Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов
Автор: Ходжалиев Салех Айсаевич
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 15.10.2015
Статья просмотрена: 342 раза
Библиографическое описание:
Ходжалиев, С. А. Место и роль интерактивных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции выпускников вузов / С. А. Ходжалиев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/341/ (дата обращения: 16.12.2024).
Профессиональная компетентность — это система, включающая такие составляющие, как владение проектировочной, конструктивной, организаторской, гностической, коммуникативной и нравственной компетенциями, обеспечивающих высокий уровень подготовки будущего специалиста, интегративной составляющей которых является личностный смысл профессиональной направленности, необходимой для выполнения профессиональной деятельности в быстро меняющейся обстановке.
Среди основных целей изучения иностранного языка позиционируется овладение студентами коммуникативной компетентностью. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при этом особую роль играет значимость того или иного сообщения. Предполагается налаживание совместной деятельности, так как каждая сторона выступает как активный субъект. Понятие «коммуникативные умения» вбирает в себя не только обмен информацией, но и оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понимать проблемы собеседника и т. д.
Итак, понятие «коммуникативные умения» позволяет выделить такие аспекты, как: информационный, когда межличностное общение осуществляется с целью обмена информацией между партнерами по коммуникации; интерактивный, в процессе которого коммуниканты взаимодействуют в целях совместной деятельности для получения результата; гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект познания; аксеологический, когда межличностное взаимодействие осуществляется в целях обмена ценностями; нормативный; при котором взаимодействующие общаются в целях нормативного регулирования поведения индивидов, а также для передачи и закрепления стереотипов поведения; практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками и для самообразования; семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система.
Стратегия гуманитаризации высшего образования, обусловливает потребность в формировании компетентности специалистов, способных осуществлять культурно- гуманитарные, коммуникативные функции в своей профессиональной деятельности.
Выбор технологии интерактивных методов в качестве средства реализации концепции формирования коммуникативной компетентности специалиста с техническим образованием обусловлен принципиальными возможностями этой технологии.
Интерактивные технологии обучения — это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Существенными признаками любой технологии являются цели (для чего ее нужно применять и каких результатов можно добиться). К основным целям интерактивного обучения можно отнести: обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена; обеспечение взаимодействия и двусторонней связи; вывод студента на позицию субъекта обучения; обогащение жизненного опыта и индивидуализация обучения; развитие умственных, эмоциональных процессов у студентов; соединение теории и практики.
Если сравнить цели интерактивных методов и аспекты коммуникативных навыков, то можно убедиться, что они полностью ориентированы на формирование коммуникативных навыков, а, следовательно, на развитие профессиональной компетенции. Вторым существенным компонентом любых технологий является наличие средств, с помощью которых можно добиться поставленных целей: организация урока, наличие материала и специальных приемов и методов работы. По сравнению с традиционными моделями обучения, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности студентов, задача преподавателя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт преподавателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает студентов к самостоятельному поиску.
Самой общей задачей преподавателя в интерактивной технологии является поддержка, облегчение, направление и помощь процессу обмена информацией. Преподаватель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта преподаватель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т. д. В роли организатора — он налаживает взаимодействие студентов с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т. д.). В роли консультанта преподаватель обращается к профессиональному опыту студентов, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т. д.
Применение интерактивных методов позволяет преподавателю соединить деятельность каждого студента, связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Возникает целая система взаимодействий: преподаватель — студент, преподаватель — группа, студент — группа, студент -студент, группа — группа.
К наиболее известным методам относятся: дебаты, диспуты, дискуссии, конференции, семинары, ролевые и деловые игры, мозговой шторм, проект. Cмыслопоисковый диалог является основным элементом интерактивных образовательных технологий, поскольку он предполагает творческое взаимодействие в живом общении, эмоциональность, безусловное принятие личности студента, создание максимально доброжелательной и доверительной среды, увлеченность научно-поисковой, научно-исследовательской и производственной деятельностью.
Одним из компонентов любой технологии являются средства анализа и результатов деятельности: результативность и применимость, оценка и самооценка.
Субъективная оценка — отношение самих студентов к процессу познания. Большинство студентов любят работать в таком режиме. Средством самооценки служит так же языковый портфель. Объективная оценка — это изменения в развитии, обученности и воспитанности студента, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время. Если у вас получается работать в данном режиме, то можно сказать об эффективности и применимости данной технологии. Если студенты не хотят высказывать свое мнение, ленятся работать в группах, значит, есть какие-то моменты, какие нужно доработать: недостаточно продумана организация работы на уроке, недостаточно базовых знаний и др.
Основные приемы интерактивных методов можно условно разделить на три категории, хотя многие из них можно использовать во всех трех категориях. К основным категориям относится: работа с информацией; практико-ориентированные задания; обсуждение результатов.
