Основной характеристикой современной России является усиление миграционного потока на ее территорию. Это, прежде всего, влечет за собой рост преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграция оказывает влияние на социально-демографические и экономические сферы деятельности страны, а незаконная миграция служит основанием для возникновения преступности. Деятельность, связанная с организацией незаконной миграции, определена в качестве одной из основных угроз национальной и общественной безопасности.
Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, депортация, выдворение.
Иностранные граждане, въехавшие в Россию с целью осуществления профессиональной деятельности в нарушение действующего законодательства, подлежат выдворению за пределы Российской Федерации за счёт средств работодателя.
В соответствии со статьей 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] иностранные гражданине и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат административной ответственности наравне с гражданами Российской Федерации, т. е. на общих основаниях. Однако, к гражданам Российской Федерации такое административное наказание как выдворение не применяется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
В статье 34 Федерального закона «O правовом положении иностранных граждан» изложен порядок административного выдворения, применяемого в отношении иностранных граждан, а в статье 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается суть понятия административного выдворения.
Стоить отметить, что административное выдворение, в отличии от депортации, назначается только судьей, а в случае нарушения правил при въезде в Российскую Федерацию — соответствующим должностным лицом. Суд вправе принять решение о принудительном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации или самостоятельном контролируемом выезде из Российской Федерации. В форме самостоятельного контролируемого выезда административное наказание может быть назначено судом в случае, осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранным гражданином за счет собственных денежный средств либо за счет приглашающей стороны.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен порядок исполнения постановления об административном правонарушении. Статьей 32.10 КоАП оговорено, что исполнение об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется пограничными органами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению служебных актов — при назначении судьей административного выдворения иностранному гражданину в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Административное выдворение производится путем официальной передачи иностранного гражданина властям иностранного государства, на территорию которого он выдворяется.
В случае, если судом назначено выдворение в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации, иностранный гражданин обязан покинуть территорию Российской Федерации в течение пяти дней со дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания [1, ст. 32].
В этом случае контроль за исполнением иностранным гражданином постановления об административном правонарушении и своевременным самостоятельным выездом с территории Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере миграции. Административное выдворение как мера административного наказания не применимо к иностранным гражданам, являющимися военнослужащими.
И, как показывает практика, такую меру наказания не применяют к иностранным гражданам, имеющим близких родственников граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации, имеющих близких родственников на территории Российской Федерации, является ограничением их конституционных и международных прав, что собственно, препятствует его воссоединению с семьей, защите его прав и свобод как человека [2].
Стоит отметить, что такая мера ответственности как депортация, которая применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства за нарушение положений Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», не включена в Кодекс об административных правонарушениях. Депортация, как следствие несвоевременного выезда иностранного гражданина с территории Российской Федерации, в случае несоблюдения им срока пребывания или проживания в Российской Федерации, закреплена в статье 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» [3].
В данной статье законодателем разъясняются основания, последствия депортации, а также в каких случаях в отношении иностранного гражданина применяется депортация, за счет чьих средств она осуществляется. Депортация иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальными органами. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого лица.
В случае если иностранный гражданин был принят на работу в качестве работника с нарушением законодательства Российской Федерации, то депортация осуществляется за счет средств нанимателя иностранного гражданина. Также депортация может осуществляться за счет средств приглашающей стороны — физического лица и дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.
Не является исключением, и депортация иностранных граждан за счет средств Российской Федерации. Дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, уведомляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами иностранных дел о депортации данного иностранного гражданина. Предусмотрены случаи, когда иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В случае, если предусмотрено размещение иностранного гражданина в центре временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации, то его доставку суд, в медицинскую организации (при необходимости), в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства на территории Российской Федерации, а также к пункту пропуска через Государственную границу российской Федерации осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Для депортации не требуется составления протокола об административном правонарушении, а сам вопрос о депортации решается начальником органа по вопросам миграции, а не судом. И несмотря на то, что сам процесс депортации чем-то похож на процедуру выдворения, производиться депортация на основании решения начальника федерального органа в сфере внутренних дел.
Из этого следует, что депортация не является видом административного наказания, а представляет лишь процесс принудительной высылки из страны иностранного гражданина, нахождение которого нарушает общественный правопорядок и представляет опасность для граждан Российской Федерации.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 12 ноября 2019 года) // Российская газета. № 256. 31 декабря 2001.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Система ГАРАНТ (дата обращения: 13.11.2019г.)
- Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. № 140, 31 июля 2002.