Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологические механизмы формирования интернет-зависимости: когнитивно-бихевиоральный и мотивационный аспекты

Психология
03.09.2025
6
Поделиться
Аннотация
В данной статье представлен комплексный анализ психологических механизмов формирования интернет-зависимости. Рассматриваются когнитивно-бихевиоральные факторы, включая дисфункциональные убеждения и автоматические мысли, а также роль мотивации, связанной с удовлетворением психологических потребностей. Исследуются нейробиологические корреляты, такие как изменения в системе вознаграждения мозга и префронтальной коре. Анализируется связь между личностными особенностями (тревожностью, депрессией, импульсивностью) и склонностью к интернет-зависимости. Подчеркивается важность семейного и социального окружения.
Библиографическое описание
Раимов, М. М. Психологические механизмы формирования интернет-зависимости: когнитивно-бихевиоральный и мотивационный аспекты / М. М. Раимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/598/126749.


This article presents a comprehensive analysis of the psychological mechanisms of Internet addiction formation. Cognitive-behavioral factors, including dysfunctional beliefs and automatic thoughts, as well as the role of motivation associated with the satisfaction of psychological needs, are considered. Neurobiological correlates, such as changes in the brain's reward system and prefrontal cortex, are investigated. The relationship between personality traits (anxiety, depression, impulsivity) and susceptibility to Internet addiction is analyzed. The importance of the family and social environment is emphasized.

Keywords: Internet addiction, cognitive-behavioral therapy, motivation, neurobiology, personality traits, addiction, online behavior, dysfunctional beliefs, reward system, prefrontal cortex.

С точки зрения когнитивно-бихевиоральной теории, предложенной А. Беком, формирование интернет-зависимости связано с развитием дисфункциональных когнитивных схем и автоматических мыслей, касающихся использования интернета. Индивиды, склонные к интернет-зависимости, часто обладают убеждениями о том, что интернет является единственным источником удовольствия, способом избежать негативных эмоций или справиться с социальными трудностями.

Эти убеждения, как отмечает Д. Бернс, приводят к автоматическим мыслям, возникающим в ситуациях, провоцирующих использование интернета. Например, при возникновении чувства тревоги или скуки, индивид может автоматически думать: «Сейчас я зайду в интернет, и мне станет лучше». Такие мысли, в свою очередь, запускают поведение, направленное на использование интернета, что приводит к кратковременному облегчению негативных эмоций.

Повторение данного цикла приводит к формированию условного рефлекса, при котором использование интернета становится автоматической реакцией на определенные стимулы или ситуации. Как подчеркивает Б. Скиннер в теории оперантного обусловливания, использование интернета, подкрепленное положительными эмоциями (удовольствие, облегчение тревоги), закрепляется в поведении и становится все более навязчивым.

Кроме того, когнитивные искажения, такие как рационализация и минимизация, играют важную роль в поддержании интернет-зависимости. Индивиды могут рационализировать свое чрезмерное использование интернета, оправдывая его необходимостью для работы, учебы или поддержания социальных контактов. Они также могут минимизировать негативные последствия своего поведения, отрицая наличие проблем со здоровьем, учебой или отношениями.

Мотивационный аспект формирования интернет-зависимости связан с удовлетворением определенных потребностей и мотивов посредством использования интернета. Согласно теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди обладают тремя базовыми психологическими потребностями: потребностью в автономии, компетентности и связанности. Интернет предоставляет широкие возможности для удовлетворения этих потребностей, однако, в случае интернет-зависимости, удовлетворение потребностей становится искаженным и нездоровым.

Удовлетворение потребностей в интернете часто носит поверхностный и временный характер. Виртуальные достижения и онлайн-общение не заменяют реальных успехов и глубоких межличностных отношений, что приводит к неудовлетворенности и стремлению к еще большему использованию интернета. Это формирует порочный круг, в котором индивид использует интернет для удовлетворения своих потребностей, но в конечном итоге оказывается еще более зависимым и неудовлетворенным.

Нейробиологические исследования указывают на то, что интернет-зависимость связана с изменениями в работе мозга, аналогичными тем, которые наблюдаются при химических зависимостях. Использование интернета, особенно тех его аспектов, которые связаны с получением удовольствия (например, онлайн-игры, социальные сети), активирует систему вознаграждения мозга, в частности, дофаминергические пути.

Повторяющаяся активация системы вознаграждения приводит к увеличению количества дофаминовых рецепторов и снижению чувствительности к дофамину, что, в свою очередь, требует все большего количества стимуляции для достижения прежнего уровня удовольствия. Этот процесс, известный как адаптация, является одним из ключевых механизмов формирования зависимости.