Остановимся на некоторых приемах по обмену информацией. Первая группа приемов связана с работой с информацией. Прием «Мозговой шторм» или «Корзина идей» — включает сбор всей информации, известной по данной теме всеми участниками обсуждения, с последующим обсуждением. Прием «Мозаика» — включает куски информации в разбросанном виде. Задача собрать полную картину или текст информации. Текст с информацией делится на куски. Каждый участник прочитывает свой кусок, и, опираясь на прослушанное, логические связи в тексте, составляет полный текст. Приемы «Аквариум» и «Карусель» — работа в группах. В обоих случаях образуется два кольца: внутреннее и внешнее. В «Карусели» внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, а внешние ученики через каждые 30 секунд меняются, в «Аквариуме» — наоборот. Участникам внутреннего круга предлагают листы с информацией. А участникам внешнего круга — вопросы, на которые они должны ответить, обойдя всех участников, владеющих этой информации. «Броуновское движение» предполагает движение студентов по всей группе с целью сбора информации по предложенной теме.
Теперь остановимся на некоторых приемах, цель которых- соединить теорию с практикой, стимулирующих обмен опытом, активизирующих умственную деятельность и совместную деятельность, взаимодействие, обмен опытом, эмоциями. Прием «Обмен энергией»: прием, заставляющий встать на позицию собеседника. Например, каждый участник пишет ключевые слова о себе. Затем участники беседы меняются листами и рассказывают о соседе от первого лица. Другие участники могут соглашаться или нет. Прием «Категории»: группа делится на несколько подгрупп. Лидер группы получает карточку со списком слов или понятий, принадлежащих к данной категории, объявляет эту категорию, затем описывает данный список слов, не называя данного слова и однокоренные слова. Участники данной команды должны отгадать это слово.
Прием «Незаконченные предложения» «Предложения в шляпе»: студентам предлагается закончить предложение, затем сложить их в шляпу, вытащить по принципу случайного выбора и обсудить, кто бы это мог сказать, прав он или не прав, чтобы ты сделал на его месте. Прием «Спекуляция»: активизирует прогностические умения. По заголовку, картине, началу рассказа предлагается предугадать, о чем пойдет речь или предугадать конец истории.
Третья категория приемов, применяемых при обсуждении результатов, позволяет выявить индивидуальную точку зрения каждого участника, обменяться результатами деятельности, понять друг друга. Прием «Расстановка приоритетов». Пример: Выберите приоритеты и поставьте цифры 1–2-3 напротив каждого положения в сторону убывания значимости. Прием «Шкала мнений». Поставьте галочку под утверждением, с которым вы согласны и обоснуйте свою точку зрения или поставьте точку ближе к той позиции, с которой вы согласны на шкале А-В-С. Прием «Дерево решений». Рисуется дерево. Каждый лист дерева — решение одного из участников беседы. Прием «Пирамида». Сначала решение принимается при обсуждении двух участников беседы, затем четырех, и т. д. с нарастающим количеством участников беседы. Прием «Займи позицию». На магнитной доске размещаются два слова: «Да» и «Нет». Скажи «да или нет» и обоснуй свою позицию. Прием «Будка гласности». Каждый участник беседы за одну минуту должен сказать что-нибудь по предложенной теме.
Интерактивные методы имеют свои преимущества и недостатки. К основным недостаткам следует отнести: требуют много времени для подготовки преподавателя; трудно дать объективную оценку каждому участнику, работающему в группе; не учитывают разноуровневую подготовку в пределах одной группы; не все предметы и темы предполагают применение данных технологий; много шума при групповых передвижениях по аудитории.
К основным преимуществам можно отнести следующие моменты: активизируют всех студентов; весело и интересно; повышается мотивация к обучению; позволяют разнообразить формы работы на занятии; позволяют применить знания на практике; учат самостоятельной работе; развивают умственную деятельность; развивают умение работать в команде; позволяют выявить разные точки зрения; воспитывают культуру общения; облегчают восприятие нового материала; стимулируют познавательную активность; повышают самооценку и удовлетворение от своего труда; учат слушать, понимать, реагировать на собеседника, т. е. способствуют развитию коммуникативной компетенции, а следовательно и профессиональной компетенции
В заключение надо отметить, что интерактивные методы — это более высокий уровень овладения материалом. И идти к ним надо постепенно, начиная с пассивных методов. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти к широкой постановке проблемы. Для этого у студентов должен быть и соответствующий уровень знаний.
Литература:
- Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. — М.: Моск. центр качества образования, 2008. — 156с.
- Двуличанская Н. Н., Тупикин Е. И. Теория и практиканепрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж — вуз». — М.: МГТУ им.Н. Э.Баумана, 2010. — 254 с.