Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Субъективный уровень физической подготовки первокурсников вузов Санкт-Петербурга

Физическая культура и спорт
23.11.2025
5
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается субъективный уровень физической подготовленности первокурсников вузов Санкт-Петербурга. Исследование выполнено на основе анкетного опроса 101 студента различных направлений подготовки: авиационных, гуманитарных, технических, педагогических и экономических специальностей. На основе данных анкетирования были сконструированы три интегральных индекса: индекс субъективной физической формы, индекс активности и индекс самочувствия Проведён анализ, позволивший выявить особенности взаимосвязей между физической активностью, субъективной физической формой и самочувствием студентов. Полученные результаты свидетельствуют о среднем уровне физической подготовленности студентов при выраженной частоте утомляемости и недостаточной двигательной активности.
Библиографическое описание
Хлебникова, В. С. Субъективный уровень физической подготовки первокурсников вузов Санкт-Петербурга / В. С. Хлебникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130475.


Важнейшим показателем благополучия общества и государства, характеризующим не только текущее состояние, но и долгосрочные перспективы развития, является здоровье детей, подростков и молодёжи. Спортивная и физкультурная деятельность в этом контексте выступает и средством укрепления физического состояния, и мощным инструментом нравственного, эстетического и социального воспитания, формируя культуру общения, культуру мира и культуру ответственного поведения.

Вопросы повышения физической подготовленности населения отражены в государственной политике. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 года № 1661 утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», которая определяет два приоритетных направления: вовлечение детей и молодёжи в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом и повышение уровня физической подготовки граждан Российской Федерации [1].

Положения Поставления Правительства имеют прямое отношение к исследованию уровня физической подготовленности студентов, поскольку именно молодёжь рассматривается в нормативных документах как приоритетная целевая группа государственной политики в сфере физической культуры. Студенческий возраст, согласно многочисленным педагогическим и физиологическим исследованиям, является критическим периодом формирования устойчивых привычек, связанных с образом жизни, включая двигательный режим, отношение к спорту, самоорганизацию, режим труда и отдыха [2].

Современная студенческая молодежь характеризуется снижением уровня двигательной активности, что связано с преобладанием сидячих форм учебной и внеучебной деятельности, цифровизацией образовательной среды и уменьшением объёма самостоятельной физической активности. Последствиями подобного образа жизни, как отмечают Баканова М. В., Привезенцева Н. В., Крестенкова Я. И. и Титлова А. Ю., «являются низкий уровень развития основных двигательных качеств, а также высокая вероятность формирования нарушений в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, заболеваний опорно-двигательного аппарата». [3, с. 9].

Таким образом, оценка субъективного уровня физической подготовленности первокурсников позволяет решить сразу несколько научно-практических задач: выявить актуальное состояние физической активности молодёжи, определить мотивы и барьеры к занятиям физической культурой, зафиксировать уровень самоощущения физической формы как важного компонента саморегуляции и самоотношения, а также установить связь между физической активностью, самочувствием и показателями адаптации к учебной нагрузке.

С учётом изложенного была поставлена исследовательская задача — определить уровень субъективной физической подготовленности первокурсников различных направлений подготовки, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга, и выявить особенности их физической активности и самочувствия в процессе адаптации к учебной деятельности.

Для решения поставленной задачи было проведено заочное онлайн-анкетирование студентов в период ноября 2025 года. В выборку вошел 101 первокурсник, представляющие как студентов СПбГУГА, так и студентов гуманитарных, технических, педагогических и экономических направлений подготовки других вузов города. Возраст участников анкетирования — от 16 до 20 лет. Половой состав — 26 юношей, 75 женщин.

Анкета включала 21 вопрос и охватывала показатели субъективной физической формы (общая физическая подготовка, сила, выносливость, гибкость), характеристики физической активности (частота и продолжительность занятий), параметры самочувствия (усталость, одышка, общее состояние), а также мотивационные и поведенческие аспекты.

Для получения количественно сопоставимых показателей на основе вербальных ответов были сформированы три интегральных индекса.

  1. Индекс субъективной физической формы (ИСПФ) . Включал четыре компонента: общая оценка физической подготовки, сила, выносливость, гибкость. Ответы переводились в числовые значения по шкале от 1 до 5. Далее рассчитывалось среднее арифметическое четырёх показателей. Диапазон индекса: 1–5.
  2. Индекс активности (ИA). Строился на основе частоты и длительности занятий: частота кодировалась от 0 («не занимаюсь») до 6 («6 и более раз в неделю»); длительность — от 1 («менее 20 минут») до 4 («более часа»).

Индекс рассчитывался по формуле: ИA=частота занятий×длительность . Теоретический диапазон: 0–24 условных единиц.

  1. Индекс самочувствия (ИС) . Включал: частоту усталости в учебный день (1 — очень часто, 5 — практически никогда), наличие одышки (1 — часто, 4 — никогда), общую оценку самочувствия (1 — плохое, 4 — отличное). Индекс определялся как среднее арифметическое трёх шкал, с диапазоном 1–4.

Физическая активность . Распределение ответов по частоте занятий показало, что большинство студентов занимаются физической активностью 1–3 раза в неделю, при этом 11 человек указали, что вообще не занимаются спортом, лишь единичные респонденты сообщили о нагрузке 6 и более раз в неделю. Индекс активности (ИА) в выборке составил в среднем 7,29 условных единиц при значительном разбросе значений. Это свидетельствует о наличии как относительно активных студентов, так и обучающихся с крайне низким уровнем двигательной активности.

Субъективная физическая форма. Среднее значение индекса ИСПФ составило 2,91, медиана — 3,25, что соответствует уровню между «средним» и «выше среднего». Это означает, что значительная часть студентов считает свою физическую форму приемлемой, хотя в выборке присутствует и группа респондентов, оценивающих её как низкую.

Самочувствие и усталость. Среднее значение индекса самочувствия (ИС) составило 2,66. При этом в ответах студентов отмечена высокая частота усталости: значительная часть респондентов указала, что усталость в течение учебного дня возникает часто или очень часто.

Интересно, что при этом общая оценка самочувствия чаще всего формулируется как «удовлетворительное» или «хорошее». Это указывает на формирование у студентов специфической нормы, при которой состояние регулярной усталости не воспринимается как отклонение от «здорового» состояния.

Для выявления взаимосвязей между показателями субъективной физической подготовленности был проведён корреляционный анализ.

  1. Установлена умеренная положительная связь, что свидетельствует: чем выше частота и длительность физической активности студентов, тем выше они оценивают свою физическую форму. Данная зависимость закономерна и отражает влияние регулярной двигательной активности на субъективное ощущение силы, гибкости и выносливости.
  2. Студенты, оценивающие свою физическую форму выше, как правило, характеризуются лучшим общим самочувствием: реже испытывают усталость, реже отмечают одышку при лёгкой нагрузке. Указанная связь подтверждает, что субъективная физическая форма является значимым фактором психофизиологического состояния и адаптации к учебной деятельности.
  3. Регулярная физическая активность положительно влияет на самочувствие, однако выраженность связи ниже, чем между ИСПФ и ИС. Это указывает на комплексный характер самочувствия, на которое влияет не только движение, но и режим сна, стресс, учебная нагрузка и качество восстановления.

Подробный анализ результатов позволяет сделать несколько содержательных выводов. Во-первых, даже в условиях разнотипной выборки, включающей студентов авиационных, гуманитарных, технических и педагогических направлений, фиксируется относительно сходный паттерн самооценок: преобладание представлений о средней и удовлетворительной физической форме при высоком уровне усталости. Это подтверждает важность учета субъективного компонента здоровья в системе физического воспитания.

Во-вторых, выявленные корреляционные связи между физической активностью, субъективной физической формой и самочувствием согласуются с представлениями о физической активности как ресурсе адаптации. Однако умеренный характер этих связей показывает, что в условиях современного образования физическая культура не может рассматриваться как единственный компенсаторный механизм: необходимо комплексное воздействие, включающее работу с режимом дня, сном, стрессом, питанием и учебной нагрузкой.

Важно подчеркнуть, что представленное исследование носит диагностический характер и опирается на самоотчёты, а не на объективные тесты физической подготовленности. Тем не менее подробно описанное построение индексов, фиксация времени сбора данных и характеристик выборки позволяет использовать его как методическую основу для последующих исследований.

Литература:

  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1661: ред. от 15 нояб. 2025 г. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397234/ (дата обращения: 03.11.2025). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  2. Гибадуллина А. А. Особенности студенческого возраста // Евразийский научный журнал. — 2018. — № 12. — С. 111–112.
  3. Формирование и воспитание потребностей, мотивов и мотиваций к регулярным занятиям ФК с элементами футбола среди студентов / М. В. Баканов, Н. В. Привезенцева, Я. И. Крестенкова, А. Ю. Титлов // Успехи в химии и химической технологии. — 2019. — Т. 33, № 13(223). — С. 9–11. — EDN XNYIOK.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 140-143):
Часть 2 (стр. 65-143)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 140-143стр. 143

Молодой учёный