Семья. Из прошлого в будущее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Миронова, Н. Н. Семья. Из прошлого в будущее / Н. Н. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1359/ (дата обращения: 17.12.2024).

Семья является важнейшей общечеловеческой ценностью, в которой условия существования самого сообщества людей сообразуются с высокой социальной, природной и духовной целесообразностью. Семья – это образ жизни, который выработало человечество на протяжении своего существования. Семья - важнейшее условие функционирования всей социальной структуры общества, в ней заключается мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития.

Сейчас распространено мнение, что в нашей стране, да и во всем мире существует такая проблема, как «кризис семьи»: увеличивается количество разводов; отмечается позднее вступление в брак и рождение детей; распространяются альтернативные варианты организации семейной жизни, в частности, нерегистрируемые браки и внебрачные рождения и т.п.

Кризис семьи вызван эгоизмом, стремлением к абсолютной независимости и самодостаточности, убежден председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион.

Семья по-прежнему актуальна, просто ее смысл и функции в нашей жизни меняются. Она превращается в индивидуальный проект, основанный на личном выборе ответственности каждого из нас. Современным мужчинам и женщинам важно понять, с какой именно целью следует делить свою жизнь с другим человеком.

Сегодня эта цель уже не та, что прежде. Ранее одну из главенствующих ролей долгое время играла экономическая мотивация, которая сейчас отступает на задний план: и мужчины, и женщины в состоянии успешно жить и делать карьеру в одиночку. Интимные отношения все меньше ограничены семейными рамками. Растет число матерей-одиночек, а также и отцов-одиночек, таким образом, не все семьи ориентированы на детей. Все большее значение в современной семье приобретает функция психологической поддержки. Те семьи, в чьей жизни присутствуют близкие, постоянные, приносящие удовлетворение отношения с партнером, счастливее, дольше живут и лучше себя чувствуют в пожилом возрасте, чем те, у кого в жизни таких отношений нет [1].

Семья в наше время — не роскошь: в сложном, меняющемся мире мы острее, чем раньше, нуждаемся в этой опоре. Однако парадоксальным образом именно сегодня мы в меньшей степени готовы строить ее, вкладывать силы и время в ее развитие и сохранение.

В массовом сознании долгое время было распространено мнение о том, что женщина - хранительница домашнего очага, воспитательница детей и хозяйка на кухне. Сегодня эти взгляды утрачивают свое значение.

 

Исторический обзор

Если заглянуть в историю, условия для затворничества женщин  в обществе начали складываться в середине XIII - XIV веков с установлением татаро-монгольского ига на Руси. До него в XII - XIII веках в период обособления русских княжеств именно знатные женщины содействовали продвижению тех, кто вел политику укрепления этих княжеств. Немало примеров в раннефеодальной истории Руси, когда находящаяся у власти женщина становилась родоначальницей крупных реформ. Княгиня Ольга, находясь у власти, провела первую финансовую реформу на Руси, установив фиксированный размер дани и порядок ее сборов. Она же первая продемонстрировала возможность заключения равноправных международных соглашений без военных действий: Русь за время ее княжения не воевала ни с одной из соседних держав [3].

Показательно, что в русских летописях XIII века почти «не встречаются сведения об активных женщинах; жены и дочери русских князей упоминаются лишь как лица страдательные, как объект захвата и насилия». Именно установление татаро-монгольского ига на Руси способствовало закреплению унизительных для женщины норм поведения. После этого низкое правовое положение женщины закрепилось на долгое время. Таким образом, именно замкнутость русского общества в целом и женское затворничество в частности становятся в XVII в. существенным тормозом развития страны.

Образование — одна из ключевых ступеней к достижению поставленных целей и самореализации в профессиональном и личном планах. Большинство женщин до советского времени не получали образования, исключением в основном являлись представительницы дворянского сословия. Впервые наравне со студентами русская женщина появилась в университете  (Санкт – Петербург) осенью 1860 г. Его ректор П. А. Плотнев разрешил женщинам посещать лекции юридического, большинство лекций естественного и историко-филологического факультетов. Одними из первых студенток были Н.Корсини, А.Блюмер, М.Богданова, Н.Суслова, М.Бокова. Отношение к ним педагогического состава было различным: от откровенно враждебного до сочувствующего, в целом преобладавшего [3].

В сегодняшнее время, когда женщины добились формального закрепления своих прав и свобод, их участие в жизни общества все более значимо. Представительницы прекрасного пола участвуют практически во всех видах экономической деятельности, внося в нее значительный вклад. В свете всех этих фактов становится ясно, почему представления о распределении ролей в семье претерпевают серьезные изменения. Традиционно добытчиком, кормильцем считался мужчина, а на женщин в первую очередь возлагалась ответственность за хозяйство и воспитание детей. Сегодня ситуация постепенно меняется, и женщина все больше входит в роль кормильца семьи. Она перестает постоянно находиться дома, заниматься домохозяйством и воспитанием детей.

