В США действует развитая система экологического законодательства, которая эффективно управляет охраной окружающей среды. Особенностью данной системы является сочетание различных категорий правовых источников, среди которых центральное место занимают нормы общего права. Под общим правом понимается судебная практика, основанная на прецедентах и принципах разумности.
Административную ответственность за экологические правонарушения можно рассмотреть как одну из разновидностей административно-правовых санкций. Понятие санкции более широкое, чем понятие административной ответственности. Под санкцией понимают ту часть правовой нормы, в которой указываются последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения (диспозиции нормы) [1, с. 26]. «Слово „санкция“, — пишет Л. Фридмэн, — предусматривает нечто большее, чем наказание. Оно включает также поощрение. Положительная сторона санкций (поощрения, стимулирование) менее широко известна, потому что литература пугает криминальной стороной... Но стимулирование есть важнейшая составная часть правовой системы» [2, с. 172].
Право применения административно-правовых санкций по законодательству США предоставлено федеральному контролирующему органу и контролирующим органам штатов при выявлении экологических правонарушений в результате инспекционных проверок.
Агентство по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency (ЕРА)) — главный орган, отвечающий за экологический контроль в стране. Его руководитель подчиняется непосредственно президенту. ЕРА объединило все федеральные программы по борьбе с загрязнением воздуха и воды, радиацией, твердыми отходами, шумом и токсичными веществами. Агентство отвечает за улучшение качества окружающей среды, защиту здоровья людей и разработку природоохранных законов.
В США действует современная система государственного экологического контроля, которая проверяет соблюдение установленных нормативных требований к качеству окружающей среды и допустимому негативному воздействию на нее. Она базируется на общем правиле: выброс загрязняющих веществ запрещается, за исключением случаев, когда это допускается принятыми в соответствии с законодательством правилами, а количество и концентрации выбрасываемых загрязняющих веществ лимитируется выданными в установленном порядке сертификатами [3, с. 290].
Предприятия и организации обязаны следить за чистотой окружающей среды. Они должны предотвращать экологические нарушения и немедленно сообщать о них в контролирующие органы. Если выброс загрязняющих веществ превышает допустимые нормы, нужно остановить его и устранить последствия.
Отчеты о количестве и концентрации сбросов загрязняющих веществ нужно предоставлять в ЕРА по запросу или в установленные сроки.
Основными видами административно-правовых санкций по законодательству США являются:
— предписания о приостановлении, прекращении или запрещении той или иной противоправной деятельности, а также обязательные указания об устранении допущенных нарушений и проведении мероприятий по предотвращению подобных нарушений;
— вето на проекты и программы в случаях невыполнения требований Закона о национальной политике в области окружающей среды (National Environmental Policy Act (NEPA)), предписывающих подготовку заключения о возможных негативных последствиях для окружающей среды в результате их реализации;
— отмена или временное приостановление действия лицензий, свидетельств, регистрации, разрешений и т. п. на виды деятельности, регулируемые соответствующим законодательством;
— отзыв продукции, не соответствующей установленным экологическим требованиям;
— штраф как мера административной ответственности.
Если первые два вида санкций являются «универсальными» в том смысле, что применяются за любые экологические правонарушения и предусмотрены всеми природоохранными законами, то отмена или приостановление действия лицензии, свидетельства, регистрации, разрешения, а также отзыв не соответствующей экологическим требованиям продукции — санкции специфические, применяемые только в случаях выявления определенных нарушений [3, с. 344].
При применении административно-правовых санкций, в том числе административных штрафов, в соответствии с американским правом от юридических лиц не требуется доказательств вины нарушителя. Для этого достаточно выявить лишь факт нарушения установленных требований и установить причинно-следственную связь между этим нарушением и наступившими отрицательными последствиями.
Федеральные законы устанавливают административные санкции и процедуры их применения федеральными надзорными органами, тогда как законы каждого штата определяют санкции и порядок их применения соответствующими органами штата.
Если такие санкции, как запреты, предписания, указания в федеральном законодательстве и законодательстве штатов, аналогичны, то взыскиваемые с нарушителей штрафы могут быть различными.
Рассмотрим примеры таких штрафов. В соответствии с Законом о чистоте вод [5] ЕРА имеет право взыскать с нарушителя штраф в размере до 25 000 долларов за выброс загрязняющих веществ в воду с нарушением установленных норм, требований и правил. В тех случаях, когда нарушение носит длительный характер, взыскивается штраф в размере до 10 000 долларов за каждый день в течение всего срока нарушения, но не свыше 125 000 долларов (§ 309 (g)).
За выброс нефти или вредных загрязняющих веществ в воду ответственная сторона уплачивает штраф в размере 25 000 долларов за каждый день нарушения или штраф в размере 1000 долларов за каждый баррель нефти либо за каждое содержащее вредные загрязняющие вещества затаренное (упаковочное) место (§ 311 (7) (А)).
