Бюджетно-правовая ответственность: понятие, признаки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 06.12.2013

Статья просмотрена: 1478 раз

Библиографическое описание:

Кириллова Н. Н. Бюджетно-правовая ответственность: понятие, признаки // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 652-655. — URL https://moluch.ru/archive/59/8601/ (дата обращения: 26.09.2018).

В настоящее время в период формирования в Российской Федерации правового государства, как никогда велика роль одного из основополагающих институтов права — юридической ответственности. [12, с.13]

Обращение к проблемам бюджетно-правовой ответственности обусловлено очевидной неэффективностью института ответственности за нарушения бюджетного законодательства, закрепленного Бюджетным кодексом РФ.

Следует согласиться с мнением Разгильдиевой М. Б., что «изучение научных представлений о содержании и особенностях бюджетно-правовой ответственности позволяет выделить ряд требующих уточнения проблем теоретического характера: во-первых, сложившееся расширительное толкование бюджетно-правовой ответственности в ракурсе бюджетно-правового принуждения; во-вторых, формирование конструкций бюджетно-правовой ответственности без достаточных для этого фактических, формально закрепленных законом оснований, в-третьих, нерешенность вопроса о необходимости бюджетно-правовой ответственности как таковой, проявляющихся в рекомендациях ее «перенесения» в КоАП РФ». [10, c. 114]

В бюджетном законодательстве нет четкости в определении такой ключевой категории как «бюджетно-правовая ответственность», вместо нее Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) использует «ответственность за нарушение бюджетного законодательства», не определена ее сущность и признаки, что по-прежнему выступает пробелом финансово-правовой науки.

В связи, с чем в науке встречаются различные трактовки указанных категорий.

Бюджетно-правовая ответственность — явление сравнительно новое, ее исследование необходимо проводить с учетом достижений науки теории государства и права, что часто не учитывается при разработке проблем финансовой ответственности. До настоящего времени бюджетно-правовая ответственность не была объектом развернутого исследования, которое охватывало бы все сферы бюджетных отношений. Остаются спорными проблемы понятия и признаков бюджетно-правовой ответственности, ее места в системе юридической ответственности. В Бюджетном кодексе РФ не закреплены цели бюджетно-правовой ответственности, а в научной литературе нет единства мнений о ее функциях и целях, без верной постановки которых в нормативно-правовых актах затрудняется деятельность правоприменителя и снижается эффективность функционирования юридической ответственности. Теоретически и практически значимыми выступают проблемы правоотношений бюджетной ответственности, видов санкций в бюджетном праве и их признаков.

Вполне обоснованно утверждение А. В. Маркелова, согласно которому «становление института бюджетной ответственности является непосредственным отражением развития бюджетно-правовой политики государства в России, направленной на обеспечение эффективного, экономного и правомерного использования бюджетных средств». Между тем, определенные трудности в процессе теоретического разграничения таких базовых категорий как «бюджетная», «налоговая» и «валютная» ответственность вызывает отсутствие единого нормативного правового акта, закрепляющего общие положения о финансовом контроле и финансовой ответственности, а также регулирующего отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. [9, c. 18]

Так, Н. С. Макарова, высказывает свою точку зрения: «бюджетная ответственность — это применение к субъекту бюджетного правонарушения (субъекты Российской Федерации, государственному органу, органу местного самоуправления) мер бюджетно-правового принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной бюджетно-правовой нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке». [8, c. 58]

В то же время, по мнению Комягина Д. Л., ответственность за нарушения бюджетного законодательства, как и финансовая ответственность в целом, не имеет самостоятельного характера, и классический состав видов юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой) не может качественно расширяться в связи с изменением законодательства. Такое положение вещей является причиной сложности определения бюджетной ответственности. Как таковая она неуловима, рассыпаясь на уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Само словосочетание «бюджетная ответственность» является условностью, и корректнее будет говорить об ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Такое положение вещей могло бы измениться только в случае появления бюджетных правонарушений по аналогии с налоговыми правонарушениями, что весьма маловероятно. [7, c. 2–8]

Аргументированным представляется мнение Н. В. Сердюковой, которая считает, что если ориентироваться на БК РФ, то ответственность за бюджетно-правовые нарушения предстает как совокупность различных видов ответственности: финансово-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой. Это связано с тем, что, в соответствии с положениями БК РФ, нормы об ответственности за некоторые виды бюджетных правонарушений в области бюджетных отношений включены в Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП), а за бюджетные преступления — в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ). [11, c. 9–13]

По мнению А. З. Арсланбековой, бюджетная ответственность в случае неисполнения требований финансово-правовой нормы — обязанность претерпевать предусмотренные бюджетным законодательством меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за совершенное бюджетное правонарушение, заключающиеся в лишениях имущественного и личного неимущественного характера. [2, c. 145]

Большинство ученых-финансистов признают наличие ответственности за нарушение бюджетного законодательства как вида самостоятельной финансовой ответственности, другие, воспринимают категории бюджетно-правовая ответственность и ответственность за нарушения бюджетного законодательства как синонимы.

