Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках обществознания

Педагогика
18.11.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Карамашева, Н. С. Особенности формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках обществознания / Н. С. Карамашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 398-401. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130297.


В современном мире крайне актуальной является задача подготовки компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на мировом уровне. Научно-технический прогресс ставит перед обществом новые цели не только в сфере политики, экономики, но и в сфере образования и духовности. Необходимы функционально грамотные специалисты, умеющие быстро ориентироваться в цифровом пространстве, осваивать новые знания с учетом постоянного внедрения новых технологий в нашу жизнь, уметь быстро решать возникающие проблемы. Поэтому для современной школы так актуальна задача подготовки обучающихся к успешному взаимодействию в различных жизненных ситуациях в условиях изменяющегося общества, формирования их функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» в работах российских ученых стало появляться в начале 2000-х годов. Доктор психологических и философских наук А. А. Леонтьев определяет функциональную грамотность как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [6].

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Н. Ф. Виноградова определяет функциональную грамотность как базовое образование личности. Согласно этому определению, учащийся должен обладать следующими качествами:

— готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся миром;

— возможностью решать различные (в том числе и нестандартные) учебные и жизненные задачи;

— способностью строить социальные отношения;

— рефлексивными умениями, которые будут обеспечивать оценку своей грамотности, стремление к получению дальнейшего образования.

Также Н. Ф. Виноградова определяет функциональную грамотность не только как набор теоретических знаний, но и как способность применять их на практике [4].

В «Новом словаре методических терминов и понятий» Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин определяют функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Необходимо отличать функциональную грамотность от элементарной, которая предполагает владение такими умениями, как чтение, письмо, слушание, решение арифметических действий разного уровня. Функциональная грамотность предполагает более высокий уровень умений и навыков, который способствует успешному и продуктивному решению социальных и профессиональных задач [1].

В исследовании PISA в качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность и глобальные компетенции [2].

В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность человека проявляется в его способности действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и навыки. Она должна обеспечивать нормальное функционирование личности в системе социальных отношений: жизнедеятельность в конкретной культурной среде, определяемой в том числе и особенностями развития государства, гражданином которого является человек.

Учебный предмет «Обществознание» изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни и играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции [5].

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках обществознания предполагает использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на развитие навыков работы с текстами, анализа информации, формулирования выводов и аргументации своих мыслей. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Функциональное чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания, например аналитическое чтение с выделением ключевых слов, подбором цитат, составлением схем, графиков, таблиц. Может быть использовано упражнение «Продолжить рассказ» (составить 6–7 предложений, используя полученные знания на уроке).
  2. Создание творческого проекта: учащиеся изучают основные принципы работы с текстами различных жанров, учатся выделять ключевую информацию, делать выводы и обосновывать свои суждения. Проект включает в себя коллективные и индивидуальные задания, дискуссии, презентации и другие формы работы, способствующие развитию функциональной грамотности. В результате участия в проекте учащиеся приобретают навыки работы с текстами, критического мышления, анализа информации и выражения своих мыслей в устной и письменной форме.
  3. Игровое моделирование и игровая деятельность (познавательные игры, викторины, уроки-дебаты). Они развивают у учащихся навыки сотрудничества, умения высказывать свою точку зрения и выступать перед классом, дискутировать с другими участниками. Тематические брифинги, деловые игры и другие игровые формы позволяют обучающимся понять механизм принятия решений по практическим вопросам в различных областях общественной жизни (планирование бюджета семьи или предпринимательского проекта, судебные процессы, заседания парламента, правительства или городского совета, собрания общественных организаций). Содержательной основой для организации сюжетно-ролевых и деловых игр могут стать реальные события, происходящие в современном обществе и государстве, модели типичных социальных взаимодействий в повседневном социальном опыте несовершеннолетнего, для анализа и решения которых необходимо привлечь теоретические обществоведческие знания.
  4. Изучение нормативно-правовых документов. Такой вид деятельности помогает учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, вырабатывает умение подтверждать свои высказывания, ссылаясь на статьи нормативно-правовых документов.
  5. Исследовательские работы в форме презентаций, проектов, рефератов, в процессе подготовки которых учащиеся используют информацию, полученную при проведении социологических опросов, в беседах с родственниками, сверстниками, научными деятелями, из справочной литературы [2].

Рассмотрим некоторые компетентностные задания, позволяющие на уроках обществознания формировать функциональную грамотность в области социального взаимодействия.

Например, задание № 5 ОГЭ позволяет проверить умение анализировать изображение и давать развернутые ответы на вопросы.

Пример 1.

Пример иллюстрации к заданию ОГЭ по обществознанию

Рис. 1. Пример иллюстрации к заданию ОГЭ по обществознанию

Для иллюстрации какой социальной потребности человека может быть использована данная фотография? Объясните, почему эту потребность относят к социальным. Какие еще потребности относят к этому виду? (Назовите любые две потребности.) Какова роль потребностей в жизни?

Такое задание можно предложить обучающимся основной школы при изучении темы «Потребности человека» или «Социальные отношения». В основе задания — анализ визуального изображения (фотографии) социальной ситуации. Изображение выступает стимулом, позволяет ввести ребенка в контекст социальной ситуации. При этом система заданий дает возможность раскрытия индивидуальности обучающегося, опоры на личный социальный опыт. Возможность рефлексии личного социального опыта, принятия волевого решения о коррекции собственного поведения в аналогичной ситуации в совокупности с обращением к позитивным социальным ценностям составляют воспитательный потенциал рассматриваемой системы заданий.

Рассмотрим пример еще одного задания по развитию функциональной грамотности у учащихся.

Пример 2.

Пример иллюстрации к заданию ОГЭ по обществознанию

Рис. 2. Пример иллюстрации к заданию ОГЭ по обществознанию

В ходе социологических исследований в странах Z и Y респондентам в возрасте 18–30 лет был задан вопрос: «Какие политические ценности разделяет молодежь?». Результаты опросов (в % от числа отвечающих) представлены в виде диаграммы.

В данном задании требуется сформулировать по одному выводу о сходстве и различии в позициях групп опрошенных, а также высказать предположение о том, чем объясняется сходство и различие. Задание помогает сформировать у учащихся умение строить логическое рассуждение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), а также делать выводы на основе проанализированной информации, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Такие задания используются во всероссийских проверочных работах по обществознанию, а также в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ.

Таким образом, освоение содержательного интегративного курса по обществознанию, подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации позволяет педагогам активно задействовать все аспекты функциональной грамотности.

Литература:

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М. : Икар, 2009. — 448 с.
  2. Басюк, В. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В. С. Басюк, Г. С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1. № 4 (61). — С. 13–33.
  3. Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики / Л. Н. Боголюбов. — М.; СПб. : Нестор-История, 2013. — 253 с.
  4. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др. / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. — 288 с.
  5. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe (дата обращения 15.11.2025).
  6. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / под ред. А. А. Леонтьева. — М. : Баласс, 2003. — 367 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 398-401):
Часть 6 (стр. 367-437)
Расположение в файле:
стр. 367стр. 398-401стр. 437

Молодой учёный