Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной.
Маргарет Тэтчер
Невозможно отрицать присутствие гендерной асимметрии на Российском рынке. Как бы динамично не развивалось общество, искоренение стереотипного мышления нуждается в большем промежутке времени.
Большинство мужчин, вне зависимости от своего возраста, сферы деятельности и национальности не хотели бы работать ни в исключительно женском коллективе, ни под женским руководством. При этом они уверенны, что женщины более конфликтны, эмоциональны. Что касается представителей своего пола, то они считают, что мужчины более профессиональны, исполнительны и рациональны, мужскому мнению в коллективе отдается больше доверия, не говоря о важности большего заработка мужчин по сравнению с женщинами.
Если же анализировать женскую позицию в данном вопросе, то они так же вне зависимости от национальности, возраста и рода деятельности считают идею работы в женском коллективе или под женским руководством в большей степени плохой. Кроме того, женщины отмечают, что они более конфликтны, эмоциональны, но не согласны с тем, что мужчины более профессиональны и исполнительны. Соглашаются с тем, что мужчины более рациональны и к их мнению чаще прислушиваются. И практически все женщины за то, что бы мужчина зарабатывал больше, что говорит о том, что они сами несколько противоречат своему желанию занимать лидирующие роли в организациях, зарабатывая серьезные деньги.
В целом, можно отметить серьезность асимметрии по половому признаку, как среди мужчин, так и среди женщин. И в большинстве случаев это всего лишь стереотипные мнения, поскольку очень малое количество человек из опрашиваемых когда либо пробовали работать под женским руководством, некоторые из них вовсе еще не имеют опыта работы. Российское общество все еще не готово принять женщин на равные позиции в профессиональном плане.
Но, не смотря на общую картину рынка, карьеры таких женщин-управленцев как: Эльвиры Набиуллиной — министра экономического развития России; Татьяны Франус — совладелицы магазинов «Пятерочка» и «Карусель», Татьяны Голиковой — министра здравоохранения и социального развития РФ; Ольги Слуцкер — президента сети клубов World Class; Ольги Плешаковой — генерального директора «Трансаеро»; Любови Хоб — члена правления и главного бухгалтера «Лукойл»; Елены Карпель — члена совета директоров и начальника департамента экономической экспертизы и ценообразования компании «Газпром» [1] и многих других представительниц женского пола не могут остаться без внимания. Безусловно, резюме таких женщин весьма впечатляет, но если посмотреть в процентном соотношении относительно количества мужских представителей на подобных постах, то ситуация оставляет желать лучшего.
Так, например, Ассоциация менеджеров России в 2012 году опубликовала рейтинг менеджеров «Топ-1000», где женщины занимают лишь четвертую часть списка. В целом, доля женщин в структурах управления составляет от 7–10 %. При этом самыми распространенными сферами для успешной карьеры женщин являются индустрия красоты и спорта, реклама и медиа, розница, туризм и гостиничный бизнес, фармацевтика, а так же FMCG (fast moving consumer goods — быстро оборачиваемые потребительские товары). А в таких сферах, как госструктуры, производство, а так же девелоперских бизнесах (бизнесах, построенных на проектной основе) присутствие женщин на серьезных руководящих должностях встречается очень редко [2].
Существует множество важных вопросов, которые касаются особенностей и традиций построения карьеры управленца у Российских женщин. К ним относятся:
- какие факторы влияют на карьеру женщины в России;
- что мотивирует женщин к построению карьеры;
- какие существуют внутренние барьеры, препятствующие Российским женщинам продвигаться по карьерной лестнице.
Почему же, несмотря на запрет дискриминации по половому признаку в Конституции Российской Федерации, женщинам так сложно бороться за свои права?
Общественной организацией, объединяющей наиболее успешных Российских женщин-лидеров, «Комитетом 20», было проведено исследование, в котором участвовало более 140 топ-менеджеров ведущих российских, а так же западных компаний в различных регионах России, были выявлены некоторые национальные особенности карьерного роста женщин России.
На основании этого исследования выяснилось, что более 61 % опрашиваемых уверенны, что в руководстве компании обязательно должны участвовать женщины, поскольку, по их мнению, даже несколько компетентных представительниц женского пола могут сделать менеджмент всей компании намного эффективнее за счет создания «сбалансированной команды». Проанализировав многие международные исследования на эту тему можно заметить, что у компаний, в руководстве которых есть хотя бы три женщины показывают более эффективные результаты по всем показателям, по сравнению с аналогичными, где руководство состоит исключительно из мужского коллектива. Надо отметить, что Россия в таких исследованиях занимает далеко не последнее место, опережая в этом вопросе такие страны как Япония, Австрия, Нидерланды [3].
Но, даже не смотря на реальные статистические данные и отчеты, говорящие о важности и эффективности для компании присутствия женщин в руководстве, тем не мене, большинство опрашиваемых, а это 40 %, сами хотели бы работать под мужским руководством, и только лишь 4 % предпочли бы женщину в качестве руководителя. Остальные участники опроса, а именно 56 %, сказали, что для них пол руководителя не имеет значения.
Важно отметить, что большинство людей считает важнейшим стимулом для Российской женщины в построении карьеры не финансовую независимость и стремление защитить своих детей от денежных проблем, скорее психологические факторы. К таким относятся желание женщин чувствовать себя независимо и свободно в профессиональном плане, необходимость само реализоваться, профессионально вырасти, такого мнения придерживаются 91 % опрашиваемых, как женщин, так и мужчин. Более того, представительницы женского пола на 16 % чаще мужчин ответили, что им нужен карьерный рост для самореализации, удовлетворения бизнес амбиций, реализации лидерских качеств. При этом женщины на пути своего карьерного роста и при планировании его гораздо реже мужчин рассчитывают на связи и чью либо помощь в продвижении.
Что касается внешних барьеров, то исследования показали, что в вопросе построения карьеры это отказ руководителей в продвижении. При этом в Российских компаниях предвзятость к представительницам слабого пола по причине гендерных стереотипов встречается намного чаще, чем в иностранных компаниях (24 % против 5 %) [3].
Кроме внешних барьеров, существуют так же серьезные внутренние барьеры, мешающие женщинам продвигаться по карьерной лестнице, главной из них является женская система ценностей. Не смотря на сложность и динамичность современной жизни, многие женщины все так же считают свою семью важнейшей частью жизни и предпочитают строить карьеру там, таких оказалось 40 %. Другие 40 % считают одинаково важными работу и семью. Нужно понимать, что стремление к серьезному карьерному росту влечет за собой пропорциональный рост самоотдачи. В итоге это не может не сказаться на любой личной жизни, а если для женщины даже одинаково важны эти два вопроса, то рано или поздно ей придётся остановиться в карьерном продвижении, иначе это неизбежно скажется на семье. Именно это является основной причиной отказа от карьеры.
Кроме того, именно Российские женщины чаще представительниц других иностранных компаний, страдают от «внутреннего давления» связанного не с их трудоспособностью, самоотдачей, профессионализмом, а с половой принадлежностью (27 % против 7 %), в результате чего мы можем наблюдать соответствующее соотношение мужчин и женщин на отечественном рынке труда [4].
Анализ ситуации на рынке труда в России показывает, что стереотипы по поводу женщин-руководителей все еще существуют и даже процветают. Так, например, почти половина опрошенных считают, что женщина не может качественно совмещать полноценную семейную жизнь и работу. Так же 38 % полагают, что женщина при активном построении карьеры становится намного более жесткой, циничной, холодной и теряет свою женственность. И почти все считают, что ситуация, когда представительница слабого пола занимает серьезные позиции в больших компаниях и имеет соответствующее влияние и уважение просто исключительная ситуация, которая бывает крайне редко. Но, поскольку руководство иностранных компаний-гигантов не придерживаются такого мнения, можно сделать вывод, что Российский рынок все еще очень отстает от рынков других стран.
Рис. 1 Соотношение мужчин и женщин в Советах директоров крупнейших российских и европейских компаниях на 2012 год [4].
Далеко не каждая женщина может быть хорошим руководителем, но это же можно сказать и про мужчин. Есть женщины, которые пытаются скопировать поведение мужчин на работе, но чаще всего заслуживают этим агрессивность и нелюбовь коллектива. Но, ученые стали замечать, что у многих дам-управленцев есть свой «женский» стиль руководства. Если мужчины, будучи руководителями, проявляют такие качества как: жесткость, агрессивность, властность, прямолинейность, нежелание строить более неформальные отношения с коллегами, кроме того они реже нуждаются в одобрении, похвале, для них намного важнее достижение цели. То женщинам напротив очень важно одобрение, поддержка, признание, поэтому в качестве руководителя они более внимательны, дружелюбны, общительны, могут выслушать комментарии в свой адрес. Они как бы более гибкие, способны совмещать в себе мужские и женские качества одновременно, применяя их в зависимости от ситуации. Именно эти качества в совокупи с женским взглядом на многие вещи дают действительно впечатляющие результаты. На сегодняшний день многие источники говорят о большей эффективности женского руководства по сравнению с мужским.
Многие исследователи полагают, что, не смотря на, в целом, позитивные изменения на рынке труда России, именно гендерные стереотипы являются главной причиной торможения планомерного развития карьеры специалистов в нашей стране.
Литература:
1. Электронный журнал «Бизнес инвестор». Самые успешные женщины России URL: http://www.business-investor.info/ Дата просмотра: 18.10.2013
2. Ассоциация менеджеров России. Топ 1000 менеджеров России URL: http://www.amr.ru/ Дата просмотра: 10.09.2013
3. Головачева В., Комаров В., Рачков Б, Скляров И. Управление деловой карьерой. Практический маркетинг. — М.: Инфра-M 2009. — 267с.
4. Кадровый центр «ЮНИТИ». Данные Еврокомиссии на январь 2012 года URL: http://www.uniti.info/ Дата просмотра: 28.09.2013