Модернизация общества несет в себе также изменение гендерных ролей в семейно-брачных отношениях, увеличение конфликтности в семьях.
Ключевые слова: семья, конфликты, гендерная роль, брак, семейные взаимоотношения.
Испокон веков традиционно женщина являлась хранительницей домашнего очага, находясь в доме, поддерживала огонь, кормила и воспитывала детей, а мужчина, в свою очередь, осуществлял роль добытчика, охотника, роль главы семьи.
Шли века, менялась история, семейные устои, однако суть ролей оставалась та же. В настоящее время, гендерные роли супругов претерпевают изменения на фоне общей модернизации.
Понятие «гендер» определяется как социальный пол. Пол как продукт культуры. М. Ю. Кондратьев и В. А. Ильин характеризуют понятие «гендер» как социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе [1].
Понятие гендера означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
И. С. Кон отмечал [2]: «гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении». Социальное проявление гендерной идентичности индивида. И. С. Кон считал, что и пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определённый порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.
Многообразие гендерных ролей в различных культурах и разных эпохах, говорит о том, что наши гендерные роли формируются культурой, в которой росли и воспитывались. В дореволюционной России, на большей части ее территории преобладал патриархальный строй. Для славянских народов, нормы взаимоотношений мужчин и женщин, происходили от православных канонов, где положение мужчины признано главенствующим. Из древне взаимоотношения супругов четко регламентировались: в памятнике литературы Древней Руси «Домострое», расписаны роли мужа жены, принципы воспитания детей, отношения между поколениями, моральные нормы были едиными и основывались на христианских заповедях. Сферы деятельности супругов строго распределялись: муж — глава, он в праве поучать жену, детей, даже наказывать их физически; жене — надо быть трудолюбивой хозяйкой, заботиться о детях, во всем слушаться мужа. Однако, в реальной семейной жизни, данный уклад мог отличаться, о чем свидетельствуют некоторые произведения народного творчества, где влияние на мужа имела как раз-таки жена [3].
В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, происходят социальные изменения, что приводит к трансформации традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Вне зависимости от возраста, данные процессы оказывают влияние на любого члена общества. Поскольку гендерная культура ребенка формируется, в первую очередь в семье, в связи с этим трансформация представления о гендерных ролях у молодежи, становится предсказуемой.
В связи с модернизацией современного общества, происходят изменения в сознании молодого поколения, это приводит к изменению их системы ценностей, в том числе и в семейно-брачных отношениях.
Сегодня формируются новые формы семейно-брачных отношений, которые характеризуются определенной противоречивостью. С одной стороны, молодые люди, вступая в семейно-брачные отношения, оказываются под воздействием социальных установок, заложенных родителями в процессе первичной социализации, а с другой стороны, значительное влияние на молодежь оказывают социальные установки, приобретенные в процессе вторичной социализации, формируемые средствами массовой информации и социокультурным окружением.
В связи с ускорением ритма жизни в современном обществе, в котором самим же обществом диктуются все более новые требования к социальным и гендерным ролям, люди вынуждены соответствовать новому ритму жизни.
Происходят изменения: модернизируется роль женщины, она теперь не только «хранительница очага», но и «добытчик». Чаще встречаются случаи в обществах, которые подвержены влиянию запада. В восточных странах, не так развито, так как во многих, например мусульманских странах, по-прежнему, роль женщины прежде всего — роль «хранительницы очага».
Современная женщина уже не каждая считает себя «хранительницей очага», а мужчина — не каждый «кормилец и добытчик». Наличие большинства семей, в которых оба супруга имеют доход, отчасти обусловлено эгалитарным характером распределения обязанностей. Женщина перестает «сидеть дома», она также включается в процесс материального обеспечения семьи.
В редких случаях жена имеет более высокий заработок по сравнению с супругом, однако наблюдается тенденция с постепенному уравниванию доходов.
Всё это оказывает значительное влияние на изменение распределения гендерных ролей, так как женщина получает возможность также стать «кормилицей». Женщина приобретает самостоятельность, уже не только в плане ведения хозяйства, воспитания детей, но и заработка.
В сознание молодежи «вторгается» иностранная среда, под влиянием глобализации происходит подмена ценностей молодежи, в частности можно говорить об американской культуре, которая в настоящее время распространяется по всему миру. В условиях глобализации возрастает количество межнациональных браков, которые наиболее остро подвержены кризисным моментам. Это происходит из-за культуры, которую не принял, не привык или не смог адаптироваться один из супругов.
На смену патриархальному типу семьи приходит эгалитарный. Если ранее главой семейства считался отец, и не придавали особого значения интересам других членов семьи, то особенностью эгалитарной семьи является отсутствие авторитета в семье, равноправие между мужчиной и женщиной. Каждый имеет право голоса, самовыражения, проблемы и обязанности могут решаться сообща.
Современный подход к разделению обязанностей в семье признает равные права как мужа, так и жены работать, заниматься карьерой. И муж, и жена в одинаковой мере могут воспитывать детей, проявляя к ним заботу и внимание. Мужчины должны быть больше заинтересованы выполнением домашних дел, считаться с мнением жены в процессе принятия семейных решений [4].
Среди женщин все еще превалирует ориентация на семью по сравнению с работой и карьерой [5], тем не менее работа также входит в число наиболее приоритетных ценностей [6].
Чтобы полностью реализовать себя как личность, женщины получают образование наряду с мужчинами, работают, делают карьеру — и формально не встречают почти никаких запретов. Но при этом необходимость ведения дома и воспитания детей увеличивает нагрузку женщины. Поэтому многие женщины стоят перед выбором — либо семья, либо карьера [7].
Главная проблема сегодняшнего дня — конфликт интересов, когнитивный диссонанс и ущемленное чувство справедливости у тех жен, кто выполняет и мужские, и женские обязанности, не получая помощи от мужей.
Рост конфликтности в семьях возможен там, где женщина претендует на главенствующую роль в семье, ущемляя в чем-то мужчину и выполняя обязанности, ранее относящиеся к мужским.
Такие обязанности как воспитание и обслуживание нужд детей, помощь в выполнение домашний заданий (уроков), посещение кружков и дополнительных занятий детьми, покупка продуктов, приготовление пищи, уборка и поддержание порядка, выполнение других бытовых нужд (стирка, глажка, вынос мусора), организация семейного досуга, уход и забота о здоровье членов семьи, поддержание родственных и дружеских связей, зачастую дополняются еще и материальным обеспечением, ремонтными работами и мелкой починкой.
При повышении нагрузки на одного партнера, чаще женщины, возникает перегруз обязанностей. Как следствие, неудовлетворенность браком, отношениями, возникают внутриличностные конфликты, затем и межличностные конфликты, между партнерами.
Вступление в брак предполагает приобретение новых социальных ролей (мужа или жены) и семейных обязанностей. От того, соответствует ли действительность ожиданиям, зависит и удовлетворенность браком.
В молодых семьях заметны различия в распределении обязанностей: они более склонны делить их пополам. Молодые мужья чаще, чем мужья по старше, занимаются бытовыми делами (моют посуду, стирают и пр.). В целом можно заключить, что молодые супруги стремятся к равенству полов, признают совместное равноценное участие супругов в семейной жизни, что говорит о формировании в молодежной среде нового стереотипа распределения семейных обязанностей.
В связи с этим, можно предложить возможные пути решения проблем: пропаганда семейных ценностей, распределение семейных обязанностей между партнерами и другими членами семьи (детей), обращение к специалистам (семейным психологам) в случае возникновения конфликтных ситуаций, которые не удается самостоятельно решить.
Подводя итоги по взаимодействию полов в семейной жизни, можно сказать, что происходящие изменения во всех сферах жизнедеятельности в постсоветских странах затронули и область семьи, смещая ориентиры от традиционного гендерного уклада к современной, эгалитарной модели семьи.
Литература:
- Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. − М.: ПЕР СЭ, 2007. − 464 с.
- Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И. С. Кон — М., 2009. — С. 763–776.
- Щапов Я. Государство и церковь Древней Руси Х—XIII веков / Я. Щапов. М., 1989 г.
- Титаренко Л. Г. Гендерная социология: Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2003, 154 с.
- Скутнева С. В. Гендерные аспекты самоопределения молодежи // Социс. 2003. № 11. с. 78.
- Титаренко Л. Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. Мн.: БГУ, 2004. 205 с.
- Винокурова Н. А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет // Социс. 1999. № 4. с. 82–86.