Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование элементов большого тенниса в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Физическая культура и спорт
19.11.2025
21
Поделиться
Аннотация
В данной статье анализируется практика применения адаптированных элементов игры в большой теннис в работе с воспитанниками средних, старших и подготовительных групп детского сада. Рассматривается потенциал этого вида активности для комплексного развития двигательных способностей, когнитивных процессов и навыков социального взаимодействия. Представлен практико-ориентированный подход к организации занятий, включающий модульную структуру построения активности и рекомендации по использованию специализированного инвентаря.
Библиографическое описание
Погодин, И. С. Использование элементов большого тенниса в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками / И. С. Погодин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130178.


Введение

В контексте современных требований к качеству дошкольного образования особое значение приобретает поиск и внедрение инновационных форм организации двигательной деятельности детей. Ключевой задача — это не только укрепление здоровья, но и целостное развитие личности через двигательную активность. Эффективным инструментом в решении этой задачи могут стать элементы спортивных игр, адаптированные для дошкольного возраста. В частности, большой теннис, благодаря своей комплексности вкупе со сложной координацией открывает широкие возможности для педагога.

Цель публикации — охарактеризовать потенциал большого тенниса как средства развития детей 4–7 лет и представить практические ориентиры для включения этой деятельности в режим дня дошкольного образовательного учреждения.

1. Оздоровительный и развивающий потенциал тенниса для детей дошкольного возраста

Адаптированный теннис для детского сада — это не спортивная тренировка, а система игровых упражнений, направленных на решение общеразвивающих задач.

Влияние на физическую сферу

Совершенствование координационных способностей: Выполнение действий с ракеткой и мячом требует согласованной работы рук, ног и туловища, что интенсивно развивает ловкость и чувство равновесия.

Развитие моторных функций: Манипуляции ракеткой способствуют укреплению мышц кисти и предплечья, улучшая мелкую моторику, что является важным фактором готовности к овладению письмом.

Тренировка быстроты реакции и ориентирования в пространстве: Необходимость следить за перемещением мяча и мгновенно реагировать на изменение его траектории отлично развивает скорость зрительно-моторной реакции.

Вклад в психическое и социальное развитие

Формирование когнитивных функций: Занятия теннисом тренируют устойчивость и переключение внимания, а также учат детей прогнозировать траекторию движения объекта.

Воспитание эмоционально-волевых качеств

Ребенок учится преодолевать трудности, принимать неудачи и стремиться к лучшему результату, что воспитывает целеустремленность и настойчивость.

Приобретение социального опыта: В процессе парных игр и эстафет дети усваивают нормы взаимодействия: соблюдение очередности, уважение к партнеру и сопернику, понимание правил.

2. Практическая реализация занятий: от теории к практике

Успешность работы зависит от грамотного подбора оборудования и учета возрастной динамики развития детей.

2.1. Организация предметно-пространственной среды

Инвентарь

Ключевое значение имеет его безопасность и соответствие возрасту. Рекомендуются облегченные ракетки с укороченной ручкой и большей площадью головы. Мячи должны быть мягкими (менее упругими — «красный мяч», «оранжевый мяч») или с пониженным давлением, что обеспечивает медленный и безопасный отскок.

Оборудование площадки

Вместо стандартной сетки можно использовать гимнастическую скамейку, натянутую цветную ленту или невысокую переносную сетку. Зону для игры можно обозначить с помощью конусов или плоских обручей.

2.2. Организация деятельности с учетом возраста.

Структура занятия традиционна: подготовительная (разминка), основная и заключительная (заминка) части.

Средняя группа (4–5 лет): Акцент на знакомство и манипуляции.

Задачи: Вызвать интерес, научить держать ракетку, освоить простейшие действия с мячом.

Формы работы

– Игровые упражнения: «Прокати мяч ракеткой», «Удержи мяч», «Чеканка»

– Отбивание мяча от пола («баскетболист»).

– Перекатывание мяча ракеткой друг другу в паре.

Старшая группа (5–6 лет): Освоение базовых двигательных моделей.

Задачи

Обучить удару по неподвижному и летящему мячу, ввести элемент соревновательности.

Формы работы

– Удар по мячу, набрасываемому педагогом, с места.

– Удар по мячу после одного отскока от пола.

– Эстафеты с ведением мяча ракеткой.

– Перекидывание мяча через сетку в паре («ложный теннис»).

Подготовительная группа (6–7 лет): Закрепление навыков в игровых условиях.

Задачи

Сформировать умение играть по упрощенным правилам, развивать тактическое мышление.

Формы работы

– Чеканка мяча на двух поверхностях ракетки и об пол, чеканка в движении.

– Отработка простейшей подачи (с подброса мяча рукой).

– Мини-матчи на небольшом счет в «ложный теннис» (например, до 3-х очков).

– Подвижные игры с теннисными элементами («Тапочный хоккей», «Напольный теннис»).

Заключение

Интеграция элементов большого тенниса в образовательный процесс детского сада представляет собой перспективное направление физкультурно-оздоровительной работы. Представленная методика, основанная на принципах игрового подхода и возрастной адресности, позволяет гармонично развивать не только физические качества дошкольников, но и их интеллектуальные, эмоциональные и социальные компетенции. Доступность и увлекательность упражнений с ракеткой и мячом способствуют формированию у детей устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

Литература:

  1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования.
  2. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам.
  3. Степаненкова Э. Я. — Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. https://vk.com/wall-163734775_23057?ysclid=mi1dsbbu3u824966995
  4. Пособие. Программа «Tennis 10s» https://www.tennisfed.spb.ru/tours/itf/2012/Russian.pdf
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 128-130):
Часть 2 (стр. 65-143)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 128-130стр. 143

Молодой учёный