Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема обеспечения эффективности правовых норм в современном российском обществе

Юриспруденция
15.11.2025
31
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена исследованию одной из наиболее актуальных проблем современной российской правовой системы — низкой эффективности действия правовых норм. Основное внимание уделено выявлению и систематизации фундаментальных факторов, препятствующих достижению высокой эффективности права в России. На основе проведённого анализа предлагается система мер, направленных на преодоление выявленных дисфункций. Делается вывод о том, что только синхронное воздействие на все элементы правовой системы — от создания норм до их усвоения общественным сознанием — позволит обеспечить подлинную эффективность права в современном российском обществе.
Библиографическое описание
Найдина, О. А. Проблема обеспечения эффективности правовых норм в современном российском обществе / О. А. Найдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 400-403. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130198.


Актуальность проблемы обеспечения эффективности правовых норм в современном российском обществе обусловлена наличием устойчивого разрыва между формально провозглашёнными целями законодательства и реальными социальными результатами его действия. Несмотря на значительный массив принятых нормативных правовых актов, сохраняется ряд системных дисфункций, которые препятствуют созданию единого правового пространства и достижению целей правового регулирования. Как отмечает С. В. Поленина, «лавинообразный нормотворческий процесс не привёл к созданию стройной, внутренне согласованной системы законодательства» [1, с. 12]. Социально-экономические издержки от неэффективных законов проявляются в торможении инвестиционных процессов, росте административных барьеров для бизнеса и, что особенно значимо, в углублении правового нигилизма и снижении уровня доверия граждан к институтам власти.

Целью настоящей статьи является выявление ключевых системных факторов, снижающих эффективность правовых норм в современной России, и формулирование на этой основе комплекса мер по их преодолению.

Теоретико-методологические основы понятия эффективности права

В отечественной юридической науке понятие эффективности права традиционно рассматривается через призму соотношения между фактически достигнутым результатом и социально значимой целью, ради которой соответствующая норма была установлена. Как указывает В. В. Лазарев, «эффективность права — это результативность правового воздействия. Она характеризуется соотношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой они были приняты» [2, с. 105]. При этом принципиально важным является разграничение эффективности юридической и социальной. Юридическая эффективность проявляется в безупречном соблюдении процедур, правильном оформлении правовых актов и формальной реализуемости норм, тогда как социальная эффективность измеряется реальным позитивным изменением общественных отношений, на которые было направлено правовое воздействие.

Для комплексной оценки эффективности правовых норм используется система взаимосвязанных критериев. К числу юридических критериев относятся непротиворечивость, определённость, полнота и технико-юридическое совершенство правового регулирования. Социальные критерии включают уровень правосознания и правовой культуры населения, а также степень добровольного соблюдения норм, основанного на их легитимности в глазах общества. Экономические критерии предполагают анализ соотношения затрат, понесённых на разработку, внедрение и обеспечение реализации нормы, и того позитивного экономического эффекта, который был достигнут благодаря её действию, например, снижения административных барьеров. Как отмечает А. С. Шабуров, эффективность права напрямую зависит от его восприятия обществом: «Право тогда эффективно, когда его предписания выполняются не из-за страха принуждения, а в силу внутреннего убеждения» [3, с. 390].

Основные факторы, снижающие эффективность правовых норм в России

Ключевой проблемой является низкое качество законотворческого процесса. Как отмечает Т. Я. Хабриева, «в условиях интенсивного законотворчества особую остроту приобретает проблема обеспечения качества закона и его системности» [4, с. 559]. Это проявляется в поспешном принятии нормативных актов, зачастую без проведения полноценной и всесторонней экспертизы — финансовой, антикоррупционной и оценки регулирующего воздействия.

На этапе реализации права системные проблемы лишь усугубляются. Коррупция продолжает оставаться одним из главных барьеров на пути эффективного действия закона. Она извращает саму суть правовой нормы, подменяя публичные интересы частными. В. В. Лунеев констатирует, что «коррупция является системной угрозой для правового государства, так как подрывает доверие к институтам власти и девальвирует значение закона» [5, с. 22]. Другим деструктивным фактором выступает ведомственный и региональный лоббизм, который проявляется в принятии подзаконных актов, искажающих цели и смысл первоначального закона в интересах отдельных министерств, ведомств или территорий.

Глубинной причиной низкой эффективности многих правовых норм является состояние общественного правосознания. Исторически сложившийся правовой нигилизм представляет собой устойчивое недоверие граждан к закону и государственным институтам, убеждённость в том, что «закон что дышло». Н. И. Матузов отмечает, что «правовой нигилизм стал характерной чертой национального менталитета, серьёзным препятствием на пути построения правового государства» [6, с. 67].

Пути и средства повышения эффективности правовых норм

Преодоление выявленных системных дисфункций требует реализации комплекса последовательных мер, направленных на все стадии жизненного цикла правовой нормы — от её создания до применения и восприятия обществом.

Фундаментом повышения эффективности права является кардинальное улучшение качества законотворчества. Необходимо безусловное внедрение и строгое соблюдение процедур обязательной оценки регулирующего воздействия (ОРВ) не только на стадии разработки законопроектов, но и проведения оценки фактического воздействия уже действующих норм. Как подчёркивается в методических рекомендациях Аппарата Правительства РФ, «ОРВ является важнейшим инструментом принятия обоснованных управленческих решений и повышения качества регулирования» [7]. Параллельно с этим требуется расширение практики реального, а не формального общественного обсуждения законопроектов с обязательным учётом поступивших конструктивных предложений.

Заключение

Проведённое исследование проблемы обеспечения эффективности правовых норм в современном российском обществе позволяет сделать вывод о системном характере данной проблемы. Анализ показал, что низкая эффективность правового регулирования обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, действующих на всех стадиях правового процесса — от создания норм до их реализации в правоприменительной практике. К наиболее существенным препятствиям следует отнести недостатки правотворческого процесса, проявляющиеся в низком качестве законодательной техники, противоречивости нормативного материала и недостаточной проработке принимаемых решений. Серьёзное влияние оказывают правоприменительные проблемы, связанные с коррупцией, ведомственным лоббизмом и несовершенством судебной системы. Особую значимость имеют социально-культурные факторы, в частности распространение правового нигилизма и низкий уровень правовой культуры населения.

Литература:

  1. Поленина, С. В. Качество закона и эффективность законодательства / С. В. Поленина. — Москва: 1993. — 56 с.
  2. Лазарев, В. В. Пробелы в праве и пути их устранения / В. В. Лазарев. — Москва: Юридическая литература, 1974. — 184 с.
  3. Шабуров, А. С. Правовой риск с позиций юридической ответственности / А. С. Шабуров // Юридическая техника. — 2019. — № 13. — С. 387–391.
  4. Хабриева, Т. Я. Конституционные основы, тенденции и проблемы развития российского законодательства: 20-летний опыт и современное состояние / Т. Я. Хабриева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2013. — № 4. — С. 556–563.
  5. Лунеев, В. В. Проблемы российского уголовно-правового законотворчества (часть II) / В. В. Лунеев // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2013. — № 3 (30). — С. 18–23.
  6. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 528 с.
  7. Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2014 г. № 159 // Гарант.ру: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70550104/ (дата обращения: 11.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 400-403):
Часть 6 (стр. 343-403)
Расположение в файле:
стр. 343стр. 400-403стр. 403

Молодой учёный