Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности «Домовой группы» \ (аппликация)
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить со свойствами материалов «Фетр», «Шерсть», «Вата», «Солома» (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие).
Развивающие:
- Обеспечить условия для развития навыков поисковой деятельности (познавательное развитие):
— способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы поиска на поставленную проблему;
— способности строить и мотивировать свои предположения;
— умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения.
- Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений (речевое развитие).
- Способствовать развитию умения «работать» в микро-группах, договариваться и обсуждать совместные действия (социально-коммуникативное развитие).
- Создать условия для развития способности последовательно осуществлять свой замысел, аккуратно пользоваться клеем и выбранными материалами (художественно-эстетическое развитие).
- Создать условия для развития мелкой моторики рук.
- Создать условие для развития физической активности.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к героям русского фольклора.
Организация детских видов деятельностей:
— совместная деятельность ребенка со взрослым;
— самостоятельная деятельность ребенка;
Оборудование :
— сундучок, клей ПВА, кисточки по количеству детей, фетр, солома, шерсть, вата, пластмассовые глазки, тесьма, ножницы, шаблон одежды и шаблон картонного домовенка.
Приобщение детей к народной культуре способствует формированию у них патриотических чувств и развивает духовность. Воспитание гражданина-патриота, любящего свою Родину — задача актуальная особенно сегодня.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Этническая идентичность или национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека с ранних лет. Именно в дошкольном возрасте происходит становление основ характера и выработка норм поведения, во многом зависящие от социального окружения.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Ход образовательной деятельности
- Вводная часть.
— Ребята, давайте по старой, доброй традиции возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку и хорошее настроение, с помощью нашего упражнения «Улыбка» (рот широко открыт, расстояние между зубами верхней и нижней челюсти небольшое, руки обеих рук широко расставлены).
А сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то...
Все верно — это домовой. А откуда вы знаете о таком мифическом существе? (Дети отвечают, что видели мультфильм с его участием, читали сказки, кто- то слышал истории от родителей, бабушек и дедушек).
У Домового было много имён — Суседко, Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Лизун, Постен ( «по стене» или от «тени» ) — важнейшая часть нашего жилища, дома. Это мифическое, существо было неотъемлемой частью мира, в котором жили наши предки. Обеспечивал нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных. Согласно поверьям, чем меньше в вашем доме скандалов и злых слов, чем больше любви и уважения — тем сильнее, добрее и заботливее ваш домовой . Как и у людей домовой отмечает день рождения 10 февраля. Принято в этот день ставить ему еду на тарелочке — кашу, сахар, варенье, хлеб, кусочек сладкого пирога, а также свежее молочко и сладкий компот.
Если Домовому будет весело и интересно в вашем доме — он всегда будет вам помогать, сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения. А кто любит покушать по ночам? У меня есть новость, считается, что на ночь кухня переходит «во владение» Домового. Ходить туда нельзя ни в коем случае. Иначе Домовой испугается и не будет помогать семье.
(Педагог показывает иллюстрации домового. Затем дети обращают внимание на сундучок, находящийся в группе. Открывают и обнаруживают различные материалы и шаблоны одежды и домового: фетр, солома, шерсть, вата, пластмассовые глазки, тесьма, ножницы, шаблон одежды и шаблон картонного домовенка).
— Ребята, а что вы нашли в сундуке? (ответы детей).
— А как, вы, думаете, для чего нам нужны шаблоны одежды? Что за материалы? И для кого они? (Дети знакомятся с особенностями шерсти, фетра, ваты, высказывают свое мнении об особенностях каждого материала и предполагают, что это для домового, которого дети сделают сами).
— Правильно, для домового, мы сделаем своего защитника, чтобы в нашей группе всегда царила приятная атмосфера.
— Ребята, а вы знаете, что домовой очень любит играть?
Физминутка «Кузьма»
Мы, Кузьма, здесь засиделись
И размяться захотелось,
Руки в боки, улыбнулись,
Вправо, влево повернулись,
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
А теперь давай все вместе,
Мы попрыгаем на месте
— Посмотрите, ребята, когда мы открывали сундучок, с него выпали пуговицы. Давайте, их соберем. (Дети собирают рассыпанные на полу пуговицы двух цветов желтого и красного).
Вам необходимо взять одну пуговицу, и в соответствии с цветом разделитесь на две команды. (Дети делятся на две команды, договариваются и выбирают, какая команда делает домового, а какая одежду для него).
- Основная часть.
Прежде чем приступить к работе разомнем наши пальчики
П/г «Человечек»
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимают и разжимают пальцы)
Буду с мамой рисовать.
(круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)
Вот головка, вот животик,
(руками рисуют маленький и большой круг)
Ножки, ручки, глазки, ротик
И прическа из колечек
(рисуют в воздухе колечки)
Получился человечек.
(развести руки в стороны)
— Как вы думаете, какой материал нам понадобится при изготовлении самого домового? А одежду? (ответы детей)
— Вам необходимо подойти к нашей мастерской и согласна своим подгруппам выбрать соответствующий материал. (Дети подходят к столу и приступают к работе. В процессе продуктивной деятельности педагог оказывает детям необходимую помощь).
- Рефлексия.
— Какой красивый у нас получился домовой! Скажите, а как будут звать нашего домового? И где он у нас в группе будет находиться? (Дети дают несколько вариантов имен и путем голосования выбирают имя — Афоня).
— Что нового вы сегодня узнали? Какие трудности возникали? Что понравилось? Все по плану мы с вами сделали? Ничего не упустили? (Дети, опираясь на модель трех вопросов, делают выводы).