Современная социальная наука различает такие понятия как, пол (sex) и гендер. Первое из них использовалось для определения анатомо-физиологических особенностей человека, на основе которых люди делятся на мужчин и женщин. Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.
В самом общем виде понятие гендер обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Актуальность подобной проблематики в сфере государственного управления очевидна, поскольку традиционно женщины были вытеснены из сфер влияния на политические, социальные, экономические и другие процессы. В настоящее время часто затрагивается тема « женского вопроса » основой которого является равенство женщин и мужчин в их правовом статусе, а так же в принятии и реализации мер касающихся личной, семейной, общественной и политической жизни. Решение донного вопроса предстает с новой стороны и определяется как гендерная асимметрия в процессе демократизации и преобразований в Российском обществе.
Под гендерной асимметрией мы понимаем - непропорциональную представленность социальных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них в различных сферах жизни.
Составной частью гендерной асимметрии на государственной службе является проблема гендерной идентичности. Она заключается в несоответствии различий социального восприятия человека, биологическим особенностям личности, относящихся к половому признаку индивида. Человек того или иного пола должен биологически осознавать себя мужчиной или женщиной, а в социальном плане быть нейтрально половым.
В настоящий момент времени подобного рода исследования носят единичный характер и открывают новое направление в социологических исследованиях. Среди исследователей можно выделить таких как К. Миллет, Дж. Митчелл, А. Джаггар, С. Бордо, С. Хардинг, М. Фрай, И.Ф. Арманд, A.M. Коллонтай, Н.К. Крупская [1].
Основополагающими стали идеи классиков социологии Э.Дюркгейма (общественное разделение труда и теория половых ролей), Г. Зиммеля (формальная социология и категория женской культуры), К. Маркса, Ф. Энгельса (участие женщин в сфере духовного и материального производства), И. Гофмана, Т. Парсонса и др. Они рассматривали гендерное неравенство, как фактор, влияющий на социальное положение мужчины и женщины.
Гендерное неравенство в сфере государственного управления проявляется в отсутствии возможности принятия важных управленческих решений, в положении на рынке рабочей силы. В процессе появляются новые признаки гендерного неравенства. В настоящее время очень остро стоит вопрос о несоответствии между юридическим равенством и представленными возможностями для его реализации со стороны государства. Эта проблема носит не только социальный характер, но и биологический, а так же является средством не эффективности использования внутренних человеческих ресурсов, которые необходимы для участия в управленческой деятельности. Реальное положение мужчин и женщин может быть различным, как вследствие пола (биологические различия), так и вследствие гендерных особенностей (социальные различия). Система мер или программа, разработанная без учета этих различий, может не соответствовать интересам полов, так как, каждый мужчина и каждая женщина не одинаковы. Заметим, что кроме связанного с полом распределения видов труда, существует еще и издревле сложившаяся иерархия, она и является причиной социального гендерного неравенства. Сферы общественной жизни, занятые мужчинами, считаются наиболее важными и престижными, а деятельность женщин рассматривается как однозначно вспомогательная.
Такие отношения рассматривает гендерная социология.- отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Предметом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин [2]. Гендерная социология переживает сейчас очередной подъем, который связан с увеличением роли женщин во всех сферах общественной жизни. Тем не менее государственные служащие в Российской Федерации имеют твердое мнение о бесперспективности карьеры женщин в высших уровнях государственной власти.
Зачастую чрезвычайно важную роль в сфере государственного управления играет стереотипное восприятие. Одним из наиболее распространенных стереотипов является представление о типично женских и типично мужских качествах человека [3]. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы.
Гендерные cтереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и направляет его поведение в определенное русло. Он выражает отношение, установку данной социальной группы. У разных групп и культур гендерные стереотипы совершенно противоположны. Таким образом меняющиеся стереотипы в отношении карьерного роста женщин, реализации их профессиональных возможностей открывают перспективы для оптимизации гендерной жизнедеятельности , а с другой стороны позволяет по новому рассматривать социополовые функции родителей, коллег, политиков и представителей властных структур.
В настоящее время в России прослеживается низкий уровень занятости женщин на высших должностных постах государственной власти. На долю женщин — государственных служащих по всей стране приходилось тогда 68% всех государственных служащих [4]. Согласно результатам проведенного нами опроса по области в органах государственной службы. В котором приняло участие 200 человек (100 мужчин и 100 женщин) были выявлены следующие показатели: женщины чаще занимают руководящие должности с более низким уровнем ответственности, чем мужчины. Например, женщины, как правило, занимают должности главного бухгалтера (87%) или должность главного экономиста (80%) в то время как на позиции начальника отдела наблюдается: 32% женщин и 68% мужчин, главы департаментов и их заместители составили:100% мужчин.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том что, существует множество причин, по которым доступ женщины к руководящим должностям закрыт или ограничен. По мнению Кочкиной большинство женщин, имеющих власть, руководят исключительно женщинами. Это объясняется «антиматриархатом» мужчин, в основе которого лежит нежелание находиться в подчинении у женщины и желание сохранить монополию мужчин в руководящей власти [5]. Ключевым препятствием для женщин является то, что подъем по организационной лестнице связан с появлением подчиненных.
Интересна, на наш взгляд, мотивация современных женщин по поводу их участия в политике. Участие в политике для них – жизненная потребность в справедливости, в стремлении, изменить жизнь в интересах женщин [6]. Для многих женщин-политиков присуще чувство личной ответственности за проблемы, стремлением личным участием повлиять на ситуацию в обществе.
Подводя итоги статьи, можно констатировать факт прочно закрепленной в сфере государственной власти РФ, социально значимой тенденции развития гендерной иерархии. В которой в основном мужчины занимают руководящие посты, а женщины, более низшие и вспомогательные должности. Тем самым можно отметить, что гендерная асимметрия в сфере государственного управления, резко снижает эффективность принятия управленческих решений, так как не учитывается значимый опыт половины населения страны.
На мой взгляд, решение социальной проблемы гендерной асимметрии можно рассматривать через призму принципа равенства прописанного в Конституции РФ. В частности стандарты, закрепленные в Конституции России, и в международных актах подлежат безусловному осуществлению и являющиеся обязательными для государств. Исходя из выше изложенного, проблемная ситуация утверждения женщин на руководящих постах в органах государственного управления, заключается в назначении женщин на руководящие должности в сфере образования, культуры здравоохранения и других видов социальной деятельности при условии реализации потенциальных возможностей биологически присущих только женщинам.
Литература:
Крупская Н.К. Женщина как равноправный гражданин СССР: сборник статей и речей. - M., 1937; Арманд И.Ф.
Титаренко Л.Г. Гендерная социология. Энциклопедия социологии 2009. C. –179.
Канапьянова P.M. Женщина на государственной службе Москва, изд. РАГС 2004. С – 46.
Женщины и мужчины России. 2009: стат. сб. М., 2009. С.- 232–233.
Кочкина Е. Женщины в российских органах власти// ОНС. 2008. №1 C. – 179.
Канапьянова Р.М. Гендерная асимметрия на государственной службе: Траектория преодоления стереотипов. Москва, изд. РАГС 2006. С. – 34.