Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику и осязание.
Одним из видов практической деятельности детей, направленной на совершенствование координации движений, является работа с мозаикой и конструктором. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от индивидуальных особенностей и степени нарушений. Выкладывания фигур из деталей мозаик способствует освоению детьми движений сгибания кисти ведущей руки и отыскивание отверстий другой руки, подготавливает детей к умению контролировать движения рук. Упражнения в конструировании также способствуют развитию мелкой моторики, укреплению мышц рук, подвижности пальцев.
Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием. Осязание — это чувство, которое всегда с человеком. У человека чувствительность пальцев выше, чем губ, и уступает лишь языку.
Тактильный анализатор поддаётся тренировке. Дети учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными качествами. Они находят одинаковые и различные предметы на ощупь. Тактильное чувство будет утончаться само собой, если ощупывать предметы с закрытыми глазами. Если ребёнок трогает, какой — либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Шнуровки бывают трех видов: простые шнуровки, где нужно зашнуровать что-либо, например: башмак, пуговицы, и другие цельные предметы. Сюжетные, когда малышу предлагается соединить различные предметы, например: пришить к домику крышу, или сшить лепестки у цветка, а иногда «накормить» червячка яблоком, продевая его в специальные отверстия и т. п. И третий вид шнуровки — мягкие игрушки, где с помощью шнурка предлагается сшить детали, чтобы получить игрушку или целую картину. Например: теремок, зайца или лисицу, поляну с цветами и т. п.
Игры с природным материалом — развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало. Дети с большим удовольствием перебирают и раскладывают по разным тарелкам: бобы — в большую тарелку, фасоль — в среднюю, а горох — в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме или нарисовать пальчиком на крупе.
О значении пальчикового «Игротренинга» написано немало книг. Пальчиковые игры «Расскажи стихи руками», «Игры с пальчиковым театром», «Кукольным театром» развивают у ребенка не только мелкую моторику, но и любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают также справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа и в детском саду, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, при этом активизирует центры головного мозга. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладошки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую. Существуют и другие виды массажа, которые непосредственно воздействуют на мелкую моторику. Рекомендую использовать массажные ролики, мячи, эспандеры.
Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, а также, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. Это ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком и работа с эластичным кольцом.
В процессе специально подобранных игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Литература:
- Абдуллаева М. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья и роль семьи в их развитии / М. Н. Абдуллаева // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2020 года. — Москва: ООО «Парнас», 2020. — С. 354–357.
- Гилева Е. В. Методы деятельности педагога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ. Песочная терапия / Е. В. Гилева // Символ науки: международный научный журнал. — 2019. — № 10. — С. 79–81.
- Камрукова К. Д. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дома и в детском саду / К. Д. Камрукова // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Чита, 24–25 ноября 2022 года / Отв. редактор А. И. Улзытуева. — Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. — С. 146–150.
- Ларина А. Г. Использование активных методов и средств обучения в работе педагога в ДОУ / А. Г. Ларина, Н. В. Белинова // Актуальные вопросы современной науки: сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции, Томск, 21 ноября 2018 года. Том Часть 3(3). — Томск: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. — С. 87–94.
- Таныгина О. А. Работа с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения / О. А. Таныгина, Э. И. Попова, Д. И. Краснощекова // Современная образовательная среда: теория и практика: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 апреля 2019 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019.

