This article analyzes the use of administrative and legal coercion measures against foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation and their compliance with constitutional provisions limiting rights and obligations to protect the foundations of the constitutional order, health, morality, and state security. The variety of such measures, particularly in the area of migration, is analyzed, highlighting deportation as a forced, controlled movement outside the Russian Federation based on a threat to others or offenses, without mandatory trial, but with placement in special institutions. The differences between deportation and administrative expulsion are discussed, as well as the need for legislative clarification given the controversial synonymy of these concepts. The article concludes with proposals for specific amendments to the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.
Keywords: administrative coercion, deportation, administrative expulsion, migration legislation, foreign citizens.
Основываясь на конституционных положениях, регулирующих права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в России, данное положение направлено на установление мер административного принуждения. Эти меры призваны гарантировать защиту конституционного строя, здоровья и нравственности населения, а также охранять законные интересы и права третьих лиц, одновременно способствуя обеспечению безопасности и обороноспособности государства. При этом, за исключением случаев, прямо установленных международными соглашениями или федеральным законом, иностранцы и лица без гражданства в Российской Федерации обладают такими же правами и несут те же обязанности, что и граждане РФ.
В сравнении с иными формами государственного принуждения административно-правовые меры занимают наиболее весомое место в правовой системе страны. Они широко применяются в различных сферах общественных отношений, включая и миграционные процессы, которые не могут быть исключены из области их действия.
Депортация представляет собой один из видов контролируемого перемещения иностранного гражданина либо лица без гражданства за пределы Российской Федерации.
Данная мера исполнения — принудительного характера, применяется не исключительно по факту нарушения законодательства: депортация может быть обусловлена и угрозой безопасности окружающих. В период до депортации иностранный гражданин либо лицо без гражданства постоянно пребывает в учреждении соответствующего профиля, к примеру в больнице или под стражей в суде. Судебный акт, за исключением случаев, касающихся нормы, регулирующей порядок распределения полномочий, служит единственным основанием для депортации.
Проведя анализ высказываний юристов, отводящих существенное место в исследованиях правовым понятиям «выдворение» и «депортация», несложно заметить, что множество из них отождествляют эти категории. Очевидным примером тому является позиция Ю. Б. Жолобова. Вместе с тем мы считаем двусмысленным подобное утверждение. Главное возражение состоит в том, что подоплека административных мер, включающих в себя выдворение и депортацию, коренным образом расходится, а также определяется особенностями и степенью общественно опасного поведения или бездействия лиц, на которых такие меры накладываются. В связи с этим особое внимание следует уделить строгому определению термина «выдворение» в нормативных актах [4].
Важным аспектом является то, что применение каждой из вышеуказанных мер направлено на достижение высылки иностранца либо лица без гражданства с территории Российской Федерации. В случае административного выдворения законодатели базируются на нормах КоАП РФ, а при депортации — на положениях соответствующего Федерального закона.
В связи с этим, считаем целесообразным, унифицировать нормы применения мер административного принуждения в сфере принуждения к указанным гражданам.
Так, предлагаем:
внести в ч. 1 ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в определение административного выдворения первое слово «депортация», излагая в следующем виде: «Депортация — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства…»;
заменить в ч. 2 и 3 ст. 3.10 КоАП РФ словосочетание «административное выдворение» на слово «депортация».
Решение о депортации иностранного гражданина принимается уполномоченным работником Управления по вопросам миграции МВД России. О данном решении мигрант уведомляется лично и подписывает письменное обязательство о добровольном выезде с территории РФ. В случае отказа гражданина другого государства от соблюдения данного обязательства, он помещается в специализированный центр, где готовится к последующей принудительной депортации.
Установление личности иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся административному воздействию, является одним из процессуальных действий, которые предусмотрены законодательством. Введение учета времени возникновения процедур административного расследования находит отражение в нормах, регулирующих данный процесс. В частности, согласованы положения, предусматривающие возможность возбуждения дел об административных правонарушениях и проведения расследований в отношении субъектов, чья личность не установлена.
Исходя из нормативного ограничения срока установления личности иностранцев тремя месяцами, в исследовательской работе выдвинуто предложение о корректировке правил, регламентирующих продление срока административного расследования. Соответствующие рекомендации отражены в результатах данного исследования.
Согласно действующему законодательству, мигранты, перед депортацией, не должны содержаться в специальных учреждениях свыше 48 часов. Однако на практике данный срок нередко продлевается по различным причинам. С целью предотвращения излишнего ограничения прав иностранных граждан и лиц без гражданства — на свободу и личную неприкосновенность, целесообразно законодательно установить ограничение максимального срока нахождения в специальных учреждениях административно выдворяемых — в пределах двух месяцев.
В заключение исследования отметим, что сегодня в свете нестабильности в вопросах миграционных процессов, вопросы государственного административно — правового регулирования встают на первое место. Сформулированные нами мероприятия по совершенствованию законодательства в сфере регулирования миграционных процессов, а именно вопросы депортации граждан, прямо или косвенно помогут в решении актуальных проблем миграции и предотвратят правонарушения и преступления в этой сфере.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.07.2025 № 329-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3032.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства» от 24.02.2021 № 22-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 марта 2021 г. № 9. Ст. 1469.
- Право и правосудие в современном мире: общегуманитарные, теоретические, исторические и конституционно-правовые аспекты: сборник научных статей молодых исследователей / Верховный Суд Российской Федерации, Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»; под ред. Я. Б. Жолобова, А. А. Дорской. — Санкт-Петербург: Астерион, 2020. — 619 с.
- Копанева, А. А. Проблемы применения ответственности к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим иммунитетом / А. А. Копанева, Е. Долженкова // Актуальные проблемы науки и практики. — 2023. — № 2(31). — С. 43–48.

