Важнейшим показателем благополучия общества и государства, характеризующим не только текущее состояние, но и долгосрочные перспективы развития, является здоровье детей, подростков и молодёжи. Спортивная и физкультурная деятельность в этом контексте выступает и средством укрепления физического состояния, и мощным инструментом нравственного, эстетического и социального воспитания, формируя культуру общения, культуру мира и культуру ответственного поведения.
Вопросы повышения физической подготовленности населения отражены в государственной политике. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 года № 1661 утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», которая определяет два приоритетных направления: вовлечение детей и молодёжи в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом и повышение уровня физической подготовки граждан Российской Федерации [1].
Положения Поставления Правительства имеют прямое отношение к исследованию уровня физической подготовленности студентов, поскольку именно молодёжь рассматривается в нормативных документах как приоритетная целевая группа государственной политики в сфере физической культуры. Студенческий возраст, согласно многочисленным педагогическим и физиологическим исследованиям, является критическим периодом формирования устойчивых привычек, связанных с образом жизни, включая двигательный режим, отношение к спорту, самоорганизацию, режим труда и отдыха [2].
Современная студенческая молодежь характеризуется снижением уровня двигательной активности, что связано с преобладанием сидячих форм учебной и внеучебной деятельности, цифровизацией образовательной среды и уменьшением объёма самостоятельной физической активности. Последствиями подобного образа жизни, как отмечают Баканова М. В., Привезенцева Н. В., Крестенкова Я. И. и Титлова А. Ю., «являются низкий уровень развития основных двигательных качеств, а также высокая вероятность формирования нарушений в работе сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, заболеваний опорно-двигательного аппарата». [3, с. 9].
Таким образом, оценка субъективного уровня физической подготовленности первокурсников позволяет решить сразу несколько научно-практических задач: выявить актуальное состояние физической активности молодёжи, определить мотивы и барьеры к занятиям физической культурой, зафиксировать уровень самоощущения физической формы как важного компонента саморегуляции и самоотношения, а также установить связь между физической активностью, самочувствием и показателями адаптации к учебной нагрузке.
С учётом изложенного была поставлена исследовательская задача — определить уровень субъективной физической подготовленности первокурсников различных направлений подготовки, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга, и выявить особенности их физической активности и самочувствия в процессе адаптации к учебной деятельности.
Для решения поставленной задачи было проведено заочное онлайн-анкетирование студентов в период ноября 2025 года. В выборку вошел 101 первокурсник, представляющие как студентов СПбГУГА, так и студентов гуманитарных, технических, педагогических и экономических направлений подготовки других вузов города. Возраст участников анкетирования — от 16 до 20 лет. Половой состав — 26 юношей, 75 женщин.
Анкета включала 21 вопрос и охватывала показатели субъективной физической формы (общая физическая подготовка, сила, выносливость, гибкость), характеристики физической активности (частота и продолжительность занятий), параметры самочувствия (усталость, одышка, общее состояние), а также мотивационные и поведенческие аспекты.
Для получения количественно сопоставимых показателей на основе вербальных ответов были сформированы три интегральных индекса.
- Индекс субъективной физической формы (ИСПФ) . Включал четыре компонента: общая оценка физической подготовки, сила, выносливость, гибкость. Ответы переводились в числовые значения по шкале от 1 до 5. Далее рассчитывалось среднее арифметическое четырёх показателей. Диапазон индекса: 1–5.
- Индекс активности (ИA). Строился на основе частоты и длительности занятий: частота кодировалась от 0 («не занимаюсь») до 6 («6 и более раз в неделю»); длительность — от 1 («менее 20 минут») до 4 («более часа»).
Индекс рассчитывался по формуле: ИA=частота занятий×длительность . Теоретический диапазон: 0–24 условных единиц.
- Индекс самочувствия (ИС) . Включал: частоту усталости в учебный день (1 — очень часто, 5 — практически никогда), наличие одышки (1 — часто, 4 — никогда), общую оценку самочувствия (1 — плохое, 4 — отличное). Индекс определялся как среднее арифметическое трёх шкал, с диапазоном 1–4.
Физическая активность . Распределение ответов по частоте занятий показало, что большинство студентов занимаются физической активностью 1–3 раза в неделю, при этом 11 человек указали, что вообще не занимаются спортом, лишь единичные респонденты сообщили о нагрузке 6 и более раз в неделю. Индекс активности (ИА) в выборке составил в среднем 7,29 условных единиц при значительном разбросе значений. Это свидетельствует о наличии как относительно активных студентов, так и обучающихся с крайне низким уровнем двигательной активности.
Субъективная физическая форма. Среднее значение индекса ИСПФ составило 2,91, медиана — 3,25, что соответствует уровню между «средним» и «выше среднего». Это означает, что значительная часть студентов считает свою физическую форму приемлемой, хотя в выборке присутствует и группа респондентов, оценивающих её как низкую.
Самочувствие и усталость. Среднее значение индекса самочувствия (ИС) составило 2,66. При этом в ответах студентов отмечена высокая частота усталости: значительная часть респондентов указала, что усталость в течение учебного дня возникает часто или очень часто.
Интересно, что при этом общая оценка самочувствия чаще всего формулируется как «удовлетворительное» или «хорошее». Это указывает на формирование у студентов специфической нормы, при которой состояние регулярной усталости не воспринимается как отклонение от «здорового» состояния.
Для выявления взаимосвязей между показателями субъективной физической подготовленности был проведён корреляционный анализ.
- Установлена умеренная положительная связь, что свидетельствует: чем выше частота и длительность физической активности студентов, тем выше они оценивают свою физическую форму. Данная зависимость закономерна и отражает влияние регулярной двигательной активности на субъективное ощущение силы, гибкости и выносливости.
- Студенты, оценивающие свою физическую форму выше, как правило, характеризуются лучшим общим самочувствием: реже испытывают усталость, реже отмечают одышку при лёгкой нагрузке. Указанная связь подтверждает, что субъективная физическая форма является значимым фактором психофизиологического состояния и адаптации к учебной деятельности.
- Регулярная физическая активность положительно влияет на самочувствие, однако выраженность связи ниже, чем между ИСПФ и ИС. Это указывает на комплексный характер самочувствия, на которое влияет не только движение, но и режим сна, стресс, учебная нагрузка и качество восстановления.
Подробный анализ результатов позволяет сделать несколько содержательных выводов. Во-первых, даже в условиях разнотипной выборки, включающей студентов авиационных, гуманитарных, технических и педагогических направлений, фиксируется относительно сходный паттерн самооценок: преобладание представлений о средней и удовлетворительной физической форме при высоком уровне усталости. Это подтверждает важность учета субъективного компонента здоровья в системе физического воспитания.
Во-вторых, выявленные корреляционные связи между физической активностью, субъективной физической формой и самочувствием согласуются с представлениями о физической активности как ресурсе адаптации. Однако умеренный характер этих связей показывает, что в условиях современного образования физическая культура не может рассматриваться как единственный компенсаторный механизм: необходимо комплексное воздействие, включающее работу с режимом дня, сном, стрессом, питанием и учебной нагрузкой.
Важно подчеркнуть, что представленное исследование носит диагностический характер и опирается на самоотчёты, а не на объективные тесты физической подготовленности. Тем не менее подробно описанное построение индексов, фиксация времени сбора данных и характеристик выборки позволяет использовать его как методическую основу для последующих исследований.
Литература:
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1661: ред. от 15 нояб. 2025 г. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397234/ (дата обращения: 03.11.2025). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
- Гибадуллина А. А. Особенности студенческого возраста // Евразийский научный журнал. — 2018. — № 12. — С. 111–112.
- Формирование и воспитание потребностей, мотивов и мотиваций к регулярным занятиям ФК с элементами футбола среди студентов / М. В. Баканов, Н. В. Привезенцева, Я. И. Крестенкова, А. Ю. Титлов // Успехи в химии и химической технологии. — 2019. — Т. 33, № 13(223). — С. 9–11. — EDN XNYIOK.

