Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование игровых онлайн-платформ для обучения иностранному языку в средней школе как способ повышения уровня мотивации обучающихся

Научный руководитель
Педагогика
16.11.2025
19
Поделиться
Аннотация
В статье анализируется использование игровых онлайн-платформ при обучении иностранному языку в средней школе. Показано, что применение Kahoot!, Quizlet, Wordwall и Duolingo повышает учебную мотивацию, усиливает интерес, обеспечивает мгновенную обратную связь и способствует формированию внутренней мотивации обучающихся.
Библиографическое описание
Лагутик, А. В. Использование игровых онлайн-платформ для обучения иностранному языку в средней школе как способ повышения уровня мотивации обучающихся / А. В. Лагутик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130187.


Современное обучение иностранному языку в школе сталкивается с проблемой снижения мотивации обучающихся и недостатком интереса к традиционным методам преподавания. Развитие цифровых технологий открывает возможность для внедрения инновационных подходов, среди которых особое место занимают игровые онлайн-платформы. Они способствуют объединению учебного процесса с элементами игровой активности, что повышает заинтересованность учащихся и улучшает качество усвоения материала. Несмотря на широкое распространение подобных инструментов, их теоретико-методологическое обоснование и педагогический потенциал в контексте средней школы остаются недостаточно изученными, что и определяет необходимость проведения данного исследования.

Многочисленные научные работы посвящены тому, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) влияют на образовательный процесс. Исследователи часто отмечают, что применение цифровых инструментов — интерактивных платформ, приложений и игровых методик — повышает мотивацию обучающихся к изучению иностранных языков [1; 2]. Игровые элементы, встроенные в цифровые образовательные платформы, создают условия для эмоционального вовлечения, поддержания интереса и формирования позитивного отношения к учебной деятельности. Платформы типа Kahoot! и Quizlet, а также аналогичные им сервисы позволяют организовать учебную деятельность в форме соревнования, что усиливает внутреннюю мотивацию и побуждает учеников проявить инициативу. Интерактивный формат заданий способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, так как учащиеся не просто воспроизводят информацию, а активно взаимодействуют с контентом.

Также важно отметить, что игровые онлайн-платформы создают атмосферу, в которой ошибка воспринимается не как неуспех, а как простая часть процесса обучения. Если ученик ошибается, он не испытывает негативной оценки со стороны одноклассников или учителя — он просто пробует ещё раз. Это помогает снять эмоциональное напряжение и уменьшить уровень тревожности, а значит, делает процесс обучения более психологически комфортным. Психологически здоровая атмосфера, в свою очередь, способствует формированию устойчивого интереса к предмету и повышению учебной мотивации. Таким образом, игровые онлайн- платформы не только способствуют формированию позитивного отношения к учебной деятельности и развитию готовности к поиску решений, но и укрепляют учебную настойчивость: выполнение заданий, накопление баллов и переход на новый уровень превращают даже изучение сложного материала, например, грамматического, в увлекательный процесс, что повышает интерес и стимулирует желание продолжать работу.

Цифровые сервисы, ориентированные на индивидуальную траекторию обучения, предоставляют обучающимся возможность контролировать свой прогресс, пересматривать учебные материалы и выполнять задания с учётом собственного темпа. Платформы, использующие элементы адаптивного обучения, оказываются весьма полезными для работы с разноуровневыми группами: обучающиеся с разным уровнем знаний могут выполнять задания разной сложности, не испытывая дискомфорта. Это способствует развитию у школьников осознанности, ответственности и навыков самоорганизации: обучающиеся видят результаты и могут анализировать свой прогресс, чтобы понять, какие темы требуют большей проработки.

Согласно теоретическим материалам, информация, представленная с использованием игровых платформ, стимулирует процесс долговременного запоминания и снижает уровень учебной тревожности. Использование игровых систем позволяет делить учебный материал на небольшие блоки, что повышает концентрацию. Эмоциональная насыщенность игрового процесса активизирует учебную деятельность, а последовательное выполнение заданий способствует лучшему запоминанию языковых конструкций и развитию языковой памяти.

Таким образом, использование игровых онлайн-платформ делает процесс обучения более адаптивным. Педагогическая ценность таких платформ заключается в том, что они дают возможность для создания условий, при которых обучение воспринимается учащимися как личностно важный и мотивирующий процесс.

В теории образовательной психологии мотивационный эффект игры объясняется тем, что игра задействует механизмы внутреннего вознаграждения. У обучающегося возникает чувство удовлетворённости от процесса, а не от результата. Это формирует внутреннюю мотивацию — наиболее устойчивый и продуктивный тип мотивации, положительно влияющий на учебную деятельность, когда возникает стремление учиться не ради отметки, а ради собственного развития.

