Административная ответственность представляется самым распространенным видов юридической ответственности, которая наступает за правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В этой связи, автор исследует сущность, признаки и порядок наступления административной ответственности за совершение экологических правонарушений.
Цель исследования — анализ особенностей административной ответственности за совершение экологических правонарушений.
Ключевые слова: экологические правонарушения, административная ответственность, эколого-правовая ответственность, юридическая ответственность.
Административная ответственность за экологические правонарушения заключается в применении компетентным органам государства мер административного взыскания за совершение правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды. Наступление такого вида ответственности регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] и экологическим законодательством. В кодифицированном законе таким видам правонарушений посвящена 7 глава.
Отметим, что меры административной ответственности, отличаясь от дисциплинарной, применяется не только в отношении должностных и физических лицам, но и в отношении юридических лиц [3, C. 78].
Законодателем Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено несколько видов административных взысканий [1], среди которых следующие:
– предупреждение;
– штраф;
– возмездное изъятие предмета, который является орудием совершения либо непосредственным объектом административного правонарушения;
– конфискация предмета, ставшего орудием совершения либо непосредственным объектом административного правонарушения;
– лишение специального права (например, право управления транспортным средством, право охоты и так далее);
– исправительные работы;
– административный арест [4, C. 59].
Статья 25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает, что возмездное изъятие и конфискация предметов, которые представляют значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, может быть применено и как основная, и как дополнительная административная санкция, в то время, как все другие виды административных взысканий применяются только в качестве основных мер наказаний [8, C. 248].
Таким образом, за совершение одного административного правонарушения виновному лицу может быть назначено либо основное, либо основное и дополнительное наказание. Применяя административное взыскание, соответствующими органами или должностными лицами учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушения, степень вины, имущественные положения, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают наказание.
В свою очередь, такой важный документ в исследуемой области, как Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» предусматривает такие виды экологический правонарушений [2], совершение которых влечет за собой наступление административной ответственности:
- Несоблюдение стандартов, норм и других нормативов качества окружающей природной среды.
- Неисполнение обязанности по проведению государственной экологической экспертизы и требований, которые содержатся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо ложных и необоснованных экспертных заключений.
- Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятия, сооружений, технологических линий и других объектов.
- Загрязнение природной среды и причинение по причине этого вреда здоровью человека, животному и растительному миру, а также имуществу граждан и организаций.
- Повреждение природных объектов, включая памятники природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем.
- Нарушение установленного порядка либо правил добычи, сбора, заготовки, продажи-покупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза-вывоза с территории Российской Федерации объектов растительного и животного мира, продуктов их происхождения, а также ботанических, минералогических и зоологических коллекций.
- Нарушение выполнения либо невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов.
- Несоблюдение предписаний органов, которые осуществляют государственный экологический контроль.
- Нарушение требований экологических норм и правил в части обезвреживания, переработки, утилизации, складирования либо захоронения производственных и бытовых отходов.
- Нарушение экологический требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и других вредных веществ.
- Превышение установленных уровней радиационного воздействия и прочее.
Самая распространенная мера административной ответственности, которая устанавливается за совершение экологических правонарушений, — это штраф. Определенный размер полагаемого штрафа определяется не только характером и видом совершенного правонарушения, степенью вины правонарушителя и причиненным вредом. Более того, размер штрафа зависит также от полномочий, которые предоставлены соответствующему органу, назначаемому штрафные санкции [7, C. 105].
Штрафы за административные правонарушения в области экологии назначаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, а также регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Право применения таких мер принадлежит специальным комиссиям, сформированным и осуществляющим свою деятельность при исполнительных органах власти, а также органам внутренних дел и должностным лицам контрольно-надзорных органов. Отметим, что меры административной ответственности определяются и назначаются без обращения в суд, по упрощенной процедуре. Штрафные санкции максимально четко и активно используются на нарушение водного законодательства [6, C. 93].
Суммы налагаемых штрафных санкций должны быть перечислены на специальные счета государственных экологических фондов. Как правило, постановление о назначении штрафа в административной порядке можно обжаловать в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. При этом, оплата штрафа не является поводом для освобождения виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба [5, C. 21].
В завершении отметим, что привлечение к ответственности в виде штрафа, вне зависимости от его размера, не есть основанием освобождения правонарушителя от обязанности возместить причиненный вред. Это аргументируется тем фактом, что хотя штрафы и носят материальный характер, но все же они являются мерой наказания, но не возмещением причиненного ущерба. Более того, суммы штрафов направляются не потерпевшему на возмещение вреда, а на специальные счета внебюджетных экологических фондов в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2022 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
- Бучков, А. Д. К вопросу об административной ответственности за экологические правонарушения / А. Д. Бучков // Матрица научного познания. — 2020. — № 9–1. — С. 76–82.
- Желябовская, Д. С. Экологические правонарушения и ответственность. Часть 1 / Д. С. Желябовская // Экология производства. — 2022. — № 6 (215). — С. 56–63.
- Иванов, Р. А. Административная ответственность за экологические правонарушения / Р. А. Иванов // Студенческий вестник. — 2022. — № 10–2 (202). — С. 20–23.
- Коротыш, Я. А. Административное правонарушение в сфере экологического права / Я. А. Коротыш // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. — 2021. — С. 92–96.
- Пирова, Р. Н. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за совершение экологических правонарушений / Р. Н. Пирова // Евразийский экономический журнал. — 2022. — № 3 (166). — С. 104–106.
- Сайфулина, Г. Ш. Административная ответственность за экологические правонарушения: к определению дефиниции / Г. Ш. Сайфулина // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 247–249.