Важную роль играет также роль семьи и социального окружения в формировании интернет-зависимости. Неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей и сверстников, а также доступность интернета в раннем возрасте могут повышать риск развития интернет-зависимости.

Разработка эффективных стратегий профилактики и лечения интернет-зависимости требует комплексного подхода, учитывающего различные факторы, лежащие в основе ее формирования.

Профилактика интернет-зависимости должна начинаться с раннего возраста и включать в себя следующие компоненты:

– Образовательные программы, направленные на формирование осознанного и ответственного отношения к использованию интернета. Эти программы должны обучать детей и подростков критическому мышлению, навыкам саморегуляции и умению распознавать признаки интернет-зависимости.

– Развитие социальных навыков и укрепление социальных связей в реальной жизни. Важно создавать условия для активного участия детей и подростков в социальных мероприятиях, спортивных секциях, кружках и других формах внеучебной деятельности. Это поможет им развивать социальные навыки, укреплять социальные связи и находить альтернативные способы проведения свободного времени.

– Семейное воспитание, ориентированное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы, установление доверительных отношений и поддержку детских интересов и увлечений. Родители должны быть внимательны к потребностям своих детей, проявлять интерес к их онлайн-активности и устанавливать разумные ограничения на использование интернета.

– Профилактика кибербуллинга и других форм онлайн-агрессии. Необходимо обучать детей и подростков правилам безопасного поведения в интернете, способам защиты от кибербуллинга и алгоритмам действий в случае столкновения с онлайн-агрессией.

Лечение интернет-зависимости должно быть индивидуализированным и учитывать особенности каждого конкретного случая. В качестве основных методов лечения могут использоваться:

– Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), направленная на выявление и изменение дисфункциональных когнитивных схем и автоматических мыслей, связанных с использованием интернета. КПТ также помогает пациентам развивать навыки саморегуляции, контролировать импульсы и справляться с негативными эмоциями без использования интернета.

– Мотивационное интервьюирование, направленное на усиление мотивации к изменению поведения и формирование осознанного решения об ограничении использования интернета.

– Семейная терапия, направленная на улучшение отношений в семье, создание поддерживающей среды и разрешение конфликтов, связанных с использованием интернета.

– Групповая терапия, позволяющая пациентам обмениваться опытом, получать поддержку от других людей, столкнувшихся с аналогичными проблемами, и развивать социальные навыки.

– Медикаментозная терапия может быть использована в качестве дополнительного метода лечения для облегчения симптомов тревоги, депрессии и других психических расстройств, сопутствующих интернет-зависимости.

Данная статья рассмотрела сложные психологические механизмы, лежащие в основе формирования интернет-зависимости. Были проанализированы когнитивно-бихевиоральные аспекты, связанные с дисфункциональными убеждениями и автоматическими мыслями, а также мотивационные факторы, обусловленные стремлением к удовлетворению базовых психологических потребностей. Обсуждены нейробиологические корреляты, указывающие на изменения в системе вознаграждения мозга и префронтальной коре. Подчеркнута роль личностных особенностей, таких как тревожность, депрессия, низкий самоконтроль и импульсивность, а также важность семейного и социального окружения.

Предложены стратегии профилактики и лечения интернет-зависимости, включающие образовательные программы, развитие социальных навыков, укрепление социальных связей, семейное воспитание, профилактику кибербуллинга, когнитивно-поведенческую терапию, мотивационное интервьюирование, семейную и групповую терапию, а также медикаментозную терапию.

Эффективная борьба с интернет-зависимостью требует комплексного и индивидуализированного подхода, основанного на глубоком понимании психологических механизмов ее формирования и учитывающего личностные особенности каждого индивида.

Литература:

  1. Бек Д. Когнитивная терапия. Полное руководство. — Litres, 2018.
  2. Бернс Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений/Пер. с англ //Л. Славина—М.: Вече, Персей, ACT. — 1995. — Т. 400.
  3. Смирнов В. В. Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект) //Высшее образование сегодня. — 2019. — №. 4. — С. 72–76.
  4. Титова В. В., Катков А. Л., Чугунов Д. Н. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике //Педиатр. — 2014. — Т. 5. — №. 4. — С. 132–139.
  5. Deci E. L., Ryan R. M. (ed.). Handbook of self-determination research. — University Rochester Press, 2004.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 489-491):
Часть 7 (стр. 439-513)
Расположение в файле:
стр. 439стр. 489-491стр. 513

Молодой учёный