Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль программы адаптации персонала в современных организациях

Экономика и управление
15.11.2025
6
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается вопрос адаптации вновь прибывших в организацию сотрудников. Данный вопрос актуален в условиях современного рынка труда и требует детальной проработки. В статье приводится теоретическое обоснование наличия программы адаптации персонала на предприятии, перечислены основные ее задачи и алгоритмы. Особое внимание уделяется программам адаптации сотрудников на примере сравнения управленческих кейсов двух организаций («Сбербанк», «Балтика»). Также приводится ряд факторов, осложняющих трудовую деятельность вновь прибывших на работу сотрудников.
Библиографическое описание
Кульбашный, И. А. Роль программы адаптации персонала в современных организациях / И. А. Кульбашный, Е. А. Жидко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130184.


В любой современной организации важным аспектом успешной трудовой деятельности является эффективное управление персоналом. На сегодняшний день существует большое количество кейсов взаимодействия руководителя с персоналом, функционирующих напрямую или косвенно. Особенно важно наладить такое взаимодействие с вновь прибывшими в компанию сотрудниками. В качестве управленческих инструментов руководитель зачастую использует разнообразные инструменты, например: систему премирования, методологию мотивации и адаптации, корпоративные приложения с геймификацией, внутренней сетью и должностными траекториями взаимодействия.

Некоторые предприятия уделяют пристальное внимание вопросу адаптации персонала, другие же напротив — игнорируют данный аспект в работе, от которого, на наш взгляд, зависит успешность и продуктивность той или иной компании, ее статус и рейтинг на рынке труда.

Для более детальной проработки данного вопроса обратимся к уточнению ключевого понятия «адаптация персонала». По данным Большой российской энциклопедии, «адаптация сотрудников — термин, который обозначает процесс приспособления нового работника к особенностям трудовой деятельности в новой для него организации. Данный термин также используется для описания процессов приспособления работников, перемещаемых на новую должность в порядке внутренней ротации и развития карьеры» [1]. Смена работы для человека всегда сопровождается определенными переменами в его жизни также, как и смена сотрудника может поспособствовать переменам в развитии предприятия (часто имеющего негативные стороны: сбой в работе, уменьшение прибыли, увеличение трудовой нагрузки для других членов коллектива и др.).

Еще одним значимым понятием в рамках проработки данного вопроса является «организационная культура». Данный термин обозначает совокупность ценностей, норм, убеждений, традиций и поведенческих моделей, которые формируются и развиваются внутри организации [2]. Следовательно, адаптация персонала связана с организационной культурой предприятия, поскольку новому сотруднику необходимо не просто быстро включиться в работу, демонстрируя свои сильные стороны, но еще и приспособиться к новым условиям, разделить правила и ценности, сформированные в коллективе. Симбиоз данных понятий упрощает адаптивный процесс нового работника, так ему приходится следовать существующим правилам, разделять служебные ценности и выполнять определенные требования.

Веснин Владимир Рафаилович — профессор, доктор экономических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ — автор книги «Основы менеджмента» (2025) рассмотрел вопросы планирования, организации, контроля и руководства в современной организации, а также основные методы управления [3]. В своих других работах («Управление человеческими ресурсами: учебник» (2019), «Управление организационной культурой: краткий конспект» (2019), «Технологии и методы разрешения конфликтов: краткий курс» (2018)) ученый выделил организационные (подготовка и проведение общественных мероприятий), административные (принуждение сотрудников к определенному поведению в интересах организации), экономические (сотрудникам устанавливаются цели, а сами они ищут оптимальные способы решения проблем) и социально-психологические (формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе) методы управления.

Следует отметить, что адаптация нового сотрудника значимый процесс для всего трудового коллектива, так как касается не только вновь прибывшего. Однако часто руководство предприятия уделяет внимание, в первую очередь, развитию системы оценки сотрудников, обучению, мотивации к работе, а адаптация того или иного работника, недавно приступившего к своим должностным обязанностям, остается в тени. Следовательно, новому человеку зачастую бывает сложно справиться с новыми трудовыми условиями в максимально короткие сроки [4].

Рассмотрим роль адаптации в системе управления персоналом в организации (рис.1).

Адаптация персонала включает определенные правила, закономерности и алгоритмы, выбор которых зависит от профессиональной ориентированности компании. Таким образом, процесс адаптации специалистов IT-подразделения будет существенно отличаться от сотрудников, недавно прибывших в производственный или торговый секторы.

Роль адаптации в системе управления персоналом

Рис. 1. Роль адаптации в системе управления персоналом

Перед началом подбора персонала в организацию руководство должно разработать и утвердить адаптационную модель для вновь прибывшего персонала. В качестве примера рассмотрим организацию «Сбербанк». Программа адаптации персонала знакомит вновь прибывшего с корпоративной культурой, основными трудовыми процессами и задачами, а также обучает профессиональным навыкам. Данная программа ставит перед собой три основных задачи (рис. 2):

Программа адаптации персонала

Рис. 2. Программа адаптации персонала

В рассматриваемой компании «Сбербанк» существует несколько программ адаптации.