В случаях, когда ответственная сторона не выполнила предписание контролирующего органа о проведении очистных работ, с нее может быть взыскан штраф в размере до 25 000 долларов за каждый день нарушения либо трехкратная стоимость расходов на проведение этих работ (§ 311 (7) (В) ії).
Если в действиях ответственной стороны установлены умысел или «грубая неосторожность», с нее может быть взыскан штраф в размере не менее 100 000 долларов, но не более чем 3000 долларов за баррель нефти или каждое содержащее вредные загрязняющие вещества затаренное (упаковочное) место (§ 311 (7) D)).
При определении размера штрафа, который должен быть взыскан, контролирующие органы ЕРА и штатов учитывают несколько ключевых факторов. Во-первых, это тяжесть нарушения. Во-вторых, анализируется, какие экономические выгоды получил нарушитель в результате своих действий. Также важно, были ли ранее зафиксированы подобные нарушения и какие меры принимались для их предотвращения или устранения последствий. Дополнительно рассматривается, как взыскание штрафа повлияет на финансовое положение нарушителя, и учитываются другие значимые обстоятельства.
Порядок применения административно-правовых санкций ЕРА и его контролирующими органами включает несколько этапов. Установив факт экологического правонарушения, ЕРА вправе выбрать один из двух путей:
- ЕРА направляет официальное уведомление о правонарушении нарушителю и соответствующему контролирующему органу штата. Если в течение 30 дней не будут приняты надлежащие меры по устранению данного нарушения, ЕРА либо самостоятельно применяет данные санкции, либо предъявляет гражданский иск в суд. Если правонарушение вызвало чрезвычайную экологическую ситуацию, представляющую опасность для жизни и здоровья людей, ЕРА обязано выдать предписание о запрете производства немедленно.
Указанные действия ЕРА основаны на том, что ответственность за обеспечение соблюдения установленных требований возложена прежде всего на штат, ЕРА лишь страхует действия контролирующих органов штата, следит за тем, чтобы допущенные нарушения были устранены. И только когда это не сделано, ЕРА использует свои властные полномочия;
- ЕРА сразу выдает предписание только нарушителю либо предъявляет ему гражданский иск без предварительного уведомления органа штата, не дожидаясь результата его действий. В предписании указываются сущность нарушений и срок, в течение которого они должны быть устранены. Срок не должен превышать 30 дней. До вынесения решения о взыскании штрафа ЕРА обязано предварительно уведомить нарушителя, который вправе потребовать рассмотрения дела в административном суде ЕРА, представив в течение 30 дней свои возражения и соответствующие доказательства.
По результатам инспекционных проверок, выявивших экологические правонарушения, EPA и контролирующие органы штатов широко используют правовую форму соглашений. Заключаются такие соглашения с предприятиями-нарушителями, это позволяет избежать дорогостоящих и длительных судебных разбирательств. Наряду с контролирующими органами EPA и штатов, участниками соглашений могут быть государственные органы управления (федеральные и штатов), органы прокуратуры.
Эти соглашения заключаются после предъявления контролирующим органом иска к экологическому правонарушителю, но до вынесения судебного решения. По своей юридической природе, добровольное соглашение сторон вступает в силу только после утверждения его судом. Нарушитель обязуется провести определенные мероприятия, направленные на прекращение, устранение причин и предотвращение выявленных нарушений и восстановление качества окружающей среды, а также заплатить штраф. В свою очередь, контролирующий орган отказывается от дальнейшего рассмотрения судом своих исковых требований, предъявленных в связи с выявленным нарушением. Соглашение после утверждения его судом обязательно для сторон, как и любое вынесенное судом решение.
Таким образом, действующая в США система государственного экологического контроля достаточно эффективна и играет важную роль в деле улучшения качества окружающей среды.
Исследование системы государственного экологического надзора в США, включая организацию работы контролирующих структур как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, а также их взаимодействие с правоохранительными органами, представляет значительный интерес для специалистов в области охраны окружающей среды. Положительный опыт, накопленный в этой сфере, может быть полезен при улучшении российского законодательства и практики его реализации.
Литература:
- Здунова Д. И. Роль и значение поощрительных санкций // Юридические санкции: общетеоретические и отраслевые аспекты : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Казань : Отечество, 2018. — С. 25–31.
- Фридмэн Л. Введение в американское право. — Москва : Издательская группа «Прогресс-Универс», 1992. — 284 с.
- Брославский Л. И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии США, России и Евросоюзе : монография / Л. И. Брославский. —Москва : ИНФРА-М, 2024. — 582 с.
- Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) США : [сайт]. — URL: http://www.epa.gov (дата обращения 1.10.2025).
- Summary of the Clean Water Act // United States Environmental Protection Agency : [сайт]. — §§ 309–311. — URL: https://www.epa.gov/laws-regulations/summary-clean-water-act (дата обращения: 20.11.2025).

