В настоящее время обучение и развитие предпринимательства является одним из наиболее важных аспектов, которому уделяется особый интерес. В недалеком прошлом, считалось, что предпринимательство предполагает природные качества, такие, как инициатива, наличие боевого духа, умение рисковать, способность к анализу, коммуникативные навыки, и эти особенности рождаются вместе с людьми. Основным предположением в те времена являлось то, что предпринимательству нельзя научиться. Основой для изменения данной гипотезы послужило то, что изучение особенностей предпринимательства в большей части служит для усвоения знаний. Следовательно, в настоящее время обучение предпринимательству является одним из важных направлений образовательного процесса. Рассмотрим особенность изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» в системе профессионального образования.
Предварительные компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся, следующие [3]:
ОК-5-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ОПК-2- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений;
ОПК-4 — способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации;
ОПК-6- владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций.
Объем дисциплины в зачетных единицах составляет 3 зачетные единицы. В результате освоения учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» планируется получение обучающимся определенных умений и знаний.
Обучающийся должен знать: экономические основы поведения организаций; о способах сбора, обработки и анализа информации; основные виды и формы предпринимательства; о конкурентной среде для принятия управленческих решений; особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования; основные маркетинговые методики оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности; методики поиска новых рыночных возможностей; основные методики оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности; механизмы формирования новых бизнес-моделей; правила ведения аудитором рабочей документации; правила оформления результатов аудиторской проверки.
Обучающийся должен уметь: использовать способы сбора, обработки и анализа информации о конкурентной среде для принятия управленческих решений; использовать данные о затратах на производство и реализацию продукции, о способах формирования цен на продукцию; применять методы оценки эффективности использования ресурсов предприятия, необходимые для решения поставленных экономических задач.
Таким образом, дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» в СПО способствует получению знаний и навыков, необходимых для создания и развития собственного бизнеса. Если даже обучающийся не планирует заниматься предпринимательской деятельностью, полученные знания будут полезны для достижения личностных результатов. Например, в результате освоения дисциплины у обучающихся развивается умение систематизировать и отрабатывать быстро изменяющуюся экономическую информацию [2].
Современный этап развития профессионального образования предполагает подготовку творчески мыслящих и инициативных специалистов, способных находить нетрадиционные решения, приносить прибыль и реализовывать экономически выгодные проекты [2].
Важную роль в контексте изучения дисциплины приобретают мультимедийные технологии, которые представляют собой интеграцию различных форматов информации, таких как текст, изображения, аудио и видео, для создания более эффективного и увлекательного образовательного процесса. Сегодня в системе профессионального образования используются электронные учебники, онлайн-курсы, учебные приложения.
Рассмотрим подробнее возможность использования интерактивных методов обучения. Отметим, что под интерактивными методами следует понимать способы организации обучения, при которых обучающиеся активно взаимодействуют друг с другом и с преподавателем, обмениваются знаниями, опытом, идеями, решают проблемы и совместно создают новое знание. В отличие от традиционных методов, где основной акцент делается на передаче информации от преподавателя к обучающемуся, интерактивные поощряют вовлечённость, самостоятельность, критическое мышление учащихся.
Явное преимущество интерактивных методов состоит в том, что в отличие от классических они решают ряд задач, таких как: формирование интереса у студентов к теме, повышение эффективности усвоения знаний, развитие самостоятельности, развитие навыков руководителя. Исходя из этого, мы полагаем, что при обучении предпринимательству наиболее эффективно использовать интерактивный метод. Мы предлагаем следующие интерактивные методы: проведение «круглого стола» (дискуссия, дебаты); мозговой штурм; деловая (ролевая) игра; анализ конкретных ситуаций (метод ситуационного обучения); метод проектов.
Так, «круглый стол» представляет собой метод обучения, одну из форм публичного обсуждения проблемы и познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее, к примеру, на лекции, знания, восполнить недостаточность информации, научить культуре ведения беседы.
Дискуссия представляет собой вид спора или диалога, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности, и единого мнения по её разрешению. Например, для дискуссии можно предложить тему «Нужна ли государственная поддержка малому бизнесу в России?». Здесь обучающиеся могут отметить необходимость такой поддержки, аргументируя свое мнение низкой кредитоспособностью начинающих предпринимателей. В то же время, обучающиеся могут отметить, что излишняя зависимость от государства негативно влияет на независимость предпринимательства и, даже, может стать преградой для развития. Другая актуальная тема — «Может ли малый бизнес выжить без риска банкротства?». Обучающимся необходимо обсудить природу риска в предпринимательской деятельности и выяснить, существуют ли подходы, которые могут исключить риск банкротства.
Дебаты предполагают обсуждение и обмен мнениями по предложенному вопросу. Во время занятия студенты приводят примеры, факты, аргументируют, поясняют, доказывают и т. д. Основное отличие дебатов от дискуссии состоит в том, что эта форма «круглого стола» предполагает однозначного ответа на поставленный вопрос — «да» или «нет».
Мозговой штурм (от англ. brain storming — штурм мозга) — это оперативный метод интенсификации процесса группового поиска решения проблемы. Она решается на основе стимулирования творческой активности, при котором студентам предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Например, вопрос для мозгового штурма «Какие методы увеличения прибыли вы можете предложить для бизнеса, который является сезонным? (например, «Резиденция Деда Мороза»).
Деловая (ролевая) игра представляет собой метод обучения, во время которого происходит моделирование реальной ситуации из профессиональной деятельности в игровой форме. Здесь обучающимся можно взять на себя роли инвестора и молодого предпринимателя. Предпринимателю нужно привести веские доводы, показать доходность и рентабельность вложений, чтобы инвестор дал средства на развитие бизнеса [1].
Анализ конкретных ситуаций (case-study — изучение случая) — это метод, основанный на моделировании или использовании реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы [1].
Метод проектов представляет собой подход, при котором обучающиеся активно участвуют в практических проектах, при разработке которых они используют теоретические знания на практики, что способствует формированию у студентов навыков сотрудничества, делегирования задач, обсуждения и доведения своих идей до реализации. Здесь следует отметить возможность разработки бизнес-планов и их защиты перед другими студентами и преподавателями. Интересно, что в данном случае используется сразу несколько методов, так как в рамках разработки бизнес-планов обучающиеся проводятся исследование рынка, конкурентов, делают SWOT анализ, определяют целевую аудиторию и бюджет. Также можно попросить обучающихся взять конкретную компанию, например, «Озон» и проанализировать в письменные в виде основу ее успеха. В рамках данного занятия обучающимся так же нужно будет сделать SWOT анализ.
Итак, на данный момент одним из эффективных методов изучение дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» является использование интерактивных технологий, например, таких как: деловые игры, дебаты, дискуссии. При разработке занятий важно учитывать интересы обучающихся, их уровень подготовки и мотивацию.
Литература:
1. Ветошкина Т., Шнайдер Н. Активные и интерактивные методы обучения / Т. Ветошкина, Н. Шнайдер. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015–164 c.
2. Канаева Т. А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru. (Дата обращения: 05.11.2025).
3. Рабочая программа дисциплины «Основы предпринимательской деятельности». — URL: https://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2024/12/14/rabochaya-programma-uchebnoy-distsipliny-osnovy (дата обращения: 04.11.2025).