По мнению О. М. Гейхман, в России сформировался институт бюджетно-правовой ответственности как нормативная, формально-определенная, гарантированная и обеспеченная финансово-правовым принуждением, убеждением или поощрением, юридическая обязанность субъектов бюджетных правоотношений по соблюдению предписаний норм бюджетного права, реализующаяся в правомерном поведении, влекущем государственное одобрение или поощрение, а в случае совершения бюджетного правонарушения — обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или личного неимущественного характера, реализующуюся в охранительном правоотношении бюджетной ответственности. [4, c. 13–17]

В русле споров о месте бюджетно-правовой ответственности в общей системе юридической ответственности между учеными также нет единого понимания в части отнесения мер принуждения, предусмотренных БК РФ, к традиционным мерам юридической ответственности.

Например, Н. А. Саттарова отмечает, что не все меры принуждения, которые перечислены в БК РФ, относятся к мерам финансовой ответственности. [3, c. 289]

Так Ю. А. Крохина, считает, что меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителям различны. Одни из них применяются до того, как сделан вывод о наличии в действиях лица состава правонарушения. Другие же меры государственного принуждения приводят к дополнительным обременениям правонарушителя, а именно исполнением правонарушителем дополнительных обязанностей по сравнению с теми, которые он должен был исполнить, но не исполнил. Именно применение такого рода мер государственного принуждения и связано с понятием юридическая ответственность. [6, c.74]

Е. С. Емельянова же определяет бюджетную ответственность как правонарушение, в рамках которого компетентные финансовые органы государства применяют меры государственного принуждения, предусмотренные БК РФ, к организациям — получателям бюджетных средств, органам государственной власти или местного самоуправления, кредитным организациям, совершившим бюджетное правонарушений. [5, c.6]

В БК РФ статье 306.2 указаны следующие бюджетные меры принуждения:

-          бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

-          бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

-          бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

-          приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

-          передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. [1]

Таким образом, законодатель наряду с мерами бюджетно-правовой ответственности выделяет и иные меры бюджетно-правового принуждения.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, бюджетно-правовая ответственность является разновидность государственного принуждения, регулируемого бюджетно-правовыми нормами. Исходя из этого, можно вывести основные признаки бюджетно-правовой ответственности как отраслевого вида юридической ответственности, причем, ответственности негативной (ретроспективной), публично-правовой, карательной.



Во-первых, бюджетно-правовая ответственность урегулирована нормами бюджетного права; во-вторых, бюджетно-правовая ответственность это обязанность претерпеть меры бюджетно-правового принуждения; Закрытый перечень бюджетных мер принуждения установлен в статье 306.2 БК РФ, в-третьих, бюджетно-правовая ответственность — это обязанность претерпеть меры бюджетно-правового принуждения за совершенное бюджетное нарушение, легальное определение которого, зафиксировано в статье 306.1.

Необходимо отметить, что законодатель использует термин «бюджетное нарушение», уходя от общетеоретических положений юридической науки, им не определены ни признаки, ни состав правонарушения.

По нашему мнению в БК РФ должно иметь место системному характеру бюджетно-правовой ответственности.


Литература:

1.         Бюджетный кодекс РФ Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2.         Арсланбекова А. З. Указ. Соч. С. 145.

3.         Бюджетное право: учебник / под. Ред. Сатаровой. — М.: 2009. С. 289.

4.         Гейхман О. М. Бюджетно-правовая ответственность в системе юридической ответственности // Финансовое право. 2004. N 5. С. 13–17.

5.         Емельянова Е. С. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства: автореф. дисс….канд. юрид. наук. Институт государства и права РАМН. М., 2005. С.6.

6.         Карасева М. В. Финансовое право / под ред. М. В. Карасевой, Ю. А. Крохиной. М.: НОРМА, 2001. С.74.

7.         Комягин Д. Л. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово-правовой ответственности: виды, классификация и особенности // Финансовое право. 2006. N 10. С. 2–8.

8.         Макарова Н. С. О бюджетной ответственности // Юрист. 2004. № 5. С. 58.

9.         Маркелов А. В. Ответственное использование бюджетных средств как позитивная составляющая бюджетно-правовой ответственности // Финансовое право. 2006.№ 4. С. 18.

10.     Разгильдиева М. Б.Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности // монография / под общ. ред. Е. Ю. Грачевой, Н. П. Кучерявенко. — Москва; Харьков: Право, 2012. — С. 114.

11.     Сердюкова Н. В. Финансово-правовая ответственность по бюджетному законодательству // Финансовое право. 2004. № 5. С. 9–13.

12.     Юридическая ответственность за экологические правонарушения / Под. Ред. А. И. Бобылев Н. А. Духно. — М.: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения. — 2001. — С 13.

Основные термины (генерируются автоматически): бюджетно-правовая ответственность, юридическая ответственность, Российская Федерация, бюджетное законодательство, бюджетная ответственность, государственное принуждение, БК РФ, бюджетно-правовое принуждение, бюджетная система, финансовая ответственность.


Похожие статьи

Проблемы применения юридической ответственности за...

бюджетное законодательство, БК РФ, Российская Федерация, бюджетно-правовая ответственность, нарушение, ответственность, мера, юридическая ответственность, бюджетное правонарушение...

Финансовая ответственность как самостоятельный вид...

финансовая ответственность, юридическая ответственность, Российская Федерация, финансовая деятельность государства, уголовная ответственность, РФ, бюджетное законодательство...

Дискуссионные вопросы бюджетной ответственности

Ключевые слова: бюджетная ответственность, бюджетное правонарушение, состав правонарушения, меры бюджетной ответственности.

В частности, глава 29 и 30 БК РФ закрепляет понятие «бюджетное нарушение», определяет бюджетные меры принуждения, и...

О проблеме введения юридической ответственности за...

Российская Федерация, средство, неэффективное использование, бюджетный процесс, юридическая обязанность, юридическая ответственность, Бюджетный кодекс, государственное принуждение, БК РФ...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление, несвоевременное освоение, бюджет.

Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской...

...государственно-правового принуждения.

Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, предпринимательская деятельность, РФ, Конституция РФ, ГК РФ, арбитражный суд, Российская Федерация, реклама, Верховный Суд...

Правовое регулирование осуществления государственного...

финансовый контроль, БК РФ, бюджетный контроль, федеральный бюджет, Счетная палата РФ, муниципальный финансовый контроль, бюджетное законодательство РФ, государственный финансовый контроль, бюджетная...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) К вопросу нецелевого использования...

В настоящее время к числу наиболее острых проблем функционирования бюджетной системы Российской Федерации относится проблема повышения ответственности на нецелевое использования бюджетных средств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы применения юридической ответственности за...

бюджетное законодательство, БК РФ, Российская Федерация, бюджетно-правовая ответственность, нарушение, ответственность, мера, юридическая ответственность, бюджетное правонарушение...

Финансовая ответственность как самостоятельный вид...

финансовая ответственность, юридическая ответственность, Российская Федерация, финансовая деятельность государства, уголовная ответственность, РФ, бюджетное законодательство...

Дискуссионные вопросы бюджетной ответственности

Ключевые слова: бюджетная ответственность, бюджетное правонарушение, состав правонарушения, меры бюджетной ответственности.

В частности, глава 29 и 30 БК РФ закрепляет понятие «бюджетное нарушение», определяет бюджетные меры принуждения, и...

О проблеме введения юридической ответственности за...

Российская Федерация, средство, неэффективное использование, бюджетный процесс, юридическая обязанность, юридическая ответственность, Бюджетный кодекс, государственное принуждение, БК РФ...

К вопросу о расходной части бюджета: проблемы, возникающие...

БК РФ, Российская Федерация, средство, нецелевое использование, РФ, бюджетная система, расход, местное самоуправление, несвоевременное освоение, бюджет.

Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской...

...государственно-правового принуждения.

Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, предпринимательская деятельность, РФ, Конституция РФ, ГК РФ, арбитражный суд, Российская Федерация, реклама, Верховный Суд...

Правовое регулирование осуществления государственного...

финансовый контроль, БК РФ, бюджетный контроль, федеральный бюджет, Счетная палата РФ, муниципальный финансовый контроль, бюджетное законодательство РФ, государственный финансовый контроль, бюджетная...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) К вопросу нецелевого использования...

В настоящее время к числу наиболее острых проблем функционирования бюджетной системы Российской Федерации относится проблема повышения ответственности на нецелевое использования бюджетных средств.

Задать вопрос