Согласно последним исследованиям, все больше матерей предпочитают совмещать работу и семью – это общая тенденция, как для России, так и для большинства европейских стран. Для подавляющего большинства населения именно сфера труда (производственной деятельности) является не только важнейшим полем личностной самореализации, но и основным источником дохода.

Так почему женщины, став матерями, все равно стремятся на работу? Несомненно, важнейшая часть их мотивационных структур – материальная составляющая работы. Женщины ощущают, что их доход в бюджете семьи часто оказывается решающим для экономической устойчивости и уверенности в завтрашнем дне. Доля доходов от основной занятости женщин-матерей в общем доходе домохозяйств составляет в среднем 42%, а в неполных семьях – 72% [2]. Таким образом, бытующие стереотипы о мужчинах–кормильцах, похоже, все меньше соответствует действительности. Значимость для семьи доходов от женской занятости часто выталкивает женщин на работу даже до окончания срока отпуска по уходу за ребенком, поскольку размер соответствующего пособия  не покрывает бреши в семейном бюджете.

Значимую группу причин раннего выхода на работу составляют рыночные риски (опасения потерять рабочее место, квалификацию, установка на профессиональную карьеру). Также весьма важными оказываются причины социального характера (желание независимости, потребности в общении и общественном признании и пр.). Это означает, что потребность быть в социуме, общаться вне семьи – один из значимых факторов, определяющих занятость женщин, привычный способ адаптации в общественную жизнь, вне зависимости от достатка и степени социальной уязвимости семьи [2].

Наиболее карьерно – ориентированными являются одинокие матери. Из-за необходимости самостоятельно воспитывать ребенка эта группа женщин особенно мотивирована не только на поиск успешных путей оптимизации материнства и работы, но и на личный успех.

 

Баланс семьи и работы

Таким образом, большинство женщин, становясь матерями, продолжают работать. Для многих работающих матерей основной проблемой становится соблюдение баланса между семьей и работой. Если нет достаточных условий для успешного сочетания рабочих и семейных обязанностей, они чаще испытывают усталость и стресс, которые могут стать как причинами неэффективной работы, так и причинами проблем в семье.

Наличие 3-х и более детей в семье практически во всех случаях означает отказ женщины от профессиональных амбиций. То же самое касается матерей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Можно сделать вывод, что в современных условиях стремление женщины работать с одной стороны способствует ее самореализации, однако с другой стороны в определенных случаях является одной из причин кризиса семьи. Стремление совмещать карьеру с созданием семьи, воспитанием детей бывает порой невозможным, что в свою очередь отражается на характере семейных взаимоотношений, внутрисемейном климате, физическом и психическом здоровье членов семьи, эти обстоятельства негативно воздействуют на современную семью, снижают ее воспитательный потенциал.

В России у работающих матерей, безусловно, преобладающим является традиционный тип занятости, что означает работу на условиях бессрочного или долгосрочного найма с полным рабочим временем. Считается, что традиционный тип занятости обеспечивает большую степень защищенности, но меньшую доходность по сравнению с гибкими рабочими местами, где рыночные риски работник берет на себя.

В современных условиях, когда большинство женщин стремятся реализовать себя, либо вынуждены работать, снижению материальной уязвимости семей с детьми и повышению рождаемости, гораздо более эффективно будет способствовать активная политика государства в сфере занятости, чем любая система материального вспомоществования [4].

Сегодня на женщину, как и раньше, приходится основной груз ответственности за семью и детей, в нынешних условиях она делает существенный, а порой и больший, вклад в семейный бюджет. Перераспределяются гендерные роли. И, тем не менее, воспитательная функция в семье все еще является одной из основных, в детях необходимо воспитывать культуру мужественности и женственности. При столь значимой утрате мужчиной своих традиционных ролей ему становится все сложнее воспитывать смелость, ответственность в своих детях. Вот почему очень важно, чтобы роли в семье были пересмотрены, как это практикуется во многих европейских странах.

Литература

1. Женщины и мужчины России. — М.: Госкомстат России, 2000.

2. Козина И. Работающие матери. См.: http: //www.polit.ru/analytics

3. Хеннниг М., Жарден А. Леди-босс. –М.: Дело, 2001.

4. ЮНИСЕФ. «Женщины в переходный период». Региональный мониторинговый доклад № 6. Флоренция: Международный центр развития ребенка ЮНИСЕФ, 1999.

 

Основные термины (генерируются автоматически): семья, женщина, Русь, большинство женщин, воспитание детей, долгое время, мать, работа, ребенок, Россия.


Задать вопрос