Например, Программа № 1 состоит из: вводной встречи, где происходит знакомство с организационной структурой «Сбербанка»; адаптационного тренинга «Добро пожаловать в Сбербанк» (история, функция, бизнес-процессы, мероприятия компании); кросс-функциональной стажировки; выездного курса «Новый руководитель III» (сотрудник погружается в глобальные проекты); дистанционного курса по информационной безопасности, позволяющего снизить риски человеческого фактора в банковских процессах.

Программа адаптации № 2 включает: бизнес-стажировку, тренинг «Добро пожаловать в Сбербанк», курсы «Новый руководитель I», «Новый руководитель II», на которых происходит знакомство с топ-менеджерами компании; дистанционное обучение по информационной безопасности.

Программа адаптации № 3 содержит: тренинг «Добро пожаловать в Сбербанк», экскурсию в музей Сбербанка, где можно познакомить с историей компании, успехами коллег; дистанционный курс по информационной безопасности; инструктаж по охране труда, который объясняет правила пожарной и электробезопасности.

В качестве сравнительного анализа рассмотрим программу адаптации персонала в ООО «Балтика» (производственный цех). Адаптационная стратегия данной компании, в первую очередь, уделяет внимание подбору молодых специалистов, следовательно, в компании создаются не только комфортные условия труда, но и ведется первоначальное обучение сотрудников. Адаптация включена в общие корпоративные мероприятия (неформальное знакомство с коллективом во время спортивных мероприятий или праздников). Важное место в программе адаптации персонала «Балтики» отводится наставничеству, т. е. за новым сотрудником закрепляется уже опытный специалист, который оказывает помощь во всех вопросах, связанных с обучением, мотивацией к работе и профессиональным развитием «молодого специалиста» (нового сотрудника).

Изучив теоретические основания и конкретные примеры организаций с существующими траекториями адаптации стоит обратить особое внимание на другую сторону вопроса, которая осложняет работу вновь прибывших на предприятия сотрудников. В процессе того или иного плана адаптации персонала возникают некоторые трудности. Например:

  1. Непривычные условия труда, с которыми сталкивается сотрудник при трудоустройстве на новую работу (незнакомая среда, провоцирующая чувство дискомфорта); работа в состоянии стресса приводит молодого специалиста к дезориентации в рабочем процессе.
  2. Безразличие окружающих коллег, которое выбивает из состояния равновесия «молодого специалиста»; не зная организационной культуры, новому сотруднику приходится крайне тяжело без поддержки коллектива и руководства.
  3. Несоответствие представлений о новой работе и реальности: часто на этапе телефонного собеседования рекрутер утрирует позитивную сторону «горящей» вакансии, что впоследствии приводит к разочарованию «молодого» специалиста и потере мотивации к работе. Однако, существует и другое обстоятельство, когда сотрудник нерационально подходит к своим ожиданиям, отрицая реальное положение вещей на новой работе.
  4. Сложность разрыва связи с предыдущей работой: привязанность к прежнему коллективу вновь прибывшего сотрудника осложняет процесс его адаптации на новом рабочем месте, что осложняет взаимоотношения с коллегами, руководителем, а также препятствует работоспособности и достижению поставленных служебных задач. В этом случае руководителю стоит обратить внимание на мотивацию «молодого» специалиста при трудоустройстве и обеспечить ему желаемые условия (достойную заработную плату, благоприятные бытовые условия для работы и т. п.).

Современные компании готовы тратить средства на привлечение квалифицированных сотрудников, а точнее на создание эффективных адаптационных программ, которые позволят сотрудникам познакомиться с особенностями работы в компании за короткий промежуток времени, достичь высокой производительности труда на начальном этапе работы.

Прохождение адаптационного процесса позволяет сотруднику снизить тревожность, сформировать четкое представление о своих должностных обязанностях, наладить контакт в коллективе. Хорошо продуманная адаптационная программа позволяет ускорить вовлечение «молодого» специалиста в рабочий процесс [4].

Исследование данного вопроса показало, что наиболее распространенными методами адаптации стали такие, как: наставничество, метод неформализованного сопровождения, использование командных тренингов, инструктажей и др. Перечисленные методы позволяют быстро и эффективно осуществлять процесс адаптации персонала. Однако, стоит учитывать целесообразность их применения в той или иной ситуации, внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность предприятия на рынке труда и профессиональный рейтинг.

Литература:

  1. Баланов Д. С., Гаврилина А. К. Понятие организационной культуры и ее сущность, с. 35–37
  2. Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика. Электронный учебник / Под ред. В. Р. Веснина. — М.: КНОРУС, 2009. — 677 с.
  3. Барковская С. В., Жидко Е. А., Морозов В. П., Попова Л. Г. Интегрированный менеджмент XXI века: парадигма безопасного и устойчивого (антикризисного) развития. Воронеж, 2011.
  4. Слепцов Е. В., Сапрунова Д. Современные взгляды на адаптацию работника: сущность, виды, функции и факторы адаптации //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 8 (47). — С.179–182.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 117-120):
Часть 2 (стр. 73-139)
Расположение в файле:
стр. 73стр. 117-120стр. 139

Молодой учёный