Овладение орфографическими нормами языка является неотъемлемой частью образовательной программы средней школы. Высокая языковая культура ценится в обществе, является базисом для дальнейшей деятельности и развития личности. Орфографически верное письмо — это важный критерий для самореализации личности в профессиональной деятельности, научной сфере, а также для построения эффективной межличностной коммуникации. С каждым годом, орфографическая грамотность выпускников оставляет желать лучшего. На уровень грамотности влияет объем чтения, коммуникативные компетенции и навыки письма, которые также невысоки.
Обучение орфографической грамотности — это важнейшая задача в рамках деятельности учителя русского языка. Сложность овладения орфографией заключается в самих правилах и исключениях, которые требуют внимательности от учащихся, начитанности, знания словарных слов, логического мышления для применения правил. Для комплексного овладения орфографией важен навык орфографической зоркости. Навыки орфографической зоркости выражаются в возможности увидеть в слове потенциальную ошибку, а далее ее предотвратить с помощью знания, путем применения орфографических правил. Орфографическая зоркость — это последовательный, приобретаемый навык, который совершенствуются при регулярных практических упражнениях, приобретается с опытом благодаря решению орфографических задач. Учащиеся средней школы на занятиях русского языка работают с более сложными текстами, изучают широкий спектр правил орфографии — поэтому навыки орфографической зоркости для них актуальны.
Орфография — раздел науки о языке, система, устанавливающая нормы и правила написания слов. Само понятие орфография в переводе от греческих слов обозначает: «пишу правильно / прямо». В рамках данной статьи рассмотрим основные подходы к теории обучения учеников 5–6 классов орфографическим правилам. Основоположник теории орфографической грамотности — филолог, доктор наук и автор научной литературы П. С. Жедек. Именно он — автор методики грамотного письма, предложил подход «постановки орфографической задачи» и «решения орфографической задачи». Именно овладение алгоритмами по определению орфографической задачи и ее решению является орфографической зоркостью. Ученики видят и понимают, осознают место орфограммы, применяют правило для корректного написания слова с орфограммой. Следует отметить, что навык насмотренности текстов, частая работа со словарными словами, а также богатый слуховой опыт и речь — могут сформировать орфографическую интуицию, где при неполном понимании правила ученик правильно пишет слова, т. к. он их часто встречал, запомнил зрительно, имеет успешный опыт графического написания слов, поэтому пишет их без применения орфографического правила.
Этапы работы с орфограммами определяет Михаил Ростиславович Львов — известный советский научный деятель, основоположник теории обучения правописания орфограмм и методики преподавания. Ученый приводит следующие этапы:
- Идентифицировать орфограмму.
- Далее обозначить ее проверяемость или нет, и определить решение (правило).
- Восстановить в памяти очередность действий для решения орфограммы, согласно правилу.
- Применить правило, решить орфограмму.
- Далее пишем слово согласно решению.
Конечно, кроме успешного обнаружения орфографической задачи — необходимо помнить и применять верное правило орфографии. Поэтому в рамках данной статьи обратим внимание на методы обучения орфографическим правилам. Над этой задачей трудится не только каждый педагог русского языка, эту тему изучала плеяда ученых-филологов XX-XXI века. Среди основных подходов — это подготовка схем по признакам орфограмм для их успешного обнаружения. А также схематичное, цветовое изображение орфографических правил, для лучшего запоминания информации по правописанию орфограмм. Также широко в практике преподавания используется подход лингвистических сказок, рассказов и сюжетных линий для лучшего запоминания сути правила. Рассмотрим данные практики подробнее.
Метод алгоритмов представляет собой схематическое оформление правила, включая конкретные этапы и операции, необходимые для реализации и получения верного решения орфографической задачи. Суть подхода в краткости и емкости для более легкого и зрительного восприятия правила. Такие алгоритмы предоставляет педагог, а сами учащиеся могут их оформить с учетом своих любимых цветов, фигур, графики и др. приемов визуализации. Отметим, что роль в разработке алгоритмов именно на учителе, а учащиеся символически принимают участие в разработке алгоритмов по части оформления. В данном случае, следует учитывать возраст учащихся и их психологические особенности. Ученикам 5–6 классов довольно трудно привить привычку писать в соответствии с алгоритмом, т. к. склонность «пишу, как слышу» все еще присутствует. Поэтому при применении данного подхода в обучении школьников 5–6 классов следует учитывать их способности, а также уровень вовлеченности в образовательную деятельность. При рассеянности на уроке, без концентрации внимания, данный схематичный подход не продемонстрирует должной эффективности.
Способ по визуализации признаков орфограмм поможет именно обнаружить орфограмму. Этот способ крепко связан с ранее поднятой темой — орфографическая зоркость. Поэтому данный подход считаем опорной системой для формирования орфографической грамотности учеников. Для идентификации орфограммы чаще применяют морфологические (предлоги, приставки, частицы, суффиксы и т. д.) и фонетические признаки (шипящие, гласные, согласные, ъ, ь и т. д.). Такой способ позволяет объяснить правило комплексно, устанавливается связь с уже изученными темами русского языка. В рамках данной научной статьи хочется отметить, что навыки орфографии, безусловно, развиваются в рамках практической деятельности. Поэтому регулярные орфографические разминки, лингвистические дискуссии с участием учеников — вот формы практических заданий для повышения орфографической грамотности учащихся.
Что касается обучения с помощью лингвистических рассказов — такой прием применяется в учебниках по русскому языку М. М. Разумовской. Лингвистические рассуждения позволяют создать дискуссию по изучаемой теме, повысить навыки публичных выступлений, формируют навыки работы с простыми научными текстами. А понятные и простые примеры, в рамках лингвистических рассказов, могут остаться в памяти учеников, и стать некоторым якорем для вспоминания орфограммы и успешного решения орфографической задачи. У учащихся формируются навыки научных дискуссий и прививается интерес к научной мысли.
Что касается формы подачи орфографического правила, то для учителя могут быть актуальны цифровые технологии, системы визуального оформления информации, упражнения с автоматической проверкой ответов учеников (онлайн-тесты) и т. д. Для объяснения орфографических правил можно использовать мультимедиа-презентации и анимацию.
Приведем примеры классических заданий по развитию орфографической грамотности учащихся 5–6 классов. В учебниках русского языка уже имеются задания, которые эффективно справляются с данной задачей учебной деятельности педагога. Например, задания, где необходимо вставить пропущенные орфограммы, а также задания, где нужно подчеркнуть и решить орфограммы. Добавить творчества в такие задания можно с помощью составления предложений или словосочетаний со словами.
Для развития орфографической зоркости эффективна работа с публицистическим или художественным текстом. Задача может заключаться в обнаружении орфограмм, узнавании правила, по которому написано слово. Такое задание способствует развитию орфографической интуиции, благодаря зрительному запоминанию не только слов с орфограммами, но и заучиванию словарных слов. Задание можно реализовать в формате парной работы по принципу «кто быстрее или, кто больше найдет орфограмм и сможет вспомнить все правила». Учащиеся могут допускать ошибки в диктантах несмотря на то, что знают правила орфографии. Увидеть орфограмму, заметить место, где может быть ошибка — т.е идентифицировать орфографическую задачу — это навык орфографической зоркости, который снижает кол-во ошибок по невнимательности или упущению орфограмм. Чтобы повысить вовлеченность учащихся в рамках данных заданий, можно применить понятные практические примеры из повседневных ситуаций. Таким примером может стать работа по поиску орфограмм в песнях современных исполнителей. Дети с удовольствием переписывают слова, подчеркивают орфограммы и вспоминают правила.
Эффективны задания для повышения орфографической зоркости по типу «исправь ошибку». Учащиеся 5–6 классов работают с текстами, в которых допущены ошибки, и они самостоятельно исправляют орфограммы. Это способствует дальнейшему обнаружению ошибок в собственных текстах, развивается внимательность.
Решение филвордов — задание, которое подойдет для орфографических разминок. На сегодняшний день эта популярная игра имеется на смартфонах многих учеников — заключается в задаче найти несколько слов внутри ярких квадратов с буквами. В рамках обучения — это могут быть слова с нужными орфограммами. Для создания филвордов под конкретные темы и орфограммы педагог может применять автоматические генераторы филвордов или находить уже готовые филворды в Интернет. Такие карточки с филвордами — это увлекательная разминка для учеников в любом возрасте. А кроме нахождения слов, ученики могут отмечать фломастером орфограммы в этих словах и обозначать правило.
Запоминание правил, обнаружение орфограмм и их верное написание — это последовательная и регулярная работа учителя и учащегося. Привить интерес и любовь к языку, сделать письмо увлекательным занятием — это непростая задача для педагога русского языка. Поэтому в рамках статьи описываются творческие задания и примеры задач с применением цифровых технологий, с целью повышения вовлеченности учащихся и для более эффективного обучения орфографическим нормам русского языка.
Заключение
В рамках данной статьи автор рассмотрел основные теоретические компоненты по формированию орфографической грамотности учеников 5–6 классов на уроках русского языка. Обозначены этапы решения орфографических задач, описаны научные подходы, методы эффективного обучения/ преподавания правил орфографии. Автор проиллюстрировал собственные примеры из учебной практики для развития орфографической грамотности учеников.
Литература:
- Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Москва: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Власенков, А. И. Методика обучения орфографии в школе. М.: ООО «ТИЦ «Русское слово» — РС», 2011. — 232 с.
- Еськова Н. А. Популярная и занимательная филология / 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2025. — 176 с.
- Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. Ростов н/Д.: Ростиздат, 2005. — 432 с.
- Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
- Тоцкий, П. С. Орфография без правил / Москва: Просвещение, 1991. — 144 с.