Игровые платформы позволяют реализовать уровневую систему прогресса: ученик выполняет задания, получает баллы, увеличивает уровень, достигает целей. Эти механизмы создают ощущение успеха и показывают наглядный результат, что особенно важно для обучающегося среднего звена. Потому что особенностью мотивационной сферы подростков является то, что для поддержания интереса и активности им необходимо иметь возможность увидеть, как приложенные усилия приводят к мгновенному и измеряемому результату. Традиционные формы контроля знаний — контрольные, тесты, устные ответы — зачастую не дают такого мгновенного подтверждения, тогда как игровые сервисы показывают результат моментально.

Для обучающихся 5–9 классов характерны специфические психоэмоциональные особенности: повышенная впечатлительность, стремление к самоутверждению, потребность в свободе выбора и выраженная социальная ориентированность. В этом возрасте мотивация не является устойчивой, она легко теряется при отсутствии внешней поддержки. Игровые платформы закрывают эту потребность: обучающийся получает эмоциональную поддержку не только от учителя, но и от самой системы онлайн — платформы через баллы, рейтинги, призы и обратную связь.

Кроме того, подростков мотивирует соревновательный элемент. Возможность «соревноваться» на игровых платформах (например, Kahoot! или Quizlet) делает процесс обучения более интересным. А в командных играх учащиеся объединяются для достижения общего результата, развивая навыки сотрудничества, учатся распределять обязанности и принимать решения.

В образовательной практике наибольшее распространение получили такие игровые онлайн-платформы, как Kahoot!, Quizlet, Wordwall и Duolingo. Каждая из них имеет свою специфику и функциональное назначение. Платформа Kahoot! используется преимущественно для проведения интерактивных викторин в формате соревнования. Quizlet ориентирована на систематическое изучение и повторение лексики: с помощью карточек, тренировочных режимов и мини-тестов учащиеся закрепляют новые слова и контролируют собственный прогресс. Wordwall позволяет преобразовывать учебный контент в игровые шаблоны — кроссворды, пазлы, «колесо фортуны», что делает повторение материала более разнообразным и эмоционально привлекательным. Duolingo применяется как средство самостоятельной работы, поскольку включает элементы адаптивного обучения и стимулирует к ежедневной практике через систему уровней и поощрений. Таким образом, игровые онлайн-платформы дополняют традиционные методы обучения, выступая инструментом повышения мотивации и развития навыков самостоятельной учебной деятельности.

Эффективность игровых онлайн-платформ обусловлена тем, что они:

  1. Переводят повторение из разряда монотонных действий в увлекательную деятельность;
  2. Позволяют ученикам самостоятельно управлять обучением;
  3. Обеспечивают моментальную обратную связь необходимую для работы над ошибками.

Проведённый теоретический анализ показал, что игровые онлайн-платформы являются эффективным средством для повышения учебной мотивации и успеваемости обучающихся в изучении иностранного языка Их использование способствует формированию устойчивого интереса к предмету и активной вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Они позволяют объединить традиционные методы с современными цифровыми технологиями, делая учебный процесс более гибким, динамичным и ориентированным на потребности обучающихся. Полученные выводы подтверждают необходимость разработки методических рекомендаций по использованию игровых онлайн-платформ и их дальнейшего внедрения в образовательную практику.

Литература:

  1. Скворцова, К. В. Роль цифровых инструментов в обучении английскому языку в средней школе / К. В. Скворцова. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsifrovyh-instrumentov-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku-v-sredney-shkole/viewer (дата обращения: 07.11.2025).
  2. Медведев, А. А. Геймификация в обучении: как игровые технологии меняют образование / А. А. Медведев. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obuchenii-kak-igrovye-tehnologii-menyayut-obrazovanie (дата обращения: 07.11.2025).
  3. Буранова, Н. Ш. Психолого-педагогические основы развития исследовательской деятельности учащихся среднего звена школы / Н. Ш. Буранова. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-razvitiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-srednego-zvena-shkoly (дата обращения: 07.11.2025).
  4. Ветошкина, И. В. Использование интернета как средства повышения мотивации при изучении английского языка в среднем звене общеобразовательной школы в период пандемии / И. В. Ветошкина. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interneta-kak-sredstva-povysheniya-motivatsii-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka-v-srednem-zvene-obscheobrazovatelnoy (дата обращения: 07.11.2025).
  5. Гончарова, Н. А. Очерк перспективных мнений относительно использования интерактивных образовательных платформ в процессе обучения иностранному языку (на примере платформы Каноот!) / Н. А. Гончарова. — Текст: электронный // CYBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interneta-kak-sredstva-povysheniya-motivatsii-pri-izuchenii-angliyskogo-yazyka-v-srednem-zvene-obscheobrazovatelnoy (дата обращения: 07.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 187-189):
Часть 3 (стр. 141-207)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 187-189стр. 207

Молодой учёный