В настоящей статье приведены результаты анкетирования 56 родственников пациентов, которые находились на лечении в крупных стационарах города Уфы. Установлено, что медицинские работники уделяют недостаточное внимание обучению близких пациентов приемам ухода за больными. Около 40 % респондентов получают указанные знания и навыки из других источников, включая средства массовой информации.
Ключевые слова: уход за больными, ухаживающие лица, обучение.
In the present article results of questioning of 56 patients’ relatives are given. It was established that medical workers pay insufficient attention to education of patients’ relatives. About 40 % of respondents receive the specified knowledge and skills from other sources, including mass media.
Key words: patient care, patient’s relatives, education
Несмотря на то, что уход за больным был и остается важнейшей предпосылкой выздоровления больного, мероприятия по уходу за больным, которые в состоянии предоставить пациентам большинство отечественных медицинских организаций, далеки от идеальных. По мнению большинства зарубежных авторов свидание с близкими людьми в больнице и привлечение их к уходу за больными способно оказать позитивное влияние не только на психоэмоциональный статус и комфорт больного, а также на психоэмоциональное состояние самих близких пациента и даже на загруженность персонала. Кроме того, Engström B. et al. (2011) пришли к заключению, что сами родственники пациентов испытывают потребность быть вовлеченными в лечение больных и процесс принятия решений. Исследователи Maas M. L. et al. (2004) находят, что привлечение близких к уходу за больными в условиях медицинской организации позволит обучить их необходимым навыкам, которые могут быть полезны при осуществлении ухода за больным в домашних условиях. Примером устоявшегося в нашей стране участия родственников в лечении и уходе за больным может быть педиатрия — совместное нахождение в стационаре мамы и малыша, однако необходимость и потребность в участии родителей, их роль в лечении в целом дискутируется даже в западных исследованиях. Участие близких пациентов в уходе за больным крайне скудно освещается в отечественной медицинской литературе, что и обусловило актуальность настоящего исследования.
Целью настоящей работы было изучение осведомленности ухаживающих за пациентами лиц, в вопросах, касающихся ухода за больными.
Материалы и методы. Для реализации целей исследования проведено анкетирование 56 родственников и близких пациентов, нуждающихся в постороннем уходе и находившихся на лечении в крупных многопрофильных стационарах города Уфа. Опрос проводился в соответствии с предварительно разработанной анкетой. Анкета содержала вопросы, касающееся источников информации о приемах и средствах ухода за больным, характеристиках используемых средств ухода. При составлении ответов на вопросы, предлагалось несколько вариантов с различной степенью интенсивности признака по аналогии со шкалой Liekert, а не прямые, конкретные ответы, например: «Никогда», «Почти никогда», «Иногда или не определился», «Почти всегда», «Всегда» и тому подобное. Сбор информации не затрагивал персональные данные и другие законные интересы больных и их близких.
Результаты и обсуждение. Из опрошенных нами родственников пациентов 87,5 % отметили, что испытывают дефицит информации касающейся ухода за больными. Как следствие, 91 % респондентов считают, что нуждаются в дополнительной информации, касающейся осуществления ухода за больным. Фактически же близкие и родственники пациентов осуществляют уход за больным на основании знаний, умений полученных из следующих источников информации: в 66 % случаев — из нескольких источников, получали информацию только от работников медицинской организации — 16 %, только от работников фармацевтических организаций, реализующих средства по уходу за больным и от родственников других больных, находящихся в отделении — по 9 % соответственно. Респондентам предлагалось выделить наиболее важный источник информации, касающейся ухода за больными: в 25 % случаев это были врачи, в 37,5 % — медицинские сестры, 23 % — родственники других пациентов с подобной медицинской проблемой и 14,5 % — средства массовой информации (включая интернет).
Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о низкой осведомленности ухаживающих лиц в вопросах ухода за больными. Характерно, что лечащие врачи не являются главным звеном в обеспечении правильного ухода. Кроме того, высок доля опрошенных, получающих информацию о приемах по уходу за больными из немедицинских источников.
Заключение. Отношение медицинских работников к обучению ухаживающих лиц приемам и способам ухода за больными далеко от идеального. Перспективной задачей на наш взгляд является совершенствование характера взаимодействия медицинских работников и родственников пациентов, что позволит эффективно вовлечь последних в реализацию мероприятий по уходу за больными.
Литература:
1. Engström B. Relatives' involvement in nursing care: a qualitative study describing critical care nurses' experiences/B. Engström, A. Uusitalo, A. Engström// Intensive Crit Care Nurs. — 2011 — vol. 27, № 1. — P.1–9.
2. Maas M. L. Outcomes of family involvement in care intervention for caregivers of individuals with dementia/M. L. Maas [et al.]//Nurs Res. — 2004. — vol. 53, № 2. — P. 76–86.