семье, придумывать и реализовывать новые способы отношений и др.

Таким образом, семья имеет огромное значение в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В результате негативного и неблагополучного взаимодействия внутри семьи происходит формирование и закрепление неуспешных моделей социально-психологических отношений в обществе, а в семье с гармоничными взаимоотношениями задержка психического развития может быть полностью или в значительной мере компенсирована.

Литература:

  1. Аксенова Л. А., Архипов Б. А., Белякова Л. И. и др. Специальная педагогика. — М.: Академия, 2006. — 400 с.
  2. Крушная Н. А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития: монография. — Челябинск, 2017. — 212 с.
  3. Крючева Я. В. О готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития // Российский психиатрический журнал. — 2004. — № 6. — С. 24−26.
  4. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. — М.: АРКТИ, 2005. — 52 с.
  5. Татаренцева, Е. В. Семья и воспиатние детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. В. Татаренцева. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/04/12/semya-i-vospiatnie-detey-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 28.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 522-524):
Часть 8 (стр. 501-571)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 522-524стр. 571
Похожие статьи
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психоречевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения
Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
Условия и принципы работы в тесном контакте с семьёй, воспитывающей особенного ребенка
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка"
Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР)
Роль семьи в адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья

Молодой